Чукотская резная кость доклад

Обновлено: 07.07.2024

Какие ассоциации возникают у обычного жителя нашей необъятной Родины при упоминании Чукотки? Вот, например, у вас?

Потом еще вспомнились бы анекдоты про чукчу и невероятные меховые одежды, в которых ходит этот народ.

Раскопки древних поселений и могильников показывают, что уже с середины первого тысячеления до н.э. хозяйство жителей побережья Берингова пролива основывалось на развитом зверобойном промысле. Основной особенностью арктической культуры зверобоев является их приспособленность к морю: глухая непромокаемая меховая одежда, полуподземные жилища, построенные из китовых костей и отапливаемые жирниками, незатопляемые быстроходные каяки и большие легкие байдары из моржовой кожи, хитроумные изделия из камня и кости.

В 1975 году советские ученые совершили первую археологическую экспедицию на о. Врангеля. Обнаруженные ими на острове свидетельства древнейшей культуры, связанной с морской охотой, имели много общих черт с древнейшими культурами арктической Америки. По углю из кострища удалось достаточно определенно датировать открытую исследователями приморскую культуру очень древним временем — II тыс. до н. э. Это самая древняя в Азии палеоэскимосская культура.

Так приоткрылась еще одна страница удивительной истории аборигенов Крайнего Севера. В то время, когда еще не было ни Рима, ни Афин, на Чукотке шло освоение самого сурового края света. И даже на острове Врангеля обитали искусные морские охотники, причем жили они не в изоляции, а поддерживая культурные связи с отдаленными землями, возможно, вплоть до Гренландии.

Без искусства нет развития, это общепризнанный факт. И Чукотка — не исключение. Одним из многовековых народных промыслов для жителей Крайнего Севера была и остается резьба по кости.

В общей сложности, на Чукотке косторезным мастерством занимаются около двух тысяч лет. Широкое распространение искусство резьбы по кости получило здесь в XVIII—XIX в.в. Из моржового клыка — основного материала промысла — вырезались фигурки животных (главным образом собак и медведей). Наиболее интересны произведения, датируемые 30-40-ми годами 20-го столетия. В 1931 году в селении Уэлен создается первая стационарная косторезная мастерская. С этого времени она становится центром чукотско-эскимосского искусства художественной обработки кости. Кстати, только в Уэлене знают секрет уникальной цветной гравировки по клыку моржа.
Вот примеры работ 30-х годов ХХ века:

Моржовая кость, рог оленя, скелетная кость морских животных, зуб кашалота — эти материалы любимы чукотскими резчиками, дают им прекрасную возможность воссоздать образы близкой природы и родных людей, поведать большому миру о неповторимой красоте края, который так трудно увидеть воочию. Работы современного периода:

Закончить публикацию хочу анекдотом про чукчей. А как без них?

чукотская резьба по кости

Чукотская резьба по кости образовалась несколько тысячелетий назад на побережьи Чукотки. Эскимосы и чукчи проявляли себя в охоте, занимались животноводством, охотились на морских “чудовищ”, также разводили оленей. Так как главным занятием местных жителей стала охота на морских зверей, основным материалом для резьбы по кости использовался клык моржа. Местные охотники преклонялись перед силами природы, и использовали тотемы и амулеты для успешной охоты. Изделия выполненные Чукотскими мастерами имеют характерные выразительные формы, и минимум порезок на изделии.

Кроме скульптур чукчи и эскимосы искусно выполняли гравировку по кости. Первоначально на поверхности кости мастера изображали отдельных животных, далее изображения стали усложняться, и появились охотничьи сцены. В дальнейшем отдельные сцены получили взаимосвязь, и стали рассказом в рисунках. в начале 20 в. образовалась первая косторезная мастерская, которая стала центром чукотско-эскимосского косторезного искусства. В советское время в чукотской резьбе выделялись два направления: гравировка, и объемная резьба.


Здесь созданием скульптур, и объемной резьбой занимались мужчины. Главная тема - анималистические изображения. Резчики старательно изучали природу, и старались передавать красоту и характер в изображениях. В создании скульптур часто выступал образ тюленей. Характерная черта для изделий - минимум порезок, выразительность скульптурной формы, природная привлекательность материала. Также изображались скульптуры животных в подвижности: бегущий олень, или тяжело бредущий медведь, композиции состоящие из нескольких скульптур, например схватка животных. в одних случаях фигуры изображены сплетенными в отчаянной схватке животные. Также создаются композиции с ритмично расположенными и объединенными животными в сюжетную композицию. Часто скульптуры помещались на подставку, украшенную по бокам гравировкой. Сюжет гравировки - повторяет скульптурное изображение, дополняя друг-друга.

Чукотская резьба параллельно развивалась во втором направлении, и имела название - сюжетная гравировка. Гравировка по кости выполнялась металлическим резцом в форме птичьего клюва, или когтя. Название инструмента - "вагылхын", по-русски “коготок”. На поверхности клыка наносились небольшие углубления, повторяющие основной контур будущего изображения. Мастер наносил рисунок сразу, без предварительной прорисовки карандашом. После нанесения контуров, в углубления втирался черный графит карандаша. Пигмент оседал в углублениях, далее мастер начинал работать миниатюрной стамеской (кисточкой) по краю изделию. Этим инструментом обрабатывалась внутренняя часть изображений. Углубления сделанные с помощью миниатюрной стамески раскрашивались цветными карандашами.


Резная кость чукотских промыслов за последнее время испытала глобальные перемены. Мастерство рисунка преобразилось, цвет приобрел насыщенные оттенки, усовершенствовались построения сложных многофигурных композиций, обогатился сюжетный круг. Гравировка имеет характер повествований, рисунки наносятся на клыке моржа и рассказывают истории из жизни местных обитателей.

Также чукотские резчики стали создавать скульптуры из скелетных костей морских млекопитающих, сохраняя отличительные черты местных традиций. Кроме скульптур мастера создавали изображения с гравировкой на ребрах. Гравировка на клыке моржа рассчитывалась на внимательное рассматривание, гравировка на ребрах кита смотрится целиком из определенной точки. Чукотская резная кость преображается, и находит новые композиционные решения.

зуб мамонта, как материал для украшений

Зуб мамонта, как материал для украшений

Сегодня поговорим о необыкновенном редчайшем сырье, который сотворен природой, с его помощью создаются прекрасные и уникальные ювелирные изделия. Данное…

косторезный

Рис. 1 Кольцо для салфетки

С косторезным искусством чукчей и эскимосов связано начало коллекции народного искусства в ДВХМ. С 30-х годов ХХ века вследствие прихода советской власти на чукотских культбазах в сёлах Сиреники и Чаплино организуются первые учебные группы бригад резчиков по кости, создаётся первая профессиональная косторезная мастерская в с. Уэлен для организации косторезного художественного промысла на Чукотке, для профессионального обучения и подготовки мастеров. Косторезами становятся не только мужчины, но и женщины.

В Научно-исследовательском институте художественной промышленности (НИИХП) разрабатывается программа по сохранению и развитию художественных традиций народов Чукотки. Такая ситуация отразилось и на сюжетах мастеров. Так, например, в работе гравёра Гемауге З. мы можем наблюдать преобразование школы на Чукотке (рис. 12). Подобных работ, посвящённых изменениям той эпохи, хватило на целый жанр в косторезном искусстве.

Косторезное искусство Чукотки и его образцы в Дальневосточном художественном музее

Рис. 2 Неизвестный мастер – Спичечница

Особое место в косторезном искусстве занимают анималистические образы полярных животных. В основе самобытной художественной техники объемного изображения животных лежат постоянные наблюдения за ними в процессе морской охоты и хорошие знания их анатомии. Изготовление такой скульптуры малых форм способствовало глубокому пониманию человеком окружающей арктической природы . В собрании музея присутствуют как архаичная зооморфика в виде амулетов (рис. 7), так и более современные образы (рис. 8, главное фото).

косторезный

Рис. 3 Неизвестный мастер – Вилка свисток с рельефным изображением руки

Скульптурные композиции на темы морского зверобойного промысла, оленеводства, рыболовства также немалозначимы в работах косторезов Чукотки. Все эти изображения дают представление о специфике ведения этих видов хозяйств у автохтонных народов Чукотского полуострова. На прекрасных скульптурах резчиков Аляпаака (рис. 10) и Игнатовского (Рис.9) из собрания ДВХМ мы можем ознакомиться с бытом охотников и оленеводов не только через скульптурное решение, но и благодаря гравированным изображениям на подставках данных изделий.

косторезный

Рис. 4 Неизвестный мастер – Гребень из белой кости с тюленем

косторезный

Рис. 5 Неизвестный мастер – Фигурка песца

Это обусловлено тем, что в отдаленном прошлом кость, народам Севера, почти целиком заменяла металл.

Возможно, именно искусство формирует особое мировосприятие окружающей действительности и высокохудожественный вкус народа. Приходите в Дальневосточный художественный музей, чтобы познакомиться с этим феноменом. косторезный

Косторезное искусство Чукотки и его образцы в Дальневосточном художественном музее

Чукотско-эскимосская резьба по кости

Чукотско-эскимосская резьба по кости

Брелок. Конец XIX века. Моржовая кость.

Чукотско-эскимосская резьба по кости

Скульптурная группа Медведь поймавший нерпу. 1920-ые. Моржовый клык. 10,5х3х2

Довольно часто аборигенное искусство воспринимается как анонимное, и во многих случаях это действительно так. От авторов древних рисунков на камне до бесподписных предметов сакрального значения и изделий художественного ремесла до нас дошли многие замечательные образцы и памятные сувениры, сделанные народными мастерами. Аборигенное искусство живет среди современных людей и составляет важную часть их повседневной культуры. Оно украшает и обогащает окружающий мир. Не у всех в российских домах есть хорошие репродукции произведений мировой и отечественной живописи, но почти во всех домах можно найти русские жостовский поднос, кружева, хохлому и гжельскую посуду. В кавказских домах всегда найдутся изделия по металлу, включая женские украшения и сувенирное оружие. В домах сибиряков, особенно в арктических поселениях, часто встречаются изделия из дерева и из кости.
Когда я в 1964 г. после окончания исторического факультета Московского государственного университета впервые приехал работать на Крайний Север, то в местном магаданском магазине в ювелирном отделе обратил внимание на продававшиеся сувенирные изделия из Уэленской косторезной мастерской. На многих из них были вырезаны фамилии резчика и гравера, место и время изготовления изделия. Тогда, в 1960-е гг., это искусство было хорошо известно местным жителям. Специалисты по народному искусству и художественным промыслам знали его более основательно, изучали, поддерживали, устраивали выставки. В советское время лучшие уэленские мастера получали правительственные награды, звания заслуженных художников или деятелей культуры, их почитали на разных собраниях. Однако история создателей шедевров и творческая жизнь чукотских мастеров осталась недостаточно известной.

Чукотско-эскимосская резьба по кости

Салфеточное кольцо. 1930-ые. Моржовая кость, резьба, гравировка, графит цветных карандашей.

Чукотско-эскимосская резьба по кости

Олень. Моржовый клык. 9х10,5х5,5. Резьба

Изучение истории, культуры и искусства арктических жителей имеет достойную традицию С 1940-х гг., когда на крайнем северо-востоке Азии начались систематические археологические и этнографические исследования, на Чукотке работали научные экспедиции. Их участниками были известные российские ученые С.И. Руденко, А.П. Окладников, М.Г. Левин, И.С. Вдовин, И.С. Гурвич, ДА. Сергеев, H.EL Диков, С Л. Арутюнов и другие.
В Эк вене, на побережье Берингова пролива, неподалеку от Уэлена было обнаружено древнее поселение и были найдены яркие художественные изделия морских зверобоев древней Арктики. Расцвет этой древнеберингоморской культуры относится к середине первого тысячелетия нашей эры. Ее изучение продолжается и по сегодняшний день.
Что касается самого искусства, то оно также привлекло внимание еще первых исследователей-этнографов, работавших на крайнем северо-востоке. В самом начале XX в. в рамках знаменитой Джесуповской экспедиции многолетние исследования на Чукотке провел выдающийся отечественный этнограф В.Г. Богораз, который собрал богатый материал по культуре, фольклору, религии чукчей. С искусствоведческой точки зрения чукотско-эскимосская резьба по кости стала исследоваться в 1930-1940-е гг.
В книге В М. Василенко впервые был дан анализ этого искусства прежде всего как искусства народного примитива. Позднее историю косторезного промысла на Чукотке и художественное содержание народного промысла проанализировали работавшие многие годы вместе с косторезами в качестве художественных руководителей-консультантов художник A.JI. Горбунков и этнограф- искусствовед И.П. Лавров. Выдающийся вклад в изучение изобразительного искусства народов Сибири внес этнограф С.В. Иванов, который издал первую монографию о скульптуре и орнаменте аборигенного искусства. Самым обстоятельным исследованием стала книга TJB. Митлянской, посвященная исключительно чукотско-эскимосской резьбе по кости. Последующие исследователи раскрыли исторические корни и параллели современного и древнего искусства, а также описали новые работы и тенденции.

Чукотско-эскимосская резьба по кости

Чукотско-эскимосская резьба по кости

Гравированный клык. Конец XIX века

Чукотско-эскимосская резьба по кости

Детская игрушка Морж. XIX век, моржовая кость, резьба

Читайте также: