Чжуан цзы доклад по философии

Обновлено: 11.07.2024

chguan-dzy1

Чжуан-Цзы – даосский философ, который жил в IV-III веке до нашей эры. Как даос, Чжуан-Цзы противопоставляет свое видение жизни конфуцианскому.

Даосизм и конфуцианство – две противоположные философии: конфуцианство учит служению и ограничению, даосизм – покою и свободе.

Конфуцианство – это польза, даосизм – бесполезность, конфуцианство – порядок, семья, регламент, прописанный и связанный с культом предков и религией; даосизм – беспорядок, свобода, безграничность и мудрость.

Конфуцианец – семьянин, даос – бродяга; конфуцианец борется за деньги и славу, даос живет в бедности и гуляет сам по себе; конфуцианец - блюститель добродетели и общего блага, даос – мудрец, покидающий мир ради поиска истины и единения с природой.

chguan-dzy

Легко не ходить, но невозможно ходить, не оставляя следов. Действуя, как человек, легко лицемерить; но действуя, как природа, невозможно лицемерить. Все наслышаны, что летает тот, кто обладает крыльями; но слыханное ли дело, чтобы летал тот, кто не обладает крыльями. Все наслышаны, что мудр тот, кто обладает знаниями; но слыханное ли дело, чтобы был мудр тот, кто не обладает знаниями.

chguan-dzy2

Чжуан-Цзы - великий философ и мистик

chguan-dzy3

Не поступай в услужение к славе, не становись сокровищницей замыслов, не давай делам власти над собой, не покоряйся знанию.

Постигая все до предела, будь бесконечен; странствуя, не оставляй следов; исчерпывая дарованное природой, ничего не приобретай; будь пустым и только.

Настоящий человек пользуется своим сердцем, словно зеркалом. Не следует за вещами, не идет им навстречу, им отвечает, но их не удерживает. Поэтому преодолевает вещи, но остается невредимым.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Related posts

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.

Статьи на эту же тему

16 Responses to Чжуан-Цзы: философия свободы

Тот, кто присутствуя во всех вещах,
Тем не менее , отличен от тих вещей;
Тот, кого не знает ни одна вещь;
Тот, кто телом своим все вещи объемлет;
Кто управляет всеми вещами изнутри —
Он — твоя душа, внутренний Господин,
Бессмертный.
Мышление мистика всегда было связано с его интуицией, возможностями медитации, слияния с природой . Европейская цивилизация пошла по пути разделения внутреннего сознания и внешнего для человека мира. Опыт преподавания физики говорит о том, что даже до недавнего времени при описании физических закономерностей выбирается статический случай, не используется такое фундаментальное понятие как изменение физической величины во времени. Подобное положение говорит о необходимости применения кардинально новых
фундаментальных законов физики при изучении закономерностей всего живого.
Научная мысль при разборе многообразия решений фундаментальных уравнений (Уравнение Шредингера) приближается в своем развитии и невозможности учесть все многообразие всех вариантов развития Вселенной к некому научному мистицизму — идее Всемирного Разума.

Юра, я скучала без Ваших комментариев, даже думала, что в Вашем отсутствии виноваты санкции, или я наскучила. Очень рада, что Вы откликнулись. Когда писала текст, поняла, что пишу о Вашей философии жизни и поняла, почему мы с Вами так спорили. Лао Цзы — это, конечно, про Вас, но он был философом, правда, китайским. Главное, что я поняла наши разногласия: даосизм — это единение с природой, жизнь по ее законам. Но даосизм мне тоже близок: непривязанность к обществу, независимость и свобода — это тоже про меня. Но почему мы так яростно с Вами спорим? Они оставили, однако немало трактатов, несмотря на нелюбовь, как Вы пишите, к разглагольствованиям. И трактаты их были немаленькими и не такими простыми.

Лао Цзы — это моё! Хорошо, что у древних было недоверие к философии…, потому что они не болтали и разглагольствовали ( кажется это одно и тоже), а напротив — они БЫЛИ!
Их предметом было существование, Бытие…

Ольга Дмитриевна! Спасибо за такую оценку моей скромной работе. Для меня это отдушина и моя жизнь. А жить всегда хочется по-настоящему. Спасибо Вам. Надеюсь, что Вы будете заходить ко мне почаще.

У вас нет поверхностных статей. Нет поддакивания в комментариях. С вашим мнением хочется соглашаться, иногда оно здорово задевает. С вами не скучно. Спасибо.

Лариса, всем свое время. Значит только сейчас мы готовы к восприятию мудрости. В молодости это бы не воспринималось так, потому что философия и мудрость приходят с жизненным опытом, он должен дойти до критической точки, чтобы перейти в другое качество — мудрость. Не у всех это получается. С философией попроще. Когда я училась на философском факультете, нам внушали мысль, что философия — это наука. Однако жизнь показывает, что это совсем не так, хотя, конечно, она выработала свой понятийный аппарат. Но это западная философия, а в древнем Китае, да и в других странах востока, философия принимала форму притч, изречений, трактатов, наполненных художественными образами. И вспомним Иисуса, который с народом тоже всегда говорил притчами, и только наедине с учениками трактовал их. Так что читая мудрецов мы интерпретируем свой жизненный опыт, а если его нет, то это просто слова и теория.

Согласна, это тип современного человека, но хорошо образованного и культурного. С последним у нас в России большие проблемы.

Спасибо, Тина! Да, не уважая достоинство природы, человек сам себя наказывает. До чего же интересна философия и как жаль, что поздно мы узнаем о мудрости, может и жизнь пошла бы по-другому, при понимании природы вещей

Сильные внутри не нуждаются во внешней силе. Абсолютно согласна. Сильными хотят многие просто казаться, защищаясь от агрессивности, которой в окружающем мире становится все больше. Они просто вынуждаются демонстрировать силу, хотя внутри по сути своей очень хрупкие и слабые.

Тина, здравствуйте! Вы, просто клад для меня!На эту тему можно говорить долго, наверно, много таких как я? Я понимаю, что всё не так и не моё, а изменить не могу! И у меня нет особого контакта с другими. Почитала ( опять же, благодаря Вам) о Елене Образцовой. Странно, что ей нравятся слабые.(ведь, она подразумевала в нашем понятии).Мне же нравятся сильные внутри , но внешне покладистые и дипломатичные. Спасибо, Вам.

Я читаю Лао-Дзы с комментариями и в этой философии многое понятно, но вот с дубом не поняла, чего-то в этой притче не хватает. Тина, помогите разобраться! Может это древо мудрости?

Читайте также: