Что такое религиозная культура 8 класс доклад

Обновлено: 18.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели и задачи:

познакомить учащихся с основными понятиями предмета.

способствовать формированию у учащихся правильных и высоконравственных представлений о вечных ценностях;

дать учащимся представление о духовном мире человека, достойном подражания;

расширить знания о духовном наследии Подольского района;

воспитание души ребенка через святыни Родины.

Основные понятия: Краеведение. Подмосковье. Духовность. Культура. Добро и зло. Вера в Бога. Любовь к ближним. Любовь к Отечеству. Этические нормы. Ценности жизни. Культурный человек. Историческая память. Православное христианство. Религия. Богословие. Религиозная культура. Духовная культура. Духовное краеведение Подмосковья.
Ход урока:

Оргмомент. (2мин.)

Проверка готовности к уроку

Изучение нового материала. (25мин.)

краеведение, Подмосковье, духовность, культура, культурный человек, историческая память, религия, богословие, религиозная культура, духовная культура, духовное краеведение Подмосковья.

Давайте разберемся по порядку.

Краеведение – это знание о крае (стране, городе, поселке).

Что значит быть краеведом? ( Ответы учеников)

Какие интересные факты вы знаете о нашем городе? ( Ответы учеников)

Подмосковье – это районы, города и посёлки, расположенные в окрестностях Москвы.

Московская область граничит с 7 областями : Ярославской, Владимирской, Рязанской, Тверской, Калужской, Смоленской, Тульской.

Площадь Московской области даже больше площади таких государств, как Албания, Бельгия, Дания, Нидерланды, Швейцария!

Московская область включает в себя 74 города и поделена на 39 административных округа.

На территории Московской области находятся исторические места, памятники архитектуры, археологии, старинные усадьбы, народные промыслы.

Приведите примеры. ( Ответы учеников)

Что же мы будем изучать?

Объект изучения духовного краеведения - история христианской православной культуры.

Что же мы называем культурой?

Культура –это созданная человеком среда обитания, в которой сохраняются главные этические нормы и ценности жизни.

Какого человека мы можем назвать культурным?

Культурный человек- человек, знающий, и с уважением относящийся к культуре своего Отечества, и проявляющий качества терпимости, уважительности по отношению к культуре других народов.

Для чего нам нужно изучать историю христианской культуры?

Изучение истории христианской культуры России позволяет сохранить культурную самобытность народа, его корни, хранит историческую память.

Что такое историческая память?

Историческая память - это сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества, культуре, вере (религии), родословии семьи и их отражении в традициях и правилах жизни.

Религия – это вера в Бога и почитание Его человеком.

Богословие (теология) – учение о Боге.

Православие было связано с историей Российского государства на протяжении тысячи лет его развития. Абсолютное большинство людей, живших в России, были православными христианами.

Атеизм- учение, отрицающее существование Бога

сформировалось лишь в Новое время.

Атеизм – одна из форм веры: веры в отсутствие Бога, так как наука не может ни доказать, ни опровергнуть существование или отсутствие Бога.

У разных народов сложились разные представления о Боге. Люди прославляли Бога так, как определено их религией. Особенности религиозной жизни определили разные религиозные традиции, религиозную культуру.

Религиозная культура – это традиции жизни и почитания людьми Бога, сложившиеся под влиянием их религии и отражаемые в материальных объектах, произведениях религиозного искусства.

Религиозное мировоззрение видит в Боге источник нравственных ориентиров, моральных ценностей, смысловых и целевых установок человека и, конечно, источник самой жизни.

Духовный человек - это человек, соразмеряющий свою жизнь с понятиями добра и зла и всегда поступающий с позиций добра.

Духовное краеведение Подмосковья – это учебный предмет, который изучает историю христианской православной культуры на землях Подмосковья, представленную в традициях жизни людей и объектах религиозной культуры.

православная христианская картина мира

история христианской религии и культуры

традиции и образ жизни наших предков

православие как традиционная религия России

Закрепление изученного материала (5 мин.)

Выполнение задания в презентации.

В России религиозная культура определялась православием (христианской религией), потому что православие было связано с историей Российского государства на протяжении тысячи лет его развития. Абсолютное большинство людей, живших в России, были православными христианами.

Продолжите предложения:

Религия это - вера в Бога и почитание Его человеком.

Историческая память это - сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества, культуре, вере (религии), родословии семьи и их отражении в традициях и правилах жизни.

Духовный человек это - человек, соразмеряющий свою жизнь с понятиями добра и зла и всегда поступающий с позиций добра.

Выбери из представленных терминов те, которые характеризуют духовную культуру человека:

Знание нескольких иностранных языков.

Участие и получение призов в различных конкурсах.

Видение доброго в каждом человеке.

Любовь к ближним.

Почитание традиций жизни своих предков.

Подведение итогов. (1 мин.)

Религиозная культура— специализированная сфера культуры, где потенции человека реализуются в деятельности, содержанием которой является познание мира как целостности, включающей и общество, и человека. Любая религия создаёт и предлагает целостную картину мира на основе религиозных догматов и в единстве со сферой трансцендентного. Религиозная культура, как и научная, позволяет человеку объяснить себе мир и своё место в нём, чтобы действовать и жить сознательно. Иначе говоря, они выполняют одну и ту же функцию, но разными средствами. Наука обосновывает свою картину мира рационально, тогда как основы религии иррациональны.

В течение многих веков научная культура и религиозная считались взаимно исключающими, несовместимыми. Католическая церковь преследовала учёных, осудила многих из них. В частности, был сожжён Дж. Бруно за его убеждения и научные результаты.

В XIII веке Фома Аквинский всесторонне обосновал тезис о гармонии разума и веры. Правда, наука и философия у него должны были быть подчинены теологии, религии — в ту эпоху иначе думать было невозможно. В XIX веке его концепция стала основой официальной идеологии Ватикана.

В ХХ веке среди естествоиспытателей стали появляться верующие, религиозные люди на различных уровнях, включая ведущих теоретиков. Так, верующим считал себя А. Эйнштейн. Крупным оригинальным естествоиспытателем был о. Павел Флоренский. Православным христианином ощущал себя математик академик Б.В. Раушенбах, руководивший математическим обеспечением советской космической программы. Создатель гнойной хирургии, доктор медицины профессор Л. Войно-Ясенецкий был одновременно архиепископом Русской православной церкви.

Сегодня религиозная культуравключает в себя множество религий и религиозных верований, начиная от примитивных мифологий (шаманизм, язычество и т.п.) до мировых религий, к каковым относят (по очерёдности возникновения) буддизм, иудаизм, христианство и ислам. Каждая религия предлагает в своих священных текстах догматы, сакрализованные (священные, имеющие божественное происхождение) нормы и ценности. Обязательной составляющей религиозной культуры является отправление культа (культов). Религиозная культура, основываясь на полученных таким образом выводах и представлениях, вырабатывает соответствующее мировоззрение. Религиозная культура, по-видимому, является древнейшей специализированной формой культуры. Религиозная культура исторически конкретного общества содержит хотя бы одну религию, в неё входят и церкви основных религий, исповедуемых в данном обществе.

Религиозная культурав очень большой мере регулирует повседневную жизнь верующих. Объединение (интеграция) с помощью религии происходит благодаря возникновению у всех верующих согласия относительно концепции устройства мира и принятию одних и тех же правил жизни. С этим связана и предлагаемая развитой религиозной культурой (в различных религиях в соответствующих формах) идея спасения, вера в спасение. Эта идея — мощный стимул деятельности, определяющий принятие определенных ценностей, понятия греха и благодати, регулирующий действия человека.

Религиозная культура, будучи в своей основе иррациональной, эмоциональной, изначально оказывает сильное воздействие на культуру художественную, на искусство, являясь источником образов, сюжетов, вдохновляя творческую активность художников. От религиозной культуры и конкретных форм религии зависит даже развитие научной культуры, которая может входить в противоречие с общепринятыми религиозными догмами или стремиться к согласованию веры и знания. Последнее, впрочем, не менее характерно и важно и для религиозной культуры.

Религиозная культуравоздействует на культуру в целом и на общество путем введения своих идей и ценностей в общекультурный фонд, путем прямого участия религиозных организаций (церквей и проч.) в общественной жизни и в управлении обществом. Кроме того, в составе общества религиозная культурасоздает социальные группы, сообщества, объединенные именно конкретными формами религии (например, в России — мусульмане, баптисты, иудаисты и т.п.). Каждое такое сообщество создает свою специфическую субкультуру. При достаточной численности религиозные сообщества могут стать заметными субъектами культуры и общественной жизни вообще.

Религиозная культурав очень значительной степени определяет специфику, образ культуры, в которой она функционирует. Недаром многие научные школы считают господствующую религию главным признаком культуры и строят на этой основе типологию: говорят о культуре христианской, мусульманской, буддистской и т.п. В частности, культура западного мира (европейская и российская культура) с полным на то основанием называется христианской. Подробнее о мировых религиях будет сказано в главах, посвящённых историческому развитию культуры, при анализе этапов, когда эти религии возникли.

Религиозные представления о мире традиционно связаны с обожествлением первобытными людьми природы, выступающей по отношению к человеку как высшее, всемогущее и неподвластное начало, которое требует уважения и поклонения.

Довольно длительное время считалось, что религия является плодом невежественности первобытных людей, не знавших законов природы и испытывавших страх перед неведомыми явлениями. Следовательно, благодаря развитию научных представлений о мире, религия должна была исчезнуть. Но она не только не исчезла, но и заняла особое, абсолютно уникальное место в культуре.

Что же в наши дни продолжает вызывать среди людей религиозную веру? И как при этом религия соотносится с научным познанием: она противоречит ему или дополняет? Какую роль в системе культуры играет религия? Вот, пожалуй, самые актуальные вопросы для людей, которые воспитывались на резком противопоставлении религии и науки.

Главным вопросом в жизни каждого человека всегда был вопрос о смысле жизни. Ответ на этот вопрос позволял человеку как познавать самого себя, так и находить свое место в мире. В рамках этого поиска один человек обращался к науке, другой – к искусству, третий – к материальным благам, но многие всё же находили ответы на интересующие их вопросы именно в религиозных учениях.

Таким образом, религия является реальным социокультурным феноменом, который чрезвычайно важен для культуры любого народа мира. Поэтому вполне очевидно, что все без исключения проявления религии влияют на становление культуры. Но является ли религия культурно и социально обусловленной? Или она представляет собой автономную систему, а трансформация культуры происходит под ее влиянием?

Культура в широком смысле включает религию как форму культуры. Среди концептуальных подходов к пониманию культуры есть вариант сведения культуры к религии, верованиям, священному, культу.

Религиозная культура - это часть духовной культуры человечества, порожденная религиозными запросами людей и призванная их удовлетворять.

Компонентами религиозной культуры являются элементы художественного творчества (религиозное искусство, литература, публицистика), религиозные учебные заведения, библиотеки и издательства, религиозная философская и политическая мысль, а также нормы морали.

Специализированный уровень религиозной культуры – это систематизированные религиозные учения и конфессии, эзотерика, обыденный – мистика, бытовая магия и суеверия. Свое непреходящее значение в культуре религиязавоевала благодаря особой форме отношения к миру.

Религия (от лат. religio – набожность, святыня, предмет культа) – это особое мироощущение, соответствующее поведение, а также специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное, высшее и священное.

Религия является такой культурной формой освоения действительности, в которой преобладает психологический, иррациональный (не основанный на разуме) элемент – различные состояния души, настроения, экстаз, мистическое озарение и т.п. Ведущим признаком религии является вера в сверхъестественное, в то, что выше законов материального мира, который считается вторичным по отношению к миру духовному или божественному.

Религия представляет собой сложное социальное образование. В ее структуре выделяют:

- религиозное сознание – вера в сверхъестественное, воплощенная в совокупности религиозных представлений и идей, включая учение о высшем духовном начале, толкование и комментарии к основным догмам данной религии, а также чувства, настроения, привычки и традиции, присущие верующим;

- религиозный культ – совокупность символических действий, с помощью которых верующий пытается повлиять на сверхъестественные или реальные объекты. К культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-магическими представлениями: обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, посты, молитвы, а также используемые при этом храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяния;

- религиозные организации – объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и обрядов. Их функции состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, в регулировании культовой деятельности. Высшей формой религиозных организаций является церковь, которой присуще деление всех верующих на клир – служителей культа, получивших специальную подготовку, и мирян – рядовых верующих.

Благодаря существованию религии происходит обогащение всей системы культуры в целом. И если отказать религии в существовании, культура потеряет свои важнейшие функции.

Функции религии

Свое важнейшее значение в культуре религия приобретает, выполняя следующие функции.

Во-первых, религия всегда способствовала поддержанию стабильности в обществе, а также развитию культурной традиции. Зачастую в условиях политических кризисов и раздробленности именно религия становилась гарантом правопорядка и основой социальной интеграции.

В-третьих, религия дарует утешение верующим, организует их жизнь путем снятия их притязаний на реальные земные блага, отодвигая их на будущее, в загробное существование либо вообще отрицая их значимость.

Как можно оценить влияние религии на жизнь людей.

В принципе (т.е. безотносительно к религии) влияние какого-либо явления на жизнь людей может быть или положительным (помогающим им в деле их сохранения и развития), или отрицательным (мешающим им в деле их сохранения и развития), или противоречивым (несущим в себе как положительные, так и отрицательные последствия). Как можно оценить в обобщенном виде (в целом) влияние религии на жизнь людей? Как положительное? Как отрицательное? Или как противоречивое?

Религиозный это крайняя форма религиозного фанатизма. Суть любого экстремизма, в том числе и религиозного, - в применении насилия к инакомыслящим.

3. Теология о взаимосвязи религии и культуры.

Культура имеет религиозные основы. Свои символы культура получила от культовой символики. Культура – это культ предков, почитание могил и памятников, связь поколений. В культуре происходит великая борьба вечности со временем. Античная культура вошла в христианскую церковь: византийская - в православную, римская - в католическую.

Ж. Маритен, французский философ католицизма, полагает, что культура и цивилизация должны быть в природе человека, но могут и отклоняться от человеческой природы. Культура – творение духа и свободы. Истинный человек сформирован разумом и добродетелью изнутри. Культура соприродна духовности, следовательно, и религии. Культура – верховный оживляющий дух цивилизаций и культур, и в то же время она независима от них, свободна, всемирна.

В светской теории культуры религия рассматривается в связи с другими явлениями культуры. Конкретная значимость религиозного феномена в каждой концепции представляется по-своему, в зависимости от исходной позиции мыслителя, а также от понимания культуры и религии в данной теоретической системе.

Концепция социокультурного прогресса К. Маркса и Ф. Энгельса строится на способе производства материальных благ, определяющем общественно-экономическую формацию (тип общества), а также смену формаций в направлении от социальной необходимости к социальной свободе.

Ф. Энгельс разделяет точку зрения своих современников на основные этапы развития культуры – дикость, варварство, цивилизация. В концепции постиндустриального (информационного) общества (З. Бжезинский, Д. Белл, А. Тоффлер и другие), три стадии развития общественных систем опираются на экономику, технологию производства. Религия играет определённую роль в каждой из стадий, - от доминирования церкви и армии в социальной организации традиционного (аграрного) общества, до одного из множества элементов духовной культуры в постиндустриальном обществе.

М. Вебер, продолжая традиции германской теоретической мысли, следует скорее Гегелю, чем Марксу. Религия играет значительную роль в культуре, понимаемой мыслителем как ценность. В социологии права и политики из трёх идеальных типов легитимной власти (господства), два – харизматический и традиционный – опираются на веру в святость и реальность сверхъестественного. В незавершённой социологии религии М. Вебер рассматривает хозяйственную этику всех мировых религий как источник социальной организации.

В отличие от О. Шпенглера, А. Тойнби признаёт за человеком способность к свободному самоопределению, а за мировыми религиями – роль объединителя цивилизаций в мировой исторический процесс.

Для социокультурных образований Востока характерно стремление сохранить выверенные веками жёсткие нормы социального, нравственного, религиозного поведения и мышления. В многообразии восточных цивилизаций чаще всего выделяют китайскую (китайско-конфуцианскую), индо-буддийскую (индуистскую) и арабо-исламскую (исламскую, арабскую) суперсистемы. Место религии в этих культурах–цивилизациях подчеркивается уже в названии.

Современную духовную культуру Казахстана и её перспективы не понять без выявления взаимодействия цивилизационного и формационного, кочевого и оседлого, восточного и западного, тюркского и славянского, домусульманского и исламского, религиозного и светского элементов. Среди ценностей современного Казахстана - признание религии полноправным элементом культуры и духовной жизни, религиозный плюрализм, конфессиональная безопасность, приоритет светской культуры.

Роль религии в культуре

Место религии (религиозной культуры) в культуре, ее влияние на отдельные части и культуру в целом, как правило, диктуется конкретной концепцией взаимоотношения культуры и религии.

Религия является элементом культуры, который в определённых исторических условиях играет в системе духовной культуры существенную роль.

Культура делится на материальную и духовную. А под духовной культурой понимается совокупность позитивных достижений человечества в интеллектуальной и эмоциональных сферах его деятельности. В духовную культуру включаются такие структурные элементы как деятельность музеев, библиотек, образование, наука, философия, искусство, нравственность. Особо важным, принципиальным является взаимодействие религии с нравственностью. И поэтому, хотя нравственность и является элементом духовной культуры, взаимодействие с ней раскрывается через особую, нравственную функцию религии.

С другой стороны, многие конкретные религии выдвигают определенные препятствия для участия верующих в светской художественной деятельности. Одним из таких препятствий являются прямые религиозные запреты на определенные стороны художественного творчества и художественного восприятия. Эти запреты есть и сейчас, но особенно много их было в прошлом. Так, Русская православная церковь со времени своего возникновения (конец Х в.) преследовала народное искусство скоморохов и в XVII веке добилась его запрещения и уничтожения. А ислам в прошлом повсеместно запрещал мусульманам изображать живые существа. Запреты на некоторые виды искусства в отдельных странах сохранились и сейчас. Так, например, в одной из стран мусульманского мира - Саудовской Аравии - запрещены театр и кинематограф.

Другим препятствием для участия верующих в светской художественной деятельности является созданная во многих общинах атмосфера морального осуждения тех верующих, которые увлекаются светской культурой: художественной литературой, театром, кино, танцами и др.

История культуры знает примеры обострения взаимоотношений конфессиональных культур, религиозного и светского элементов культуры (цивилизации). Религия бывает источником конфликта, но чаще формой социального или этнического противостояния, содействующей его обострению или разрешению. Примерами межконфессиональных конфликтов могут служить многочисленные религиозные войны, а также экономическое и внеэкономическое регулирование в интересах господствующей конфессии, этноконфессиональной общности в странах с многими конфессиями. Иллюстрацией обострения конфликта религиозного и светского элементов культуры являются взаимоотношения церкви и коммунистической партии в СССР.

Конфессии, религиозная в целом и светская культуры могут выражать как гуманистическую, так и антигуманную ориентации. Опыт межкультурного диалога и взаимодействия конфессий, религиозного и светского мировоззрений, структур может быть перспективным в деле разрешения глобальных проблем человечества, определении парадигмы дальнейшего бытия цивилизации и культур.

Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около.


Религиозная культура — это часть духовной культуры человечества, порожденная религиозными запросами людей и призванная их удовлетворять.

Компонентами религиозной культуры являются элементы художественного творчества (религиозное искусство, литература, публицистика), религиозные учебные заведения, библиотеки и издательства, религиозная философская и политическая мысль, а также нормы морали.

Специализированный уровень религиозной культуры — это систематизированные религиозные учения и конфессии, эзотерика, обыденный — мистика, бытовая магия и суеверия. Свое непреходящее значение в культуре религия завоевала благодаря особой форме отношения к миру.

Религия (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа) — это особое мироощущение, соответствующее поведение, а также специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное, высшее и священное.

Религия является такой культурной формой освоения действительности, в которой преобладает психологический, иррациональный (не основанный на разуме) элемент — различные состояния души, настроения, экстаз, мистическое озарение и т.п. Ведущим признаком религии является вера в сверхъестественное, в то, что выше законов материального мира, который считается вторичным по отношению к миру духовному или божественному.

Религия представляет собой сложное социальное образование. В ее структуре выделяют:

    — вера в сверхъестественное, воплощенная в совокупности религиозных представлений и идей, включая учение о высшем духовном начале, толкование и комментарии к основным догмам данной религии, а также чувства, настроения, привычки и традиции, присущие верующим;
  • религиозный культ — совокупность символических действий, с помощью которых верующий пытается повлиять на сверхъестественные или реальные объекты. К культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-магическими представлениями: обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, посты, молитвы, а также используемые при этом храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяния;
  • религиозные организации — объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и обрядов. Их функции состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, в регулировании культовой деятельности. Высшей формой религиозных организаций является церковь, которой присуще деление всех верующих на клир — служителей культа, получивших специальную подготовку, и мирян — рядовых верующих.

Роль религии в культуре

Свое важнейшее значение в культуре религия приобретает, выполняя следующие функции.

Во-первых, религия всегда способствовала поддержанию стабильности в обществе, а также развитию культурной традиции. Зачастую в условиях политических кризисов и раздробленности именно религия становилась гарантом правопорядка и основой социальной интеграции.

В-третьих, религия дарует утешение верующим, организует их жизнь путем снятия их притязаний на реальные земные блага, отодвигая их на будущее, в загробное существование либо вообще отрицая их значимость.

Читайте также: