Цифровая экономика в рф взаимодействие государства и бизнеса доклад

Обновлено: 02.07.2024

002_Доклад о развитии цифровой экономики в России.jpg

Мы живём в эпоху цифровых преобразований. Цифровые технологии вызывают кардинальные перемены в нашей жизни, учёбе, работе и досуге, позволяют по-новому думать, планировать и принимать решения, открывают новые возможности на всех уровнях государственного и общественного развития, но вместе с тем увеличивают риски и угрозы для существующих бизнес-моделей. Директивным органам приходится постоянно искать способы управления экономическими и социальными изменениями, вызванными цифровой трансформацией.

Для обеспечения успеха цифровой трансформации необходимо непрерывно и последовательно принимать меры по нескольким направлениям. Эти меры необходимы как на национальном, так и на региональном и муниципальном уровнях, а также и на отраслевом уровне.

В первую очередь, чтобы подготовиться к кардинальным изменениям, которые несут с собой нарождающиеся технологии, и раскрыть возможности для цифрового созидания, директивным органам в России и везде в мире следует укреплять нецифровые основы экономики, направляя внимание руководства на роль цифровой трансформации в достижении целей развития национальной экономики, обеспечивать гибкость при внесении изменений в законодательство, необходимых для адаптации к быстро меняющимся требованиям развития цифровой экономики, и расширять права и возможности экосистемы, включающей органы государственной власти, учреждения и организации, ответственные за стимулирование цифровой трансформации и сглаживание подрывных эффектов нарождающихся технологий.

Возможные дивиденды создания конкурентоспособной цифровой экономики весьма высоки, и для ускорения темпов цифровой трансформации необходимо, чтобы лидеры высокого уровня сосредоточились на принятии строго целенаправленной политики и её безупречной реализации.

003_Доклад о развитии цифровой экономики в России.jpg

Правительству необходимо продолжать укреплять цифровые основы путём упреждающих инвестиций в масштабируемую, умную и безопасную инфраструктуру, способную в упреждающем порядке обеспечивать взрывной рост цифрового развития. Необходимо отметить необходимость укрепления экосистемы цифровой трансформации как по горизонтали — во всех отраслях экономики на национальном, региональном и муниципальном уровнях, — так и по вертикали, на всех уровнях государственного управления, промышленности и сферы услуг. Слабое взаимодействие между правительством, частным сектором и научно-образовательным сообществом негативно влияет на темпы цифровой трансформации, реализацию ключевых государственных программ, внедрение новых технологий и бизнес-моделей и на возможность проактивно реагировать на технологические и экономические сбои и кризисы, а также на скорость внедрения инноваций. Сильная, эффективная и действенная экосистема является основой для технологического прорыва, который стремится осуществить российское руководство.

Необходимо развивать цифровые навыки. Несмотря на традиционные преимущества в теоретической науке, российской системе образования не хватает гибкости для обеспечения требований цифровой трансформации во всех сферах экономики. Необходимо укреплять экосистему обучения и воспитания, начиная с детского сада и заканчивая высшим образованием, включая координацию между предприятиями и учебными заведениями в сфере высшего образования и НИОКР. Необходимы инвестиции в образовательные платформы для быстрого развития навыков цифровой экономики в масштабах всей страны, обучение и повышение квалификации имеющейся рабочей силы с акцентом на модели образования, ориентированные на обучение в течение всей жизни.

005_Доклад о развитии цифровой экономики в России.jpg

И наконец, необходима культурная трансформация. Поскольку цифровая трансформация разрушает барьеры между отраслями, регионами, организациями и отдельными людьми, она бросает вызов традиционным централизованным иерархическим структурам управления и требует новой культуры внедрения инноваций. Ключевыми элементами такой культуры являются открытые коммуникации и обмен знаниями, горизонтальное сотрудничество между группами и совместное творчество, активная экспериментация и решение проблем, принятие риска и способность превратить неудачи в возможности. Конкретные инициативы, направленные на продвижение культуры открытых инноваций, должны стать первоочередными для российских директивных органов.

Необходимо ускорить темпы цифровой трансформации традиционной промышленности, где применение ИКТ и нарождающихся цифровых технологий может принести значительные дивиденды во всех звеньях производственно-сбытовой цепочки, повышая тем самым конкурентоспособность ключевых отраслей промышленности.

006_Доклад о развитии цифровой экономики в России.jpg

Таким образом, приверженность российского руководства цифровой трансформации как национальному приоритету, дополненная реализацией эффективной политики в ключевых отраслях экономики, ориентированной на достижение конкретных результатов, позволит стране войти в группу лидеров цифровой трансформации, начать технологический прорыв и получить соответствующие экономические и социальные дивиденды.

Bnk0106.jpg Роль государства в развитии цифровой экономики Масштаб и проблемы развития цифровой экономики требуют прямого участия государства. Так или иначе возникают ситуации, которые невозможно урегулировать без привлечения государственных органов. 200 Основы цифровой трансформации Средняя Важно Экономика Да Общий (раздел) Цифровая экономика (раздел) Модели экосистемы (раздел) Межотраслевое (раздел) Не применимо (раздел) Трансформация (раздел) 4 Цифровая экономика , Цифровое государство , Государственное управление Введение в цифровую экономику/Роль государства

Масштаб и проблемы развития цифровой экономики требуют прямого участия государства. Так или иначе возникают ситуации, которые невозможно урегулировать без привлечения государственных органов.












Следует учитывать, что высокотехнологичный бизнес становится зачастую обладателем настолько больших и ценных объемов данных и технологий в своем целевом сегменте, что у государственных органов возникают элементарные проблемы с удерживанием объективного контроля над таким сегмента.

Мировые компании, которые являются технологическими лидерами чрезвычайно быстро наращивают свою капитализацию и рыночную силу. И это только осложняет задачу государственного регулирования индустрий в цифровой экономике. Каждая из стран, которая сталкивается с ней вынуждена как-то решать проблемы в оперативном режиме. Но уже не вызывает сомнений, что вопросы становятся сложней, системней, сжаты во времени и требуют особого нового подхода со стороны государственных органов.

Соответственно цифровая трансформация бизнеса вынуждает осуществлять цифровую трансформацию государственного управления.



В целом национальные проекты определили верхний уровень стратегии развития России на период до 2024 года. Они призваны учесть как крупные отраслевые направления, так и разделение на федеральный и региональный уровни.

В связи с развитием цифровой экономики и утверждением соответствующей национальной программы особо остро встала проблема подготовки кадров. Высокий уровень компетенций необходим для ускоренного развития и роста отраслей экономики и секторов социальной сферы. Высококвалифицированные подготовленные кадры нужны не только в бизнесе, но в государственном управлении. Цифровая трансформация требует профессионализма в производстве и предоставлении цифровых продуктов и сервисов. Но она требует и грамотного регулирования новых экспоненциально растущих рынков, выстраивания объективного и справедливого контроля, сбалансированного предоставления государственных услуг, нового комплексного подхода в управлении безопасностью и рисками и т.п.

Цифровая трансформация государственного управления – это крайне актуальная задача для перехода к новой высокоэффективной цифровой экономике. Её решение безусловно опирается на достижения в сфере информационных технологий. Но принципиальным является особый уровень подготовки государственных служащих, в задачу которых входит достижение поставленных стратегических целей и национальных задач на период до 2024 года.

Читайте также: