Что представляет собой процесс взросления доклад

Обновлено: 25.06.2024

​Взросление - процесс перехода от детского мироощущения к мировоззрению взрослому, от "Я не могу!" к "Все будет сделано", от надежды, что за тебя все сделают - к личной ответственности. Готовность и способность отвечать за свои поступки, и выполнять возложенные на тебя обязанности - один из важнейших критериев взросления.

Юридически, до 18 лет - ты ребенок. После 18 лет - взрослый.

По жизни, психологически, Взрослым в противопоставлении Ребенку называют человека ответственного и самостоятельного. Если ты самостоятельный и ответственный, будь тебе 10 лет - ты взрослый. Если тебе 30 лет, но ты не самостоятельный и не ответственный, ты ребенок.

Более подробно взросление описывается понятиями юноша, молодой человек и взрослый человек.

Взросление - это смена системы ценностей, достижение которых напрямую связанно с принятием на себя ответственности и причем не только за себя, но еще и за других людей. Взросление определяется умениями человека и объемом ответственности, который на него возложен (или который он взял на себя сам). Уровни: себя поднять, покормить, привести в порядок; настроить себя на работу, поднять себе настроение; обеспечить родителей; родить и вырастить детей; родить и довести до ума Проект; сделать направление или Фирму.

Во взрослении есть и плюсы, и минусы. Минусы взросления прекрасно описывает Т.В. Гагин:

"Взросление лишает человека любви. Как? Непросто. Но надежно. Человек взрослеет (не разом, постепенно) постольку, поскольку все глубже — и в смысле веры, и в смысле повседневной практики — понимает одну простую вещь. Он сам — сам по себе, какой он есть — НИКОМУ НЕ НУЖЕН. Никому. Совсем. " См.→

Все ли хотят взрослеть? - Нет. Есть немало людей, которым много лет, но при этом им очень сложно расстаться с детством. Не многие хотят взрослеть, так как ответственность страшит и тяготит. У детей проблем нет, им живется легче. Поэтому многие люди - это великовозрастные дети. Но есть и дети, которые ведут себя как взрослые.

Взрослению способствует устремленность человека в будущее: кто о будущем задумывается своевременно, прилагает усилия, тот делает шаги к тому, чтобы становиться взрослым.

И наоборот, отказ от усилий, которые нужно прикладывать для построения своего будущего, выглядит как сознательное или бессознательное стремление затянуть или отсрочить взросление.

Взрослость предполагает Планирование жизни - подчиненность четкому плану, заботе о будущем, продумывание последствий своих решений и т.п. Поэтому стать взрослым - означает четко контролировать свою жизнь, распоряжаться всем тем, что составляет жизнь, жить не только сегодняшним днем, но и думать о будущем. Преодоление трудностей и есть взросление.

Проблема взросления не прошла и мимо меня! Самое ужасное из всего, это то,что я стала взрослеть уже после 35 лет, а до этой поры я была просто избалованным ребенком. Всю жизнь меня оберегала мама, тем самым, оказав мне "медвежью услугу". Но мама стала стареть и слабеть, и она уже не могла дать мне того мощного эмоционального заряда, который давала раньше. Это приводило меня не в ужас конечно, но эмоции я испытывала отвратительные. Я начала понимать, что время уходит, а я сама никак не могу взять на себя ответственность за себя, своего сына, родителей. Я поначалу плакала, пыталась как-то "расшевелить" маму, но держа в своих руках ее слабую руку, я поняла, что наступает мое время, когда я сама должна взять под контроль себя и всех, кто за мной стоит, иначе лет через 10-15 я превращусь в беспомощную старуху, вызывающую лишь отвращение у окружающих и близких! А как я этого не хотела. И тут началась работа над собой, прежде всего я поняла, что не должна бояться одиночества даже если таковое и случится), я должна быть готова к тому, что мама может "уйти" и это нормально, и что я должна "выжить" и сохранить себя для будущего. Мои мозги сначала не хотели этого понимать, а тем более принимать, были и истерики, и срывы, только я все чаще и чаще справлялась с ними сама, думая о том, что я не должна нагружать своими проблемами маму, сына. И с этого момента началось мое взросление. Я полностью согласна с психологами, что взросление начинается с осознания себя как индивидуальности, принятия на себя ответственности за тех людей, кто слабее, принятие ответственности за все поступки и их последствия! Да, это все не очень приятно, я теперь не живу ожиданием чуда, я просто живу, приспосабливая свою жизнь к определенным ситуациям, но теперь я точно знаю, что могу принять на себя "удары судьбы",что смогу принять уход родителей, могу посоветовать что-то путное сыну! Мне 42 года и я до сих пор взрослею, процесс не завершен! И это плохо. Хочу сказать всем родителям, держа ребенка "под крылышком", вы оказываете ему медвежью услугу, лишая его четкого осознания себя, своей роли в мире, в конце концов лишаете самой жизни. Надо вовремя отпустить, объяснив, что так надо, так будет лучше, и потом ваши дети скажут вам спасибо за то, что они стали взрослыми не в 40 лет, а может в восемнадцать!

+, у меня сейчас взросление начинается в 26 ))) вот так вот, родители наши, дорогие и любимые в кавычках, опекающие своих чад до глубокой старости.

Нажмите, чтобы узнать подробности

С социальным статусом студента чаще связана ранняя юность. Период, когда происходит усложнение самосознания, его структуры, проявляющееся в элементах:

социально – нравственных отношений.

Отмечается на данном этапе дифференциация юношеского самоуважения по уровням:

Высокий уровень: характеризуется принятием себя (социальной активностью, самостоятельностью, положительным отношением к окружающим);

Низкий уровень проявляется в недовольстве собой (характеризуется внушаемостью, напряженностью, трудностью общения, ранимостью и самое психологически опасным проявлением – пониженным самоуважением).

В процессе обучения наиболее ярко проявляются изменения некоторых познавательных процессах: прорыв в развитии творческого мышления, появляется интеллектуальная инициатива; дивергентного мышления, повышается умственная работоспособность;

Появляется автономия. Автономизация в данном возрасте может быть как полной, так и парциальной:

Поведенческая автономизация, проявляющаяся в культивировании собственных манер и правил поведения;

Нормативная автономизация, когда устанавливается собственная, отличная от родителей система ценностей и правил взаимоотношений.

Периоду свойственна идеализация дружбы, как самостоятельно выбранная привязанность, часто включающая любовь. Появляется потребность в интимной дружбе.

Юношеские увлечения реализуют чувство принадлежности (к статусу, к субкультуре).

Приобретение юности заключается в формировании жизненных планов, как совокупности намерений, которые становятся жизненной программой.

Периодизацию основных состояний зрелости при едином подходе к жизненному циклу человека Б.Г.Ананьев предложил построить на основе определения микровозрастных интервалов психофизиологического и интеллектуального развития взрослых (ранняя взрослость 20-30; средняя 30-40; поздняя 40/45 – 55/60).

Ранняя взрослость характеризуется пиком физического развития, расцветом репродуктивной способности; выносливостью и энергичность (до 25 лет, потом спад энергичности).

Это период принятия социальной ответственности. Ведущая деятельность – учебно - профессиональная. Социальная ситуация развития квалифицируется концептуальной социализацией, когда сформированы мировоззрение и устойчивые свойства личности.

Обязательность и ответственность особенности мышления взрослого. Подлинная автономность мышления, позволяющая справляться с противоречиями и неопределенностями своего жизненного опыта, отмечается только с социальной взрослостью.

Особенность умственной деятельности при обучении в вузе заключается в диалектическом мышлении – интеграции в умственной деятельности идеального и реального.

Смысл взросления заключается не в изменении когнитивной структуры, а в гибком использовании интеллекта. Главный критерий когнитивной зрелости молодых людей – самостоятельное принятие решений.

Согласно стадиальности профессионального роста, представленной в психологии Д.Супером, на период студенчества приходится стадия спецификации. Он характеризует этот период неоднородностью протекания интеллектуальных и коммуникативных процессов, отмечая трудности социальной адаптации студентов на первых курсах обучения в организациях профессионального образования. Трудности самопрезентации, перестройка учебных действий, колоссальная информатизация откладывают свои отпечатки на познавательные процессы и интеллектуальное развитие студента. Изменяется в процессе обучения и мотивация. Мотивы достижения коррелируют у студентов с креативностью и автономностью принятия решений. Важное место занимает мотив аффилиации, как открытость для общения, стремление к созданию положительных взаимоотношений с другими участниками образовательного процесса.

Взросление – это не просто слово. Это целый этап в жизни. Ведь если вы считаете себя взрослым человеком, то жизнь уже не будет прежней. Взросление – это самостоятельность и независимость, здравый смысл, логика и упорство.

Лучшие сочинения про Взросление для ОГЭ и ЕГЭ

Что такое Взросление – сочинение

Взросление – неотъемлемый процесс, который происходит в жизни каждого человека. К нему приходят, как правило, в подростковом возрасте или юности. Получая определённый жизненный опыт, человек становится мудрее, приобретает особые моральные качества, выстраивает для себя ряд ценностей.

В процессе взросления очень часто происходит переоценка ценностей, утверждение конкретного взгляда на мир, появляется стремление к саморазвитию и анализу всех событий, происходящих вокруг.

Взрослый и разумный человек всегда думает заранее о своих поступках и их возможных последствиях, здраво делает выбор, умеет взвешивать аргументы, отвечает за свои слова и действия, трезво формулирует собственные желания.

К сожалению, часто взрослые люди становятся слишком серьёзными и строгими как по отношению к себе, так и к окружающим. Они боятся выйти за рамки дозволенного, изменить свою жизнь, расслабиться, иногда просто подурачиться и посмеяться от души. Но даже в этом нужно знать меру, ведь очень непривычно будет выглядеть человек, который ведёт себя как ребёнок и бесится.

У каждого есть свой возраст взросления, возраст, в котором приходит мудрость и осознание жизни. Есть дети, которые за свою небольшую жизнь пережили многое и могут быть мудрее любого старика. Есть старики, ничему не наученные жизнью, которые совершают много глупостей.

На ошибках учатся и получают свой опыт тоже именно на ошибках, это доказывает мысль о том, что какой бы ужасной ни казалась ситуация, происходящая сейчас в жизни, в ней всё равно есть хоть немного хорошего. Это настраивает на оптимистическое восприятие в жизни и сподвигает радоваться каждому прожитому дню.

Сочинение на тему Взросление

Взросление – это процесс становления личности, во время которого человек переходит от детского мировоззрения ко взрослому. Процесс этот проходит у каждого человека по-разному, может быть резким, может затянуться на многие годы, а может вообще растянуться на всю жизнь.

Когда человек взрослеет, кажется, что мир вокруг него тоже меняется. Почему так происходит? Мне кажется, что мир не меняется, он остается прежним, меняется сам человек, его мысли, стремления, желания, цели, ощущения. Он просто начинает смотреть на мир другими глазами.

Так начинается процесс взросления героев, когда на передний план выходит чувства к человеку, новые планы, а не окружающий мир. Если раньше мальчик повелевал природой, то сейчас его желание — оказаться рядом с Надей.

Эти примеры показывают, что взросление меняет мировоззрение и приоритеты человека, потому мир вокруг него тоже меняется.

Что я понимаю под словом Взросление

К примеру, для девушек – это боязнь выглядеть не так идеально, как раньше. У каждого, без исключения, есть страхи, только кто-то их старается подавлять, а кто-то подчиняется воле.

Взросление – это особый процесс, трансформация человека из одного в другого. Этот момент становления личности. Нет каких-то определенных границ, когда происходит взросление. Это чисто индивидуальное. Каждый переживает взросление по-своему и связывает этот процесс с определенными событиями в жизни.

Так же, взрослению содействует среда обитания, в которой проживает человек. Многие люди взрослеют очень рано, так как так сложились обстоятельства.

Как только человек созревает морально, он хочет обзавестись семьей. Данное желание возникает у взрослых людей, которые понимают, что готовы к такому важному шагу. Ведь здесь уже ты несешь ответственность не только за себя, но и за свою семью.

Так же ключевым фактором является, так называемая, зона комфорта, от которой так же зависит взросление. Чем раньше человек выходит из этой зоны, тем быстрее он становиться самостоятельным, то есть взрослым.

Взросление происходит постепенно. С каждым днем человек созревает и приходит к той мысли, что он уже взрослый. Старается преодолеть свои страхи, справляться с эмоциями.

Не каждый может это принять, многие просто не хотят взрослеть и выходить из привычного ритма жизни. Однако, как ни крути, каждый должен пройти этот этап в жизни и продолжать свой путь уже взрослым человеком.

Главный герой рассказа мальчик Витя живет в селе Овсянка в тайге на берегу Енисея. Мать Вити утонула, его воспитывают бабушка и дедушка.

Однажды бабушка предлагает Вите нарвать в лесу земляники, чтобы продать ее. На вырученные деньги бабушка обещает внуку купить в городе его любимый пряник — “коня с розовой гривой”. Витя отправляется в лес с другими детьми и набирает ягод.

В лесу соседский мальчик Санька дразнит Витю, обзывая его трусом и жадиной. Чтобы доказать, что Санька неправ, Витя высыпает свою землянику на землю, и толпа детей тут же съедает ее. Витя остается без ягод, а значит, теперь не получит желанного пряника.

Чтобы обмануть бабушку, Витя набивает свой пустой туесок (посудину для ягод) травой и прикрывает ее ягодками земляники. Бабушка не замечает обмана, и на следующий день увозит ягоду на продажу.

В городе старушка обнаруживает обман и приезжает домой сердитая на внука. До ночи Витя не появляется дома, чтобы избежать ссоры с бабушкой. Когда Витя наконец приходит поздно домой, бабушка не трогает его.

На утро Витю все больше мучает совесть за то, что он обманул свою добрую бабушку. Наконец, по совету дедушки, Витя просит у старушки прощения. Та ругает внука, но, конечно, прощает его. Добрая бабушка тут же вручает Вите тот самый пряник – коня с розовой гривой, о котором он так мечтал (старушка купила пряник, несмотря на проделку внука).

Спустя годы, став взрослым мужчиной, автор по-прежнему вспоминает “коня с розовой гривой” как символ бабушкиной любви и доброты.

Однако случай с пряничным конем становится для него важным уроком, что ни при каких обстоятельствах нельзя обманывать близких, что нужно уметь отвечать за свои поступки и жить по совести.

Сочинение-рассуждение про Взросление

Взросление — одно из самых пугающих явлений для людей. Это происходит по целому ряду причин. У некоторых людей страх вызывается стереотипами или необоснованными домыслами. Женщины боятся стать старухами, а также того, что с годами они будут выглядеть все хуже и хуже и менее привлекательными.

Мужчины же боятся стать старомодности, потому что новое поколение может их не понимать. Также, один из самых распространенных страхов — повышение ответственности. С возрастом повышается количество возлагаемых обязанностей, что пугает некоторых людей. Есть и те, кто принимает это как факт и относится нейтрально.

Существует мнение, что возраст от 18 до 23–25 лет — самый важный и запоминающийся этап в жизни человека. Именно в этот момент люди стараются пробовать всё, что только можно, чтобы получить наиболее яркие эмоции. В эти годы человек определяет свой путь и выбирает свою дорогу, по которой он будет следовать до конца жизни.

После этого периода и начинается взросление. После того, как человек достигает возраста 25 лет, он становится мудрее, а его кругозор гораздо шире. Люди в этом возрасте начинают быть более серьёзными и задумываются над такими серьёзными вопросами, как определение в жизни и обеспечение семьи.

Взросление сопровождается таким явлением, как “кризис среднего возраста”, это один из самых депрессивных моментов в нашей жизни. Однако он идет только нам на пользу, ведь именно в эти годы мы начинаем переосмысливать различные вещи и лучше понимать смысл жизни. Это именно та пора, когда человек реализует свои мечты и достигает наибольших успехов.

Нужно принимать это явление как факт, который мы не в силах изменить. Нужно относиться к каждому прожитому дню, как к новому опыту. Получая этот опыт, наследники смогут жить счастливее, чем жили мы.

Взросление — переходных этап в жизни человека, который позволяет ему стать более самостоятельным. Ведь уже не нужно ни от кого зависеть, теперь у нас появляются собственные семья и дети, которые будут нуждаться в нашей помощи и защите. Теперь наступает момент, когда вы управляете своей жизнью и наставляете на верный пусть своих потомков.

Ступени взросления. Взросление - это постепенный переход от неконструктивных стратегий контакта к более здоровым, продуктивным. Процесс изменения включает в себя пять ступеней и одно глубинное изменение. Разделение на ступени позволяет сосредоточиться на какой-то определенной области и постепенно переходить от одной задачи к другой. Ступени взросления являются базовыми гештальтами, предполагающими начало изменения, его развитие, завершение и переход к новой позиции. Каждая законченная ступень представляет собой дискретный отрезок активности определенного вида. Человек может периодически возвращаться к уже пройденной ступени, иногда достаточно долго задерживается на ней.

Вторая ступень - осознание связи между настоящим и прошлым. Подумайте о том, что ваше настоящее поведение, возможно, во многом повторяет уже прожитые типичные ситуации. Какой-то затруднительный момент настоящего автоматически вызывает усвоенную в прошлом реакцию: сжимание кулаков, челюстей, ярость и т.п. Например, выразительный взгляд отца вызывал у ребенка спазм мускулов горла, удерживающий его от резкого ответа, крика, спонтанной реакции протеста. Сейчас, когда он стал взрослым, зажим голосовых связок появляется у него всякий раз, когда кто-то смотрит на него выразительно. Детские, сложившиеся во взаимодействии со значимыми людьми стратегии поведения (в данном примере - страх перед каждым пристальным взглядом), которые помогли выжить в прошлом, повторяются в настоящем, хотя давно уже стали неадекватными и ненужными. Однако ранний травматический опыт и сегодня оказывает свое негативное воздействие на человека.

Сложившийся в прошлом, но потерявший свою значимость сегодня механизм выживания подвергается осознанию и сомнению. Встает задача освобождения от этого сформировавшегося в детстве незавершенного гештальта. Сосредоточение внимания на спазмах в горле может привести к осознанию более глубинной боли и ярости. Повторное проживание этих чувств приводит к завершению гештальта.

Четвертая ступень - фокусировка на принятии жизненных решений. Теперь у нас есть выбор: остаться со своими негативными чувствами и представлениями о себе или принять решение изменить свою жизнь к лучшему. Это наш собственный выбор и наше собственное решение. Самый главный человек в жизни для нас - это мы сами, и поэтому сейчас важно научиться конструктивно использовать свои собственные ресурсы. Мы можем возродить утраченную или забытую потребность проявлять свою уникальность, активно участвовать в своей собственной жизни. Это жизнеутверждающее решение является ключевым моментом на пути к изменениям.

Настало время принять решение стать самодостаточным, т. е. достаточно сильным, чтобы оказывать помощь самому себе, жить жизнью, которая дана в том мире, который существует, с данными каждому от природы телом, способностями, переживая все уготованные на жизненном пути спады и подъемы, отвержения и препятствия, изменения и стрессы. Одни люди принимают это решение довольно бурно, а иногда и в открытой конфронтации к внешнему миру. У других оно бывает скрытым и только потом проявляется - в поведении, в энергетических затратах. Принятие решения - уже поворот к признанию жизни, как она есть. Это завершение четвертой ступени.

Пятая ступень - фокусировка на новом поведении. На этом этапе старые жизненные представления видятся в ином свете, с большей ясностью. Прорыв через процесс взросления можно называть смертью или умиранием старых представлений, старых верований, которые выступали в роли защитных механизмов против не переносимых в прошлом фоновых условий. Изменившиеся представления позволяют по-другому подойти к решению прежних проблем, используя вновь обретенные выборы. В этом опыте продуктивного решения старых и незнакомых проблем, требующем осторожности и внимательности, и происходит самое важное изменение: формирование новой системы верований.

Каждый человек нуждается в том, чтобы быть уважаемым, значимым, ценимым другими, знать и воплощать в жизнь свое собственное предназначение. Неудовлетворение этих потребностей ведет к заболеванию души. В ходе взросления мы создаем конструктивные представления о себе - человеке способном, достойном любви. Некоторые потребности могут оставаться по-прежнему неудовлетворенными, но по мере развития системы самоподдержки исчезает зависимость от других людей, их взглядов и мнений. В результате высвобождается истинная сущность человека, хранящая в себе его действительные потенциалы. И эта истинная способность любить, быть значимым, преодолевать трудности, жить в гармонии, которая скрыта в любом человеке, являясь частью его сущности, возникает и усиливается по мере преодоления старой, ограничивающей системы ценностей.

Каковы бы ни были потребности и проблемы человека, прохождение всех этапов, или ступеней, взросления обычно осуществляется достаточно медленно и требует усилий. Иногда приходится перепрыгивать одну или несколько ступеней, а потом возвращаться на них вновь и вновь, сталкиваясь одновременно с несколькими незавершенными гештальтами, связанными с особенностями неадекватного восприятия, с тяжелыми событиями прошлого, с деструктивными верованиями или с проблемой осознания. В процессе взросления из всей этой богатой смеси возникает некая фигура или некий гештальт, обусловленный специфической системой потребностей человека. При этом у одних сердцевину гештальта составляет представление о своей сущности, у других фигура гештальта структурирована не столь явно. Но по мере продвижения от ступени к ступени постепенно возникает представление о своей сущности и возрастает потребность в ее совершенствовании.

Вместе с тем сама сущность не являет собой нечто фиксированное или статичное. Человек неоднократно сталкивается с тупиковыми ситуациями, что побуждает его постепенно двигаться за пределы неизвестного. Активность и интенсивность изменения своей собственной сущности нарастает медленно и постепенно. Выход из тупиковой ситуации пробуждает страхи, связанные с выживанием, активизирующие прежние самопораженческие, самоунижительные верования и поведение.

Встреча со страхом, его трансформация - самая деликатная часть процесса взросления. Преодолеть свой собственный страх, научиться использовать его энергию в конструктивных целях - задача особая, сложная, но разрешимая. Добраться до сути своих переживаний удастся лишь тому, кто готов признать, что любое сильное чувство: вина, обида, раздражение - всегда перемешано со страхом. Свидетельство тому - страшные сны, которые снятся время от времени каждому человеку. Причудливые формы и сюжеты снов свидетельствуют не только о богатстве внутреннего опыта человека, но и о том, что через сон подсознание дает нам возможность понять: страхи не только сильны; они преодолимы, ведь даже самые кошмарные сны заканчиваются счастливым пробуждением. А поэтому почему бы не отнестись к своим страхам конструктивно: как к силе, побуждающей искать выход из тупика, преодолевать старые границы.

Противопоставить страху можно лишь веру. Именно поэтому избравший для себя путь взросления нуждается в человеке, которому можно довериться. Обстановка безопасности и доверия помогает выйти за привычные границы своего Я, рискнуть опробовать нечто новое. Таким человеком может быть профессиональный психолог или просто друг, способный выслушать, понять, разделить чувства. В такие минуты не нужны ни советы, ни поучения. Для взросления необходимы внимание, поддержка, нежность, соприкосновение душ. Предельная искренность и надежность, готовность поддержать и проявить любовь - такое отношение рождает доверие. А доверяя себя другому, мы учимся доверять и самому себе. Если нас может выслушать и понять другой человек, в следующий раз проанализировать свои чувства можно и самому. Будет уже не так страшно.

Существуют два подводных камня на пути изменения и личностного роста. Первый - попытка улучшить себя, измениться во что бы то ни стало. Решив стать лучше, человек усиленно читает книги, делает упражнения, переходит на диету. Колоссальное количество энергии затрачивается на достижение некоего идеального образа улучшенного Я.

Стадии взросления. Курс гештальттерапии состоит из четырех общих стадий. Существует достаточно обширная литература, описывающая теорию и практику гештальттерапии, однако разные авторы выделяют следующие стадии: установление взаимоотношений; глубокое изучение проблемы; выделение предстоящих шагов; поддержка.

На первой стадии - при установлении взаимоотношений - психолог выявляет, с какими проблемами пришел клиент, уточняет уровень понимания и осознания клиентом его проблем и интенсивность страха, испытываемого им в связи с предстоящими изменениями.

Эта стадия может занимать от нескольких минут до нескольких месяцев в зависимости от того, какими психологическими ресурсами располагает клиент и с какими проблемами он обратился. Готовность клиента и интенсивность его страха, способность к осознанию и навыки общения - все эти факторы влияют на количество времени, необходимого для прохождения первой стадии. Любое сопротивление клиента свидетельствует о достижении предела его готовности и понимания. Психолог должен быть достаточно гибким в том, каким языком разговаривать с клиентом, сколько времени потратить и какой тип контакта установить. Поддержка, обратная связь, самораскрытие - все это усиливает чувство безопасности клиента. Главный инструмент психотерапевта на этом этапе - внимание и сосредоточенность.

На второй стадии - глубокого изучения проблемы - клиент и психолог заключают взаимный контракт относительно желаемых целей и ожидаемых результатов. При этом могут быть оговорены обязательства сторон и все еще существующие барьеры в контакте.

На третьей стадии - выделения предстоящих шагов - возникает необходимость использования новых знаний и опыта, обретенных во время глубинного исследования проблем. Встает задача изменения привычных неконструктивных паттернов, осознанных на предыдущей стадии.

Четвертая стадия - поддержка. Она необходима и в ходе всех предыдущих стадий, и после того, как главная работа сделана. Психолог поощряет любые попытки человека добиться изменений, постепенно подводя взаимоотношения к логическому завершению.

Внутренние изменения в человеке обычно разворачиваются по прошествии определенного времени. Иногда курс психологической коррекции проходит по прерывающейся схеме. Какой-то материал проясняется и завершается, уступая место новому, требующему разрешения. Не все клиенты проходят изложенные стадии в обозначенном порядке. Все люди уникальны и описывают свои ситуации достаточно своеобразно.

Попробуем рассмотреть под этим углом зрения процесс взаимодействия педагога с воспитанниками.

На первой стадии необходимо установить доверительные взаимоотношения. Педагогу, в отличие от психолога, не нужно выявлять проблемы того, кого он учит, но допустить, что у каждого ученика есть масса проблем, может каждый педагог. Эти проблемы не только мешают учащимся сосредоточиться на изучаемом материале; они могут стать препятствием на пути к взаимопониманию. А если рассматривать процесс усвоения новых знаний как процесс изменения, а именно так оно и бывает, то мы можем предположить, что многие ученики испытывают страх разной степени интенсивности в связи с предстоящими изменениями. Установление доверительных взаимоотношений требует усилий и времени. Способность педагога осознать интенсивность своих собственных страхов, своего сопротивления на пути к доверию к тем, кого предстоит учить, навыки общения - все эти факторы весьма значимы для взаимопонимания. И здесь педагогу понадобятся и гибкость, и психологическая компетентность. Психологические методы, например: внимание, поддержка, обратная связь и другие, помогут любому педагогу усилить чувство безопасности своих учеников.

Заключить взаимный контракт относительно желаемых целей и ожидаемых результатов - особый этап не только для гештальттерапии. Оговорить обязательства сторон весьма полезно и в педагогическом взаимодействии. И только после этого целесообразно переходить к конкретным шагам, ведущим к задуманному результату.

Возьмем типичный пример из школьной практики.

С точки зрения гештальттерапии полезнее было бы помочь ребенку осознать и признать этот личностный опыт и на основе этого активизировать его ресурсную систему через сознательный ответственный выбор, который усиливает и улучшает контакты.

Осознание и признание личностного опыта являются центральными составными частями завершения неоконченных гештальтов. Осознание того, что было подавлено, вытесняется из сознания, приводит к чувству завершенности или, по крайней мере, к осознанию необходимости завершить неоконченный опыт. Сама необходимость завершения гештальтов может возникать в ходе взросления несколько раз. И в каждом случае завершение гештальта проходит четыре этапа: выражение, дифференциацию, подтверждение или признание, выбор или интеграцию. Рассмотрим каждый из них.

Открытое выражение внутреннего опыта является первым шагом завершения гештальта. Каждый человек - целостное динамическое существо; даже если его опыт представлен фрагментарно, он выражает различные аспекты своего Я с помощью слов, тона голоса, образов или движений тела. Все эти аспекты тем или иным образом представляют его внутренний опыт. Попробуем понаблюдать за внешними проявлениями, например: постукиванием ноги, резким напряжением голоса, приподнятыми плечами, и усилить осознание учеником этих внешних проявлений внутреннего беспокойства. При этом полезно подумать и о том, что ученик либо знает, либо может обнаружить значение своих внешних проявлений.

Дифференциация - второй этап завершения гештальта. Смятение, волнение, беспокойство или протест, которые может обнаружить Сережа, осознавая свои движения, свидетельствуют о том, что он переживает состояние внутренней борьбы, о которой, собственно, и говорит его тело. Чтобы разрешить этот внутренний конфликт, необходимо дифференцировать его стороны. При этом в первую очередь необходимо признать, что этот конфликт существует, и выделить составляющие его элементы. Следующий важный шаг - признать каждую из этих враждующих частей себя. Это признание вытесненных, игнорируемых частей личности и является, собственно, целью дифференциации.

При этом самым первым методом, который можно использовать, является эксперимент. Формы его могут быть самые разные. Например, Сережа может четко представить себе различные части своей личности. Или педагог привлекает внимание ученика к движению ноги и просит совершать это движение быстрее, наращивая его интенсивность. Или можно предложить взглянуть на ногу как обладательницу своей собственной жизни и голоса. Форма эксперимента зависит от творческих способностей педагога.

Например, Сережа может осознать, что постукивание ноги — это выражение его нежелания заниматься математикой, которое не выражается ни голосом, ни словами, ни позой, а только постукиванием ноги. Вероятно, протест подавляется. И когда он позволяет себе осознать это чувство, экспериментируя с ногой, он тем самым осознанно относится к своему беспокойству, учится отличать его от остальных своих мыслей и поведения, которые выражаются словами или тоном голоса.

Осознание внутренних противоречивых элементов порождает осознание определенных жизненных паттернов, которые до этого были скрыты и порождали проблему. Так, ученик может осознать, что в поисках внимания, заботы и любви он все время пытался доказать родителям, что старается учиться, тогда как на самом деле все ему давным-давно надоело. Или, например, ученик может ощутить себя шестилетним ребенком, которого всю жизнь отвергали. Такие жизненные паттерны весьма часто встречаются. И любой подобный паттерн может обнаружить себя в простом постукивании ноги.

Такое словесное признание постепенно позволит человеку прийти к большей ясности, высвободить силу, которая раньше уходила на подавление какого-то проявления, самоосуждение или самооправдание. Принятие самого себя постепенно приводит к состоянию интеграции и гармонии с самим собой.

Примирение и выбор - заключительный этап работы, направленной на завершение гештальта. Когда человек ясно представляет себе свои противоречивые части личности и принимает их, он обретает свободу: он способен сам выбирать то поведение, которое приведет к примирению и выбору. Однако на этой стадии, когда поведение еще не сформировано и четко не скоординировано, люди чувствуют себя неловко, неуклюже, мир кажется им не таким, каким он обязан быть.

Здесь необходимо помочь ученику преодолеть сосредоточение только на самом себе и обратить внимание на то, какие реакции вызывает его поведение у других людей. Каким бы ни было новое поведение, оно имеет право на существование и поэтому будет правильным. Однако педагог учит ученика осознавать то, что он делает, как он это делает и какие последствия вызывает его поведение. При этом усилия направлены на то, чтобы оставаться самим собой, а не пытаться быть таким, каким на самом деле человек не может быть.

Читайте также: