Что значит краеведческий доклад

Обновлено: 25.06.2024

Краеведение – это комплексная наука, детальное изучение какой-либо территории. В поле зрения исследователей оказываются географические особенности региона: климат, флора, фауна, полезные ископаемые; экономические: характеристика организации хозяйства и связи с другими регионами; а также социальные, исторические и культурные аспекты. Учёные изучают этнический состав населения, тенденции демографического развития, структуры социальных отношений. Важное место в краеведческих работах занимает история конкретной территории, события, явления и процессы, определившие её социокультурный облик. Краеведы уделяют много внимания достопримечательностям, как природным, так и антропогенным.

Превращение знаний в систему требует междисциплинарного подхода и нетипичных методов исследования. Помимо научных методов (анализ, синтез информации) используются житейские наблюдения, опрос местных жителей, изучение традиций, визуальный метод.

В зависимости от цели конкретного исследования краеведение может быть историческим, литературным или географическим.

Становление краеведения

Русское географическое общество , созданное в 1845 г., организовывало научные экспедиции и публиковало записки и описания отдельных районов империи.

Во второй половине XIX в. краеведение переживало этап бурного развития. К исследованиям под руководством учёных привлекались местные энтузиасты, общественность, интеллигенция. В 1863 г. при Московском университете было создано Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии. Подобные общества вскоре стали появляться в разных губерниях. Они собирали и публиковали краеведческие сборники, исследования и сочинения, способствовали открытию местных музеев.

К 1917 г. в Российской империи насчитывалось порядка 300 разнообразных краеведческих обществ.

Краеведение в ХХ в.

В первые десятилетия своего существования Советская власть покровительствовала краеведению. Оно стало не только наукой и научно-просветительской деятельностью, но и общественным движением. Проводились конференции разного уровня, координацию деятельности осуществляло специально созданное Центральное бюро краеведения. Усилиями местных обществ были сохранены усадьбы и монастыри, созданы музеи и спасены от разграбления уникальные коллекции.

Две волны либерализации – в 1950-е и 1980-е гг. вызвали к жизни интерес к краеведению. Постепенно оно стало возрождаться. Другим важнейшим фактором стало изменение методологического подхода к истории, когда в 1990-е гг. на смену формационному пришла множественность трактовок исторических событий и процессов. В результате краеведение стало одним из ведущих направлений исторических, культурологических и географических исследований.

Современное краеведение динамично развивается, являясь немаловажной частью научного пространства России. Проводятся конференции, форумы, издаётся большое количество литературы.

Отличительной особенностью современного краеведения является его разделение на профессиональное и любительское.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы преподавания краеведения в школе: 1. Учебники.

2. Удалённость от музеев и архивов.

Проблемы преподавания краеведения в школе: 1. Учебники.

2. Удалённость от музеев и архивов.

Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое краеведение.

Возможности данного курса позволяют объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны:

беречь природу и окружающую среду в целом,

сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений,

беречь памятники истории и культуры.

относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.

Мы обязаны помнить, что история — это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края . История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.

Выполнение заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание — эти люди причастны к историческим событиям, описанным в моем учебнике. Возникает желание помочь, понять, защитить.

Очень важно объяснить детям — вы придете на смену этим людям и история ваша, история вашей страны будет такой, какой вы её сделаете. Важно осознать — от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я — достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки.

Дети должны твёрдо знать, то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее. Поэтому именно они нуждаются в нашей поддержке и понимании.

Изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения.

Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.

Изучение краеведения помогает развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.

Именно в процессе изучения местной истории, возможно, научить ребят быстро и правильно находить нужную информацию, связанную с нашей областью в музеях, архивах, библиотеках; работать со статистикой и изучив её делать выводы о развитии нашего края в определённый период времени.

И ещё одной очень важной задачей краеведения, на мой взгляд, является сбор информации о настоящем времени, грамотно оформленной, яркой, как можно более полной и интересной такой, которая станет нашей историей.

Ребятам нужно объяснить, что именно они ответственны за те материалы, которые будут изучать следующее поколение. Поэтому, собирая информацию, они должны подходить к современной истории критически высказывать различные точки зрения, показывать разные стороны проблемы, т. е быть исследователями и нести ответственность за научность и правильность информации.

Приведенные выше цели и задачи краеведения соответствуют задачам всего современного образования: «помочь человеку овладеть тремя кругами ценностей: этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих .

Содержание учебного курса.

Следующей составляющей системы преподавания краеведения является содержание. Можно условно говорить о кругах знаний по краеведению:

Мой дом. Родословная семьи.

Родная школа. Её история и традиции.

Село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития.

История области, края.

Возможны и другие темы.

Вместе с тем необходимо реализовать и принцип спирали, когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным событиям снова и снова, шли бы из класса в класс в процессе учебной, внеурочной работы по восходящей. Углубляя свои историко-краеведческие и общеисторические познания, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования. К таким темам можно отнести изучение истории своей семьи или села. Вот уже ряд лет мы изучаем историю села Левашовки. Начала я её изучать ещё будучи учителем Левашовской школы. Теперь продолжаю это делать с заинтересованными в изучении своего села учениками.

Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви. Учащиеся знакомятся на уроках и во внеурочное время с религиозными верованиями местного населения, историей разных конфессий в крае. При этом необходимо всегда помнить, что наша страна многоконфессиональная. Поэтому недопустимо невнимание к тем или иным конфессиям. Это касается и нашей школы. После присоединения к ней Красноостровской школы, где татарское население, со стороны учителя требуется особый такт в изучении вопросов религии. В прошлом году учащаяся нашей школы выступила на районной конференции с докладом о православных храмах на территории нашего района. В этом году учащаяся школы собирает материал о мечетях Красного острова (их было 6). Возможно выступление на уровне школы.

Формы и методы краеведческой работы с детьми.

Следующей составляющей системы школьного краеведения являются организационные формы обучения.

Существует три направления работы с учениками:

Следует избегать двух крайностей в использовании материалов краеведения на уроке:

Когда история отдельного региона начинает преобладать над историей России, таким образом, ребята не успевают изучить программный материал полноценно, либо меньше времени уделяют зарубежной истории — что тоже недопустимо.

Когда истории своего края вообще не уделяется времени.

Существует несколько приемов включения краеведческого материала в урок:

Краеведческое вступление к уроку или к одному из вопросов урока.

Краеведческое дополнение основных вопросов.

Краеведческий материал основа для изучения темы или отдельных вопросов урока.

2. Направление: внеурочное (занятия в краеведческих кружках, группах). При некоторых школах существуют краеведческие музеи. Например, замечательный музей в Рагоженской школе. Н.А. Алёшин много сил затратил на сбор материалов для музея и, по сути, является его хранителем. хороший музей Заикина в В-Талызине. Хороший был музей при Красноостровской школе.

Внешкольное (центры туризма и отдыха, дома школьников, центры эстетического воспитания). Нам, к сожалению, это не всегда доступно. Но, всё таки, организуются всевозможные экскурсии. Для нас, например, поездка в Сеченовский краеведческий музей, уже экскурсия. Побывали мы почти во всех школьных музеях. Совершили экскурсию по Сеченову при поддержке Кошкиной. Ездили в Медяны, где собран очень хороший материал не только по истории нижегородских татар, но и по истории нашего края в целом. Три года назад я была начальником лагеря и, конечно, воспользовалась этим обстоятельством для организации экскурсий с целью изучения родного края ( в общей сложности, было тогда проведено 7 экскурсий).

Большой вклад в изучение родного края, на мой взгляд, принадлежит конференциям по краеведению, проводимым в нашем районе.

Дети учатся быть исследователями;

Учатся собирать материал и анализировать его;

Учатся обосновывать свою точку зрения и публично отстаивать её;

Приобретают навыки написания работ и публичного выступления.

На мой взгляд, это само по себе уже очень важно. Кроме того, мы получаем прекрасный материал для уроков краеведения.

У каждого учителя свои методы и приёмы в изучении родного края. Кто-то занимается исследовательской деятельностью. Изучает историю своего села, народных промыслов, легенд, без которых нет истории – всё перечисленное носит перспективный характер. Обычно, сбор информации происходит на протяжении нескольких лет. Необходимо всё перепроверять. Процесс длительный.

Другие работают над кратковременными проектами. Третьи, собирают материал для музеев. Этот процесс затягивается на всю жизнь. Но все делают большую работу в деле изучения истории родного края, без которой нет истории Родины.

Сейчас мы с учениками работаем над следующими проектами по краеведению: 1. История моего села (сбор материала о Левашовке) – проект рассчитан на перспективу;

2. Легенды моего края (декабрист Ивашёв П.. (история одного памятника) с. Бахаревке;

3. История народных промыслов – валяние валенок в с. Красном;

4. Мечети с. Красный остров;

5. Родники нашего края – совместный проект (краеведение + география);

6. Первая мировая война в истории нашей области;

7. Постоянно работаем над составлением родословных;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Заместитель директора по ВР

Россия нуждается сегодня в национальном воспитании российского духовного характера, основу которого составляет любовь к Отечеству, гражданские обязанности и ответственность перед ним, национальный дух, справедливость, вера, совесть, честь.

Сегодня, когда постоянно усиливается распространение западного образа жизни, жестокости и насилия, чуждых традициям русского патриотизма, очень важна в школе регулярная, кропотливая поисково-краеведческая, опытно-исследовательская работа сучениками, воспитывающая в них чувства патриотизма, национальной гордости, любви к родному краю, своему народу.

Одним из ведущих направлений патриотического воспитания является краеведение.

Краеведение — совокупность знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т. п.

А насколько эти слова важны для наших учащихся? Как лучше и доходчивее рассказать ученикам о прошлом своего края, культуре, быте, традициях людей, не вызвав иронию, недоверие, а заинтересовать, убедить думать!

Краеведение в широком смысле слова представляет собой особое направление, нацеленное на познание мира, страны, родного края и представляет собой целостную систему воспитания гражданственности подрастающего поколения, которая реализуется через призму общечеловеческих ценностей и морали.

Объектом исследования является краеведение во внеурочной деятельности учащихся.

Предмет исследования - организация внеурочной работы вшколепо патриотическому воспитанию, средствами краеведения.

Целью данной работы является изучение краеведения как элемента школьного образования, позволяющего формировать гражданственность личности учащихся.

Таким образом, исходя из цели, определила основные задачи :

Обобщить опыт организации патриотической работы средствами краеведения в школе .

Для достижения поставленной цели использовались следующие методы:

т еоретические (анализ, синтез информации),

изучение и обобщение педагогического опыта;

Содержание и основные направления гражданского воспитания

Рассмотрение вопросов патриотического и гражданского воспитания имеет в педагогике давнюю историю, уходящую корнями в античные времена.

В зарубежной педагогике теория гражданского воспитания наиболее плотно представлена в работах Г. Кершенштейна, отмечавшего необходимость целенаправленного воспитания гражданина посредством формирования знаний об истории государства и политического образования.

Патриотическое воспитание – это процесс формирования политически сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа.

Патриотизм – это синтез духовно – нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли.

Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:

- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

- уважительное отношение к языку своего народа;

- заботу об интересах Родины;

- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

- гордость за Отечество, за символы государства, за свой народ;

- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаями и традициями;

- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Гражданское воспитание – это формирование человека как гражданина своей Родины, как человека, способного бороться за обеспечение морально – политического единства и дружбы народов нашей страны, осознающего перспективы сильной политики своего государства.

Цель гражданского воспитания – формирование гражданственности – качества личности, определяющего сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование гражданских прав, соблюдение и уважение законов страны, то есть формирование гражданской позиции включает в себя принятие личностью ценностей и норм, действующих в обществе в качестве установок и мотивов своей деятельности. Позиция личности - явление сложное и состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов: гражданского сознания, гражданского поведения, гражданских чувств.

Гражданское и политическое – это система воспитания личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно – полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.

Гражданское и политическое воспитание невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные так и вне учебные, и предполагающие использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов воспитания.

Одним из путей формирования гражданского действия, приобретения опыта общественной деятельности является развитие детского самоуправления в различных формах. Во внеклассной работе для этого есть не только все условия, но и имеется интересный опыт. Очень важно поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки, формировать понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и других людей, всего народа, государства.

Конечно, достаточно сложно с точки зрения проявления активной позиции видится патриотическое воспитание. Воспитание патриотизма и гражданственности всегда неразрывно связывалось с развитием духовности, нравственности, и мировоззрения личности.

Краеведение как средство формирования гражданственности школьников

Средством гражданского и патриотического воспитания в процессе организации досуговой деятельности, несомненно, является краеведение. Внеурочная краеведческая работа – это поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические кружки, тематические вечера, конкурсы, олимпиады. Воспитательное значение краеведческих исследований в работе с детьми необходимо искать на пути поддержки коллективных, или индивидуальных ценностных ориентиров в формировании и становлении личности человека, закладывая возможность смен сфер деятельности на всем протяжении сотрудничества педагога и ученика. Краеведческие исследования, отвечающие указанным условиям и принципам, способны помочь ребенку в социальной и психологической адаптации к условиям реальной жизни, воспитание в нем цельного, положительного мировосприятия.

Школа призвана поддерживать процесс воспитания гражданственности подростков, вовлекая их в процесс построения гражданского общества и содействие становлению России как стабильного демократического государства. Эффективность воспитания гражданственности школьников во многом зависит от социальных отношений, сложившихся в обществе, и вместе с тем от технологий, которые используются педагогами по формированию их гражданско-патриотического самосознания. В связи с этим, возрастает роль краеведения, призванного воспитать в человеке чувства гражданственности, национального самосознания, собственного достоинства, положительных качеств личности.

Усиление роли краеведения в общей системе краеведческих наук было связано с усилением интереса к истории, ростом туризма и необходимостью привлечения широких масс населения к охране памятников истории и культуры.

Нужно правильно организовать поисковую работу детей, сделать её целенаправленной и продуктивной. Роль учителя при этом очень важна. Он должен помочь ученикам в определении целей и задач, форм и методов сбора материала. Учитель сам должен быть подготовлен к краеведческой работе.

Важным условием развития в наши дни краеведения, являются современные социальные перемены, когда укрепляется российская государственность, повышается роль сельской местности, когда появляется интерес граждан, молодёжи к современному историческому прошлому, традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности.

Краеведческая работа - это система фундаментальных знаний о русском народе, об особенностях быта и трудовой деятельности, национальном характере, психологии, мировоззрении, культуре, а также о семье, своей родословной, о родном крае и всем, что связано с ним. Освещение роли и места известных личностей в истории края позволяет осуществить учащимся идентификацию себя с конкретными историческими деятелями. Примеры героизма земляков, через персонификацию, помогают воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся.

Краеведение способно формировать культуру межнациональных отношений, воспитывать терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей, проживающих в рамках или за пределами своих национально-территориальных образований. Историческое краеведение, также решае т и актуальную во все вре ме на задачу: сохране ния культурного и духовного насле дия родного края, учит любить не только свои родные ме ста, но и знанию о них, приучае т инте ре соваться историе й, искусством, лите ратурой, культурой, повышать свой культурный урове нь. Любовь к родному краю, знание е го истории - основа, на которой може т осуще ствляться проце сс воспитания гражданстве нности учащихся.

Изуче ние малой родины играе т важную роль. Край - это не только ге ографиче ское образование . Это то обще е , что объе диняе т люде й разных национальносте й в е диную те рриториальную общность, де лае т е го жите ле й пре дставите лями е диного округа - горожанами, односе льчанами. Любовь к Родине , чувство отве тстве нности за судьбу родного края, потре бность в "нравстве нной осёдлости"не возникают сами по се бе , а воспитываются. И зде сь курс крае ве де ния обладае т уникальной возможностью объе динить насе ле ние края, и пре жде все го молодых люде й, на обще че лове че ской и гуманистиче ской основе с помощью собранных крае ве дче ских ре сурсов и сре дств.

Таким образом, развитие крае ве де ния являе тся важным направле ние м совре ме нного образования, т. к. основной е го функцие й являе тся воспитание гражданстве нности и патриотиче ских чувств у молодого поколе ния. Историче ское крае ве де ние становится приорите тным направле ние м работы школы как не отъе мле мая часть творче ского развития свободной личности с активной гражданской позицие й.

Крае ве дче ская де яте льность как систе мообразующий компоне нт воспитате льной систе мы школы

При подготовке к крае ве дче ской работе в школе сле дуе т име ть в виду, что крае ве де ние не только эффе ктивный способ ре ше ния уче бно-воспитате льных задач, но и возможность каждому учите лю приобщиться вме сте с учащимися к научно-иссле довате льской работе . Вряд ли можно найти другую отрасль историче ского знания, которая позволяла бы столь быстро включиться молодому учите лю в научную работу.

В настояще е вре мя обще стве нное развитие страны тре буе т от учите ле й воспитания социально активных, самостояте льных, творче ских личносте й, адаптированных к условиям совре ме нной жизни. Образовате льные учре жде ния же уде ляют основное внимание обуче нию, а не воспитанию и развитию личности, не учат принимать жизне нно важные ре ше ния и не сти за них ре альную отве тстве нность. Отсутствие е динства образования, воспитания и развития противостоит ре ше нию страте гиче ских задач образования. Компле ксный характе р возде йствия инте гративной крае ве дче ской де яте льности на е ё субъе ктов позволяе т ре шить данную пробле му.

Крае ве дче ская де яте льность може т быть соде ржате льной и организационной основой образовате льного проце сса в том числе , школы полного дня. Практика показывае т, что для ре ше ния образовате льных и воспитате льных задач образовате льными учре жде ниями не достаточно полно используются социокультурные и ре кре ационные ре сурсы ре гиона, учите ля иногда пре не бре гают крае ве дче ским принципом пре подавания. Снижае тся количе ство образовате льных учре жде ний, ве дущих крае ве дче скую работу. Даже в те х образовате льных учре жде ниях, где де йствуют крае ве дче ские объе дине ния учащихся, как правило, наблюдае тся отсутствие систе мы работы, связе й с другими крае ве дче скими объе дине ниями, мате риалы работы практиче ски не используются в образовате льном проце ссе школы.

Крае ве де ние , как и другая научная де яте льность, тре буе т суще стве нной подготовки. Эта подготовка наиболе е эффе ктивна в проце ссе научно-иссле довате льской работы школы. Учащихся с приходом в обще образовате льное учре жде ние нужно сразу же включать в научную работу по крае ве де нию. Однако не обходимо добиваться, чтобы такая работа была де йствите льно научной и поле зной.

Ме жду те м в не которых школах и вузах ограничиваются изуче ние м име нно того, что и так хорошо изве стно из газе т, радио и те ле виде ния. Такая работа вряд ли може т считаться крае ве дче ско-поисковой или те м боле е научной, хотя она, коне чно, и самая не обре ме ните льная.

Все это свиде те льствуе т о наличии противоре чия ме жду потре бностями образовате льных учре жде ний, име ющимися образовате льными и воспитате льными ре сурсами крае ве дче ской де яте льности и не достаточным уровне м е го использования, ре ше ние которого возможно при опре де ле нии соде ржания и организации крае ве дче ской де яте льности как систе мообразующе го компоне нта пе дагогиче ской систе мы образовате льных учре жде ний.

В настояще е вре мя наме тился опре де ле нный подъе м де яте льности школьных музе е в: возрождаются и открываются новые музе и, наприме р, музе и – космонавтики, музе и, посвяще нные де тям – узникам фашистских концлаге ре й, пе ре носные музе и, и другие . Де йствующие школьные музе и отличаются все большим разнообразие м жанров: музе и – экспозиции, музе и – лаборатории, музе и – клубы, те атры. Активизировали свою работу по патриотиче скому воспитанию учащихся крае ве дче ские и вое нно – историче ские школьные музе и в пре ддве рии празднования 70 - ле тия Ве ликой Побе ды.

Основная це ль школьного крае ве де ния – воспитание нравстве нного гражданина знающе го и уважающе го свой край – те рриторию, являющуюся объе ктом де яте льности крае ве дов. Для достиже ния поставле нной це ли не обходимо ре ше ние не скольких задач:

- сформировать у уче ников пре дставле ние о различных сторонах жизни свое го края и е го жите ле й;
- развить у школьников стре мле ние знать свой край;

- способствовать формированию личностного отноше ния учащихся к не му;
- способствовать развитию гражданских каче ств учащихся, патриотиче ского отноше ния к малой родине ;

- создать условия для изуче ния пробле м развития края, формирования у школьников виде ния свое го ме ста в ре ше нии этих пробле м, развития установки на не обходимость вне сти личный вклад в сове рше нствование е го жизни;
- способствовать адаптации школьников к де йствите льности свое го края, профе ссиональному самоопре де ле нию;

- способствовать становле нию, развитию и упроче нию уче бно - воспитате льных колле ктивов, се мьи;
- способствовать развитию личностных каче ств учащихся сре дствами крае ве де ния.

Школы могут ре ализовать одно, или не сколько направле ний крае ве дче ской де яте льности, обе спе чивающих выполне ние поставле нных задач. В связи с ограниче нным числом часов и сокраще нным объе мом данного пособия в не м не возможно рассмотре ть все вопросы ме тодики крае ве де ния. Эта те ма подробно изложе на в спе циальном пособии [5]. При не обходимости молодой учите ль може т обратиться к не му и получить не обходимую консультацию по ме тодике .

Направле ния крае ве дче ской де яте льности образовате льного учре жде ния могут быть индивидуальны для каждого класса, объе дине ния учащихся, вплоть до отде льного уче ника, в зависимости от возможносте й и инте ре сов конкре тных учащихся и их объе дине ний.

Одним из основных направле ний иссле дований и уче бных занятий приходится изуче ние конкре тных че лове че ских суде б, в пе рвую оче ре дь, зе мляков или родстве нников, изуче ние привычной жизни с е ё живыми подробностями, в которые уче ники могут проще понять, с которыми ле гче се бя связать.

Основной формой организации вне классной работы по крае ве де нию являе тся кружок. Он може т быть обще крае ве дче ским и спе циализированным. Не обходимо также использовать туристиче скую работу, с те м чтобы каждый туристиче ский поход име л це ль, важную в глазах учащихся.

Крае ве де ние в ныне шне й школе опирае тся на всё це нное , что накопле но многими поколе ниями российских учите ле й, учёных, учёных – крае ве дов, что разработано оте че стве нной и зарубе жной пе дагогиче ской наукой.

Таким образом, поставле нные задачи и многообразие направле ний де яте льности наце ливают учите ле й на организацию систе мной разносторонне й де яте льности учащихся, формирующе й у них отноше ние к свое й малой родине , опирающе е ся на систе му разнообразных крае ве дче ских знаний; организацию разнообразной развивающе й колле ктивной и индивидуальной творче ской де яте льности, как в урочное , так и во вне урочное вре мя.

С введением ФГОС второго поколения серьёзно встал вопрос о духовно-нравственном воспитании обучающихся на ступени начального образования. Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения.

Актуальность опыта:

Условия формирования опыта:

Начальная школа - начало всех начал, первоначальный этап становления по знавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру. Маленькие дети любознательны, им все интересно, они все впитывают как губки, и я должна прививать своим ученикам сознательное отношение к родному краю с первого класса, прививать через изучение краеведения на уроках и вне уро ков.

Выбирая формы, методы работы, я пришла к выводу о необходимости поэтапной работы в процессе изучения краеведения в соответствии с возрастными и познавательными особенностями развития младших школьников.

Краеведческая работа может носить как системный, так и эпизодический ха рактер, но все виды деятельности объединяет одно - ярко выраженная направлен ность на развитие духовно - нравственной сферы ребенка. Включение краеведческо го материала в содержание образования способствует формированию у детей ин тереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления и в то же время позво ляет учителю чётче конкретизировать учебный план. Развитие работы по краеведению — это задача федерального масштаба, важная и для всей России, и для любого уголка нашей Родины. Она наиболее эффективна, если организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагога и учащихся. Изучением краеведения я занимаюсь не только на уроках, но и во внеклассной работе. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению села, окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного и гражданского воспитания.

Теоретическая база опыта:

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитывает волю. При изучении родного края у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Краеведение – одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных дисциплин. Использование учителем в ходе урока краеведческого материала значительно активизирует деятельность учащихся. И самое главное – краеведение решает основную воспитательную задачу — вырастить добрых, порядочных, честных людей, любящих свою Родину, и готовых приносить ей пользу. Я определила для себя, как педагога, цель — организация урочной и внеурочной деятельности учащихся начальных классов по нравственно-патриотическому воспитанию средствами краеведения. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины — сложно. Возможности краеведения позволяют привить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни. Краеведение дает возможность показать детям, что история родного края не безлика, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты — их историческое продолжение, значит ты — частица истории края, частица истории страны.

Система работы:

Цель — развитие у учащихся интереса к природе, истории и культуре родного края, воспитание любви и уважения к своей малой родине как части огромной России.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

- ознакомление с первоначальными сведениями о природе, культуре, истории родного края;

- воспитание патриотизма, уважения к историческому наследию, гуманного отношения ко всему окружающему;

- формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской, познавательной, творческой активности и социально значимых качеств;

- воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков;

- развитие умения самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений и грамотно её оформлять.

Изучение краеведения должно быть обусловлено познавательными возможно стями детей с учетом их возраста. Главная задача краеведческой работы в начальной школе - формирование у детей общеучебных навыков.

На самом деле, краеведение просто необходимо в школьной программе для того, чтобы ученик понимал свою связь с окружающим его миром, эффективно взаимодействовал с ним. Благодаря этому предмету ребёнок осознаёт значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России; эта дисциплина учит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения. Краеведение очень много даёт также для морального, нравственного становления личности. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя; у ученика поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину. Таким образом, основная цель краеведения - способствовать духовно - ценностной ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.

Изучение краеведения в школе , особенно в начальной , воспитывает в ребенке гордость за свою страну и за свой край, стремление быть лучшим, патриотизм. Познание окружающего мира как части Родины соответствует принципу "от частного к общему". Местный материал доступен ребёнку для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Развивающий потенциал краеведения очень велик. Ученик, познающий новые, неизвестные для него стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первооткрывателем, он увлечен этим процессом. И незаметно в ходе обучения ребёнок, ученик становится гражданином, то есть приобретает такие качества, как национальная гордость, непримиримость к врагам, способность жертвовать собой для блага Родины.

Составными частями школьного краеведения является учебная программа и внеклассная краеведческая работа . Воспитывать и учить ребенка в отрыве от окружающей его действительности невозможно. Одна из задач нашего образовательного учреждения - знакомить детей с традициями, историей и культурой родного края .

Жизнь каждого из нас неразрывно связана с понятием Родины. Она одна, и начинается она с того места, где ты родился.

Как же в нашей школе мы учим любить свой край, свою страну, родину, то есть какую работу проводим в начальных классах по краеведению ?

Из своего опыта у меня сложилась своя система работы по краеведению:

- работа с энциклопедической литературой;

- моя школа – мой дом. Беседа о школе, история школы, символика;

- экскурсии: в краеведческий музей, прогулки по родному селу.

При отборе краеведческих сведений для урока придерживаюсь правил:

- события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся;

- факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;

- формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;

- вызывать интерес к родным местам (улице, дому, школе), содействовать формированию патриотических чувств.

Конечно, учитель должен постоянно учитывать уровень развития и возрастные особенности детей, подбирая к уроку краеведческий материал маленькими порциями, постепенно увеличивая объем информации.

Познавая родной край, младшие школьники в сотрудничестве с учителем будут углублять, и расширять свои знания по мере взросления.

Результативность опыта:

Таким образом, у младших школьников формируется ряд ключевых компетенций:

• умение применять свои знания в решении практических задач;

• умение работать индивидуально и в группе, что, в свою очередь, формирует умение в последующем правильно организовывать проектную деятельность.

• познавательный интерес к природе, истории, культуре родного края.

В результате краеведческой работы учащиеся стали больше интересоваться историей и культурой нашего села, области и района. Выросла активность школьников. Всего этого нельзя достичь в ходе проведения отдельных, разовых мероприятий, это является результатом системной краеведческой работы, опытом которой я делюсь с учителями, на собственном сайте.

К раеведение – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Оно создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с интеллектуальным развитием младших школьников краеведение помогает видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

Мне кажется, краеведение обязательно должно присутствовать в школьной программе. Эта дисциплина учит ребёнка знать свою историю, историю своего края. На примерах великих земляков ученик может убедиться в необходимости воспитания в себе таких качеств, как твёрдая воля, решительность, стойкость, мужество. Уроки краеведения необходимы в школе , так как одновременно это и уроки граждановедения, помогающие ученику выбрать и сформировать свою систему ценностей, в которой на одном из первых мест стоит патриотизм, а начинается он с любви к своей малой родине. Краеведческая работа может и должна войти в жизнь каждой школы. Ее творческий, созидательный характер послужит воспитанию гражданско – патриотических и духовно – нравственных качеств у молодых граждан России.

История нашей Родины и родного края, национальная культура, русская старина и бытовой уклад жизни наших предков – важная область знаний, которую я через разнообразие форм и методов в изучении краеведения доношу до своих воспитанников, формируя в их сознании Человека, Гражданина, Патриота.

Читайте также: