Цифровая лаборатория в доу доклад

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Руководитель программы

Воспитатель Максимова Юлия Владимировна

Организацияисполнитель Адрес организации исполнителя

Пермский район, д. Кондратово, ул. Камская 2а

Цели программы

Формирование у детей 4 – 7 лет познавательноисследовательской активности, самостоятельности, любознательности, способности к логическому мышлению при совершении новых открытий.

Направленность программы

Срок реализации программы -

Вид программы Уровень реализации

Система реализации

контроля за исполнением программы

Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

- Развить познавательную активность, интерес к окружающему миру, желание узнать новое;

- Приобрести ряд познавательных умений и навыков.

Новизна: новизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование ИТК, экологических инсценировок, лабораторной, исследовательской и трудовой деятельности . Материал конкретизирован для занятий в средней, старшей и подготовительной к школе группах детского сада в рамках кружковой работы по познавательному развитию.

Актуальность. Меняется время – меняется ребёнок, меняется отношение к нему. Окружающая предметная среда ребёнка становится всё более насыщенной разного рода электронными приборами. Подрастающее поколение живет в мире электронной культуры и подчас лучше нас разбирается в нем. Их мир игры – это компьютерные игры, электронные игрушки, игровые приставки. Дети воспринимают информацию посредством телевидения, персонального компьютера, которые не всегда несут полезную информацию. Поэтому, для развития детей на современном этапе требуется овладеть способами и приёмами эффективной мыслительной деятельности, основы которой закладываются в дошкольном возрасте, в момент формирования предпосылок для овладения умениями и навыками, необходимыми для развития способности познавать новое, исследовать, думать.

При составлении комплексно-тематического планирования содержания организованной деятельности использовались следующие образовательные области:

- набор вспомогательных предметов для измерений;

- сопутствующая компьютерная программа;

- брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен.

Данная программа позволит дошкольникам приоткрыть дверь в мир физики, химии и биологии.

Цель программы: формирование у детей 4 – 7 лет познавательноисследовательской активности, самостоятельности, любознательности, способности к логическому мышлению при совершении новых открытий.

Задачи:

Образовательные (обучающие):

- формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни;

- формирование целостной картины мира и расширение кругозора;

- способствовать формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о температуре, свете, звуке, силе, электричестве, кислотности, пульсе и магнитном поле. Развивающие:

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

- пробудить в ребёнке интерес к исследованию окружающего мира и стремление к новым знаниям; Воспитательные:

- воспитание общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Представляю вашему вниманию опыт работы по теме:

Прежде, чем начать работу по экспериментальной деятельности с детьми, мною были изучены программы, методические разработки, рекомендации следующих авторов:

Почему мною выбран именно этот программно- методический комплекс?

В этих книгах наиболее доступно представлены конспекты образовательной деятельности, беседы, наглядный материал, рекомендации по организации детской экспериментальной деятельности.

Для достижения этой цели были поставлены следующие

Расширить представление детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук

Развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях

Воспитывать бережное отношение детей к родной природе

Для повышения уровня знаний детей разработала перспективный план своей деятельности и деятельности детей

Чтобы у детей не пропал интерес использовала на занятиях различные методы и формы обучения :

• Ведущими методами изучения является наблюдение и эксперимент

• Словесные методы : беседа, пояснение, художественное слово о природных явлениях (специфика применения этих методов заключается в том, что воспитатель создает яркие картины реальных событий, а дети устанавливают общие закономерности)

• Опыт, фиксация результатов наблюдений

• Метод экспериментирования (с различными художественными материалами, нетрадиционными формами рисования, лепки)

Организационные приемы: подбор и расстановка соответствующего оборудования, инвентаря для проведения опытов, напоминание детям правил техники безопасности при проведении опытов, работе с материалами

Игровые приемы с привлечением различных сказочных персонажей: Дед Знай, Капелька, Зайка-любознайка, ПочемучкаСобственная продуктивная деятельность детей: практическая деятельность, индивидуально-коллективный труд

• Мотивационный (убеждение, поощрение)

Игровая деятельность: дидактические игры, подвижные игры

• Эвристический (развитие находчивости и активности)

В ходе экспериментов я обогащала опыт детей,они практически осваивали свойства и качества материалов, участвовали в исследовании различных природных материалов.

Детям интересно было узнать, как получаются мыльные пузыри, как звучат предметы, определить свойства воздуха, плавучести предметов, какие бывают камни?

Экспериментируем с различными материалами

Изучаем,как происходит извержение вулкана

С помощью чего, мы видим и слышим?

С помощью чего мы видим и слышим?

Во время совместного исследования мы с детьми ставили цель, определяли этапы работы, делали выводы.

Все занятия с детьми провожу с использованием опытов и экспериментов.

Эксперименты проводятся не только на занятиях, но и в свободной деятельности детей. Дети с интересом наблюдают за свойствами снега на прогулках, определяют его качества.

Исследуем свойства воды

Наблюдаем за таянием льда

Экспериментируем с красками

Целью мастер- класса:знакомство родителей с экспериментированием в неживой природе

Образовательные:Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности с детьми.

Дети узнали, что существует набор, в котором есть цифровой датчик, сделанный в виде

божьей коровки, который обладает разными способностями чувствовать окружающий мир. На занятиях по всем предложенным темам в лаборатории в ходе игры ребенку предлагается придумать способы, как повлиять на окружающий мир, чтобы сделать его комфортнее.

Работая с лабораторией свет, дети выяснили, что свет- это электромагнитная волна, распространяющаяся от источника света, узнали о влиянии света на жизнь растений и человека, что длительное отсутствие солнечного света зимой отрицательно сказывается на здоровье человека. Измеряли освещенность помещения, силу света фонарика. Узнали, что скорость света очень огромная.

Нам еще предстоит познакомиться с новыми понятиями и поработать в лабораториях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сататья о том, что появление цифровой лаборатории в ДОУ обусловлено происходящими изменениями в предметно-пространственной среде воспитанников.

Цифровая лаборатория в ДОУ

В современном мире происходят перемены. Меняется и усовершенствуется техника, меняется отношение к жизни, повышается уровень качества жизни, развивается социально-экономическая область страны. У государства появляется новая задача, которая заключается в построении инновационной экономики и гражданского общества. Время изменяется и людям необходимо совершенствоваться, чтобы идти в ногу со временем.

В современном обществе встает новая цель – как воспитать человека с нестандартным ходом мыслей, новым стимулом и стилем поведения. Происходит потребность в качественно новом образовании. В основе которого закладывается главная задача – воспитание творческой, инициативной, высокообразованной, здоровой и спортивной, ответственной и самостоятельной личности, которая стремится к развитию, обладает способность ставить цели и задачи, реализовывать их, достигать результатов и анализировать свои действия.

Наши маленькие почемучки задают множество интересных и порой сложных вопросов, например, почему тает мороженое, почему магнит притягивает железные предметы, что такое температура. И наша задача заключается в том, чтобы ответы были доступные и понятные, чтобы занятия проходили интересно и увлекательно. Благодаря проведению занятий в игровой форме в цифровых лабораториях будут решены задачи, поставленные педагогом (формирование целостной картины мира и расширение кругозора; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти; формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни; освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками).

Организация образовательного пространства с помощью модулей цифровой лаборатории обеспечивает включение детей в различные виды деятельности, такие как, игровая, познавательная, исследовательская, экспериментирование с различными материалами, повышение творческой активности.

В ходе игровых занятий в цифровой лаборатории ребенку предлагается возможность придумывать свои способы, как повлиять на окружающий мир, чтобы сделать его лучше и комфортнее. Ребенок при взаимодействии со сверстниками и взрослыми ставит перед собой цель, пробует различные способы, совершает ошибки, пробует другие методы, находит правильное решение и достигает цель. Такой опыт бесценен и особо важен в настоящее время.

Таким образом, занимаясь в цифровых лабораториях дети научатся взаимодействовать друг с другом, слушать чужое мнение и отстаивать свое. Благодаря созданным условиям и увлекательным занятиям в игровой форме дети будут чувствовать себя легко, свободно и смогут проявлять инициативу и творчество, самостоятельно принимать решения. Заниматься в цифровой лаборатории это одновременно и полезно и в удовольствие!

Автор: Шмараева Елена Александровна

Населенный пункт: Белгородская область, пос. Пролетарский

Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках,

И, может быть, попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу найти самостоятельно. Мир наш стремительно меняется. Меняется техника, отношение к жизни, социально-экономическое развитие страны. Перед государством стоит задача построения инновационной экономики и гражданского общества. Россия должна сделать рывок в своем развитии. Поскольку изменяется время, ему должны соответствовать и люди. Стране мало иметь хороших исполнителей, ей нужны граждане с новым мышлением, новой мотивацией и стилем поведения.

Перед образовательными учреждениями встала задача: как воспитать такого человека? И если еще недавно очень многие думали, что можно продолжать жить по-прежнему, то сейчас почти все понимают необходимость качественно нового образования. В его основе будет стоять задача воспитания человека творческого, высокообразованного, духовно-нравственного, спортивного и здорового, а также самостоятельного, инициативного, умеющего учиться, ставит цели и задачи, реализовывать их и отвечать за свои действия.

С 1 января 2014 года вступил в действие новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В нем утверждены основные принципы дошкольного образования, среди которых:

формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Реализуя данные принципы, образовательные организации должны ставить и решать ряд задач, например, таких как:

обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования;

возможность формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок для учебной деятельности.

Дошкольные образовательные организации должны использовать такие общеобразовательные программы, содержание которых направлено на развитие личности, мотивации и способностей детей в определенных образовательных областях. К ним относятся: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Учитывая стремительное изменение окружающей предметной среды ребенка, которая становится все более насыщенной разного рода электронными приборами, мы приобрели специальную детскую цифровую лабораторию, состоящую из 4 образовательно-игровых модулей.

Главная цель нашей цифровой лаборатории-пробудить в ребенке интерес к исследованию окружающего мира и стремление к новым знаниям.

Часто нас ставят в тупик непростые детские вопросы: почему магнит притягивается к холодильнику, как появляется свет в лампочке, где живет электрический ток, почему тает мороженое. Каким образом в наше время рассказать ребенку о таких понятиях, как температура, свет, звук, магнитное поле, электрический ток и других, чтобы это было увлекательно, познавательно и грамотно с научной точки зрения.

Использование данной цифровой лаборатории помогает это сделать легко, увлекательно, а самое главное – доступно для детей. Мы хотим развивать в детях любознательность, стремление к познанию и открытиям, научить ребенка ставить перед собой цели и добиваться результатов, правильно реагировать на неудачи и идти вперед, привить культуру общения со сверстниками и взрослыми.

В игровой форме, вместе с нашим героем мальчиком Наурашей, дети учатся измерять температуру, понимать природу света и звука, знакомятся с чудесами магнитного поля, мерятся силой, заглядывают в сказочный мир кислотности. Совместные занятия-игры также увлекательны и интересны взрослым. Мы открываем для себя много нового и познавательного.

Занятия с дошкольниками в мини-лаборатории помогают решению задач, которые они ставят:

  • формирование целостной картины мира и расширение кругозора;
  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  • развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти;
  • формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни;
  • освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

При проведении занятий с данными модулями мы имеет возможность в игровой форме познакомить детей с различными природными явлениями и ввести простейшие понятия, описывающие эти явления.

Главная задача этой научной лаборатории - дать понять маленькому испытателю, что существует некий добрый, почти одушевленный прибор (в каждом наборе есть цифровой датчик, сделанный в виде божьей коровки), который обладает, как и он сам, разными способностями чувствовать окружающий мир. Такой опыт может оказаться весьма полезным, поскольку этот мир не всегда является комфортным: слишком горячим или холодным, очень громким или незаметным и тихим. Организация образовательного пространства с помощью модулей обеспечивает различные виды деятельности детей дошкольного возраста, а также игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с различными материалами. На занятиях по всем предложенным в лаборатории темам в ходе игры ребенку также предлагается придумать способы, как повлиять на окружающий мир, чтобы сделать его комфортнее. Он получает бесценный опыт для дошкольника: ставить перед собой цель и достигать ее, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Помня о том, что игра занимает большое место в жизни дошкольников, мы постарались сделать так, чтобы свои первые научные открытия дети совершали в игровой форме и с большим интересом.

  • Звук
  • Сила;
  • Кислотность;
  • Электричество
  • Свет;
  • Пульс;
  • Магнитизм
  • Температура

В составе комплектов по всем темам имеются:

Наураша проводит с детьми ряд научных опытов и делится знаниями по заданной теме. Путешествуя по лабораториям вместе с героем, мы знакомимся с приборами для измерений и объектами-индикаторами, которые реагируют на результаты проведенных измерений.

Температура - мера нагретости тела.

Градус - единица измерения температуры.

У ребенка есть возможность на объектах-индикаторах увидеть, как влияет температура на их жизнедеятельность.

Работая в лаборатории, дети приходят к выводу, что разные объекты имеют разную температуру, которая может изменяться в зависимости от разных условий.

Электричество - понятие, описывающее явления, обусловленные существованием, движением и взаимодействием электрических зарядов.

Динамо-машина - генератор электричества, преобразующий механическое движение в электрический ток.

Занятия в данной лаборатории мы можем начать с вопроса: без чего не сможет работать компьютер, телевизор, холодильник и другая бытовая техника? Конечно, дети легко ответят, что это электричество. Когда мы ставим более сложные вопросы: как знаки плюс и минус связаны с электричеством, как получить электричество в домашних условиях, живет ли электричество в картошке, когда электричество опасно. Ответить на эти и другие вопросы дети смогут, пройдя вместе с Наурашей задания этой лаборатории.

способствовать развитию интереса детей к исследованиям и эк­спериментам.

Кислотность - величина, отражающая содержание кислоты в растворах, других веществах и т. д.

Для подготовки к восприятию данной темы мы можем дать попробовать детям разные по кислоте фрукты и предложить им ответить, какой из них кислее. Интереснее провести игру с завязанными глазами. Мы подводим детей к мысли, что, сравнивая вкусы, мы проводим определенные измерения. А можно ли измерить кислоту прибором? Всегда ли кислота живет там, где кисло? Полезны ли кислые продукты? Ответы на эти и другие вопросы дети получат, выполнив задания лаборатории.

Магнитное поле — это особый вид материи, посредством которой осуществляется взаимодействие между движущимися электрически заряженными частицами.

Магнит - брусок или кольцо, обычно из металлического сплава, обладающее собственным магнитным полем. Магнитное поле в магните образуется за счет движения электронов (элементарных заряженные частиц) в мельчайших кристалликах металла.

Все опыты и исследования адаптированы для детского возраста, дети могут самостоятельно делать выводы по итогам своей работы.

Занятия с использованием цифровой лаборатории « Наураша в стране Наурандии развивает познавательный интерес дошкольников, таких качеств, как внимание, аккуратность, наблюдательность, способствует развитию интереса к экспериментам и исследованиям.

1.Брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен, которая прилагается к игре.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ( ФГОС ДО).

Читайте также: