Человек живое существо доклад

Обновлено: 05.07.2024

Вопрос о сущности и предназначении человека неоднозначный. Очень давно люди стали задавать себе ряд вопросов:

  • Кто такой человек?
  • Для чего он был создан?
  • Почему он так отличается от всех остальных?
  • А отличается ли вообще он от всех остальных живых существ на этой планете или нет?
  • Какие у человека есть схожие черты с другими живыми существами на Земле?

Одни мыслители утверждают, что человек создан для того, чтобы быть счастливым. Другие обосновывают смысл человеческого существованию в служении другим людям, в любви т.п. В народе иногда говорят, что человек обязательно должен выполнить определённую программу: построить дом, посадить дерево, воспитать ребёнка.

Так, например, писатель М.М. Пришвин говорил, что на Земле всё прекрасное исходит от солнца, а всё хорошее – от человека.

В целом, будучи разумным существом, люди должны заботиться о других, об их счастье, об их благе.

Кто такой человек и в чём его отличия от других живых существ?

С одной стороны, люди очень похожи на всех других живых существ, обитающих на планете. Вместе с тем существует очень важные различия. Человек способен общаться, радоваться, веселиться, страдать, любить, передавать друг другу сложную информацию. Эти человеческие реакции также довольно непростые.

Почему человек плачет, когда ему плохо? Почему он переживает и страдает? Можно сказать, что и животные могут переживать (например, когда скулит собака). Однако невозможно сравнить весь спектр человеческих чувств по сравнению с животным миром (нельзя доподлинно оценить, как страдают животные).

Человек – это прежде всего ответственное существо. Человек – это существо, которое прежде всего:

  • заботится о том, чтобы сохранить в себе уникальность, эту потрясающую невероятную способность быть отличным от всего окружающего;
  • старается это окружающее улучшить, каким-то образом изменить (причём изменить в лучшую сторону).

Люди способны ошибаться. В конце концов, человек приносит не только добро окружающей среде, но и довольно много зла: люди мусорят, загрязняют окружающую среду, делают так, что некоторые живые существа на этой планете просто физически погибают.

Однако человечество помнит, что нужно стараться улучшать планету, стараться заботиться о ней, т.к. это общий и единственный дом для всех.

Таким образом, основные отличия человека от других живых существ в природе заключаются в следующих чертах и способностях:

  • владение речью;
  • умение производить орудия труда;
  • хорошо развитый головной мозг;
  • осознание самих себя (рефлексия — способность посмотреть на самого себя со стороны, глазами другого человека);
  • наличие фантазии и способности фантазировать;
  • способность к действиям по плану;
  • прямохождение;
  • способности к творчеству.

Человек – это биосоциальное существо

Человек – это биосоциальное существо

Только ли вышеперечисленные человеческие черты определяют жизнь человека? Есть ли какая-нибудь иная связь с окружающим миром на каком-то другом внесоциальном уровне?

Такая связь есть, потому что человек – это существо биосоциальное. Он состоит из двух структур:

  • одна наша структура – это биология, это то, что составляет тело, эмоции и чувства, заданные изначально;
  • социальная составляющая – это то, что является общественной жизнью, это жизнь человека в коллективе среди себе подобных.

Понятие наследственности

Каждый наследует эту информацию. У каждого человека есть какие-то объединяющие черты с его родителями. Вместе с тем он может быть и не похож на своих родителей. Получается, что человек какую-то часть информации получает от своих предков как данность:

  • цвет волос;
  • разрез глаз;
  • форму носа;
  • строение челюстей;
  • рост;
  • иногда – голос и др.

Все эти признаки являются признаками наследственности.

В целом, наследственность – это свойство организмов повторять от поколения к поколению сходные природные признаки. Каждый человек наследует признаки от своих родителей. Точно так же и в животном мире происходит передача информации (о строении, о конституции тела) от родителей к потомству.

В чём проявляется наследственность?

В чём проявляется наследственность

В сравнении с животным миром, человеческому ребёнку после рождения нужно по меньшей мере около 10 месяцев для того, чтобы он научился ходить так, как ходят люди. В это время формируется скелет и развиваются все те мышцы, которые необходимы для прямохождения. Если ребёнка не обучить, если ребёнок будет находиться в дикой природе без родителей, то он никогда не станет настоящим человеком. Это будет ребёнок-Маугли. Он будет подражать животным, но после определённого возраста он уже не сможет перестроиться. Он не сможет научиться прямохождению и человеческой речи.

Это значит, что человек становится человеком только в обществе себе подобных. Речь, прямохождение, мышление – всему этому каждый ребёнок учится у своих родителей.

У животных способности без обучения ходить, менять цвет тела, защищаться и т.п. называются инстинктами. Животное изначально знает, что для него может представлять опасность. В отличие от животных, маленькие дети не могут сами разобраться, что для них представляет опасность.

Людям передаётся достаточно много информации непосредственно, в качестве инстинктов. Но это далеко не всё, потому что человек слишком сложное существо. Биологическая сущность человека недостаточная для того, чтобы люди объективно и эффективно жили в окружающем мире.

Сделать человека (в прямом смысле этого слова) без обучения, без того, что ему передаётся в качестве опыта предыдущих поколений, не получится. От своих родителей люди получают возможности к тому, чтобы развивать речь, правильно ходить, правильно сидеть, выполнять определённые манипуляции руками (это называется мелкой моторикой). Всё это дети получают в качестве задатков.

Но это необходимо в человеке развивать. Только если правильно организовать человеческую деятельность этого маленького существа, тогда из инстинктов постепенно, шаг за шагом начнётся формирование настоящего человека.

В чём проявляется индивидуальность человека?

В чём проявляется индивидуальность человека

В будущем, когда взрослые начинают обучать детей, все они исходя из набора индивидуальных черт, эмоций, природных задатков, очень по-разному формируются. В итоге получается то, что называется человеческой сущностью. Так воспитывается человек.

Другими словами, человек достаточно серьёзно связан с природой. Он получает примерно такой же набор, какой получают другие живые существа. У человека есть мозги, есть уникальный способ передвижения, способность приспосабливаться к окружающей среде и приспосабливать окружающую среду под себя и свои потребности. Это биологическая сущность. Но биологическая сущность – это только часть человеческой жизни, в отличие от того, что во всём остальном животном мире биологическая сущность является всей жизнью.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Взаимодействие человека с природой

Человек – живое существо

Знания. Человек (ребенок, родители, воспитатели) – живое существо. Ему необходима хорошая пища, чистая вода, чистый и свежий воздух, тепло, доброжелательное отношение людей, пространство для свободных движений и деятельности, чистота, порядок и красота в окружающей обстановке. В таких условиях человек хорошо себя чувствует, не болеет, кра-сиво выглядит, доброжелательно относится к другим людям, бодр и деятелен.

Отношение. Дети охотно включаются в оценку взрослыми обстановки, окружающих условий (тепло – холодно, чисто – грязно, воздух свежий и приятный или плохой и душный и т.д.), реагируют на красоту и чистоту помещения, участка, поддерживают их; радуются тишине, порядку, чистоте, свежему воздуху в местах пребывания, на природе (в лесу, на пляже и др.).

Как человек использует природу

Знания. Дети получают представление о том, что чистый воздух, чистые реки, озера, моря, чистая земля, леса – это богатство страны, всех людей. Человек использует природное богатство для хозяйства. Из высушенных стволов деревьев делают доски, фанеру, изготав-ливают мебель, деревянные дома, игрушки и многое другое. Из дерева делают бумагу, кото-рая идет на книги, тетради, газеты. На все это надо много леса. Лес растет долго, поэтому надо беречь мебель, игрушки, чистую бумагу, делать посадки молодых деревьев.

Чистая вода из реки (озера) нужна растениям, животным, заводам, фабрикам. Человеку такая вода не подходит, ему нужна водопроводная вода, которую берут из реки и специально очищают. От грязной воды люди болеют. В чистой воде моют руки, тело, вещи, стирают белье. Из чистой воды готовят чай, кофе, компот, кисель, суп. Чистую воду надо беречь, зря не тратить. Чистая вода, пригодная для человека, бывает в колодцах, родниках, ее можно пить, не очищая. Колодцы и родники надо охранять от мусора и загрязнения.

Отношение. Дети не рвут и не пачкают бумагу, замечают сломанные деревянные вещи (стулья, игрушки), обсуждают способы их починки, закрывают кран с водой, если он течет. Любуются хорошими изделиями из дерева, бумаги, интересуются процессом их изготовле-ния.

Как человек охраняет природу

Знания. Дети узнают, что человек охраняет природу. За лесом следят специальные люди (лесничий), которые очищают лес от сухих деревьев, бурелома, подкармливают зимой копытных животных, птиц. На вырубках сажают молодые деревья, которые специально выращиваются в лесопитомниках. Лес нужно оберегать от пожара, поэтому там не следует разводить костров.

Человек создает заповедники, охраняет памятники природы, заносит редкие виды рас-тений и животных в Красную книгу. Везде, в каждом крае есть свои заповедные места.

Отношение. Дети проявляют интерес к природоохранной деятельности человека, участвуют вместе со взрослыми и самостоятельно в доступных природоохранных меропри-ятиях.

Рекомендации к распределению материала по возрастным группам

Усвоение материала программы в полном объеме доступно детям подготовительной группы. Это обусловлено тем, что воспитательно-образовательная работа с дошкольниками по формированию экологической культуры начинается с двух-трехлетнего возраста и систе-матически ведется в течение четырех-пяти лет.

В любом случае реализация программы (с какой бы возрастной группы она ни начи-налась) осуществляется по следующим принципам:

1) постепенное в течение учебного года и от возраста к возрасту наращивание объема материала: от рассмотрения 1 – 2 объектов природы, 1 – 2 способов их взаимосвязи со сре-дой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их мор-фофункциональной взаимосвязи с внешними условиями;

2) первоочередное использование непосредственного природного окружения, состав-ляющего жизненное пространство детей: систематическое изучение растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем объектов природы, которые можно наглядно продемон-стрировать;

3) постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечат-лений, от объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений, конкретным, пол-ноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения рас-тений и животных в группы по их экологическому сходству;

4) широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельно-сти: систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, проведение опытов, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны ДОУ, различные виды изодеятельности на основе впечатлений о природе, изготовление предметов и игрушек из природного материала;

5) подача познавательного материала и организация деятельности с помощью прие-мов, вызывающих у детей положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства, с использованием сказок, сказочных персонажей, различных кукол и игрушек, всех видов игр.

Оптимальным вариантом формирования начал экологической культуры можно рас-сматривать тот случай, когда воспитательно-образовательный процесс начинается в млад-шем дошкольном возрасте (с 2 – 3 лет). Все разделы и пункты программы можно начинать реализовывать именно с этого возраста. Примером возможного распределения материала программы по возрастам являются авторские технологии2, в которых представлены мето-дические системы мероприятий с детьми. Планирование органично включено в техноло-гии: материал программы, развернутый в циклах наблюдений, занятиях, экскурсиях, акциях,

2 Николаева С. Н. Система экологического воспитания в младшей группе детского сада; Система экологического вос-питания в средней группе детского сада; Система экологического воспитания в старшей группе детского сада; Система экологического воспитания в подготовительной к школе группе детского сада (М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010).

Человек — животное. С точки зрения биологии человек относится к царству животных, так как он гетеротрофен, т.е. использует для питания готовые органические вещества.

Человек относится к типу хордовых потому что человеческий зародыш имеет хорду (длинный эластичный продольный тяж из которого развивается позвоночник), жаберные щели в глотке, спинную нервную трубку и прочие характерные для хордовых признаки.

Общая схема строения хордового животного

Человек относится к подтипу позвоночных потому что у него есть позвоночный столб, состоящий из позвонков и головной мозг.

Строение представителей подтипа позвоночных

Человек относится к классу млекопитающих потому что он имеет молочные железы и вскармливает потомство молоком, а также имеет волосяной покров на теле и другие признаки этого класса.

Человек относится к подкласcу звери потому что является живородящим млекопитающим.

Человек относится к инфраклассу плацентарных потому что питание человеческого плода осуществляется через плаценту.

Расположение плаценты и плода в матке

Человек относится к отряду приматов потому что имеет пятипалые конечности, весьма подвижные верхние конечности, большой палец которых противопоставлен остальным, и ногти вместо когтей.

Человек относится к подотряду узконосых потому что имеет узкую носовую перегородку и обращенные вниз ноздри.

Человек относится к надсемейству гоминоидов потому что у него отсутствуют хвост, защечные мешки и седалищные мозоли. Для гоминоидов характерен сложный высокоразвитый мозг. Кроме человека, представителями этого надсемейства являются так называемые человекообразные обезьяны — гориллы, шимпанзе, гиббоны, орангутаны.

И, наконец, человек относится к виду человек разумный (на латыни — Homo sapiens).

Человекообразные обезьяны

Дарвин определял человека как неотъемлемую часть живой природы и распространял на него, в том числе и на его возникновение, общие закономерности развития органического мира, основные положения эволюционной теории, доказывая происхождение человека от нижестоящей животной формы. На основании сравнительно-анатомических и эмбриологических данных, подтверждающих выраженное сходство человека с человекообразными обезьянами, Дарвин обосновал идею их родства и общности их происхождения от древнего исходного предка, сформулировав симиальную или обезьянью теорию происхождения человека или антропогенеза.

Человек

Согласно этой теории, человек и современные человекообразные обезьяны произошли от общего предка, жившего в эпоху неогена и представлявшего собой обезьяноподобное существо.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! По Дарвину современные человекообразные обезьяны не предки человека, а, образно говоря, его двоюродные братья. У них был общий предок, но дальше развитие в каждом случае пошло своим путем. Ни одна современная человекообразная обезьяна не может превратиться в человека

Питекантроп

Немецкий ученый Эрнст Геккель назвал общего предка человека и обезьян питекантропом (обезьяночеловеком). В 1891 году голландский антрополог Эжен Дюбуа нашел на острове Ява части скелета человекоподобного существа, которое он назвал питекантропом прямоходящим. Питекантроп жил в промежутке между 1 миллионом и 700 тысячами лет назад.

Строение черепа

Питекантроп, синантроп и гейдельбергский человек это локальные варианты ископаемого вида человек прямоходящий (хомо эректус), непосредственного предка современных людей.

Палеонтологические находки подтвердили теорию антропогенеза Дарвина и в настоящее время нет сомнений в том, что человек произошел именно так, как описал Дарвин.

Познакомимся поближе с нашими предками.

Австралопитек был приматом, а не человеком! Тело его было покрыто густым волосяным покровом, и по внешнему виду австралопитек больше походил на обезьяну, чем на человека. Но, в отличие от обезьян, австралопитек ходил на двух ногах и, благодаря отстоящим большим пальцам рук, мог пользоваться различными предметами (камнями, палками) как орудиями. Объем мозга австралопитека по отношению к объему его тела был меньше человеческого, но превосходил объем мозга современных человекообразных обезьян.

Самым первым представителем человеческого рода считается человек умелый (хомо хабилис), который жил на территории Африки от 2,4 до 1,5 миллионов лет назад. Свое название первый вид человека получил из-за умения изготовлять простейшие каменные орудия.

Человек умелый

Внешне человек умелый более походил на австралопитека, чем на современного человека, но к первым людям его относят из-за того, что объем его мозга был на треть (!) больше объема мозга австралопитека. Кроме того, анатомические особенности реконструированного по черепу мозга человека умелого (развитость коры больших полушарий) свидетельствуют о возможности речевой функции, пусть и в зачаточном состоянии.

Человек прямоходящий (хомо эректус) расселился от 1,8 миллиона до 300 тысяч лет назад по Африке, Европе и Азии.

Человек прямоходящий

Человек прямоходящий умел изготавливать сложные орудия труда и использовать огонь. Мозг его по объему приближался к мозгу современного человека, что позволяло человеку прямоходящему организовывать коллективную деятельность (например — совместную охоту на крупных животных) и общаться при помощи речи.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Следует различать (и никогда не путать!) умение использовать подручные предметы для каких-то целей и умение изготовлять орудия труда (охоты). Использовать подручные предметы для могут человекообразные обезьяны. Например, если плод висит на дереве так высоко, что обезьяна не может его достать, а где-то рядом валяется на земле длинная ветка, то обезьяна сообразит взять ветку и сбить плод с дерева. Но умение изготовлять орудия труда или охоты свойственно только человеку! Человек представляет, какое именно орудие и для какой цели ему нужно. Он находит подходящий камень, затачивает его трением о другой камень, затем берет крепкую прямую ветку, очищает ее от коры и сучьев, плетет из травяных растений веревку и привязывает с ее помощью обработанный камень к обработанной ветке. Получается топор, который человек берет с собой на охоту или же когда собирается нарубить веток для костра. Сколько умственной работы! Осознание потребности в орудии. Создание в уме образа орудия и оценка материалов, необходимых для его изготовления. Выработка ряда последовательных действий по изготовлению орудия… Мозгу обезьяны такая работа не под силу. Умением изготовлять орудия труда обладает только человек

Переход от человека прямоходящего к человеку разумному (хомо сапиенс) происходил в период от 500 до 200 тысяч лет назад. При помощи современных палеонтологических методов весьма трудно обнаружить конкретный период смены одного вида другим, ввиду чего жителей этого переходного периода иногда именуют древнейшим человеком разумным, объединяя в это понятие и человека прямоходящего, и человека разумного.

Неандерталец (хомо неандерталенсис) жил в период от 230 до 30 тысяч лет назад.

Неандерталец

Согласно современным представлениям, вид человек разумный сформировался в Африке около 200 тысяч лет назад и оттуда начал расселяться по другим континентам. Примерно 55-60 тысяч лет назад человек разумный уже обитал в Южной и Юго-Восточной Азии и Австралии. В период от 40 до 35 тысяч лет назад человек разумный заселил Европу, а в период от 35 до 15 тысяч лет назад заселил Америку. В то время Евразия и Северная Америка были соединены временно существовавшим сухопутным перешейком на месте современного Берингова пролива, образовавшимся вследствие понижения уровня Мирового океана. Так что заселение Америки человеком шло сухопутным путем, так же, как и заселение Австралии.

Примерно 30 тысяч лет назад человек разумный остался единственным представителем рода человек на Земле.

Человек разумный отличается от других представителей рода человек выраженным развитием лобного отдела коры головного мозга, необычайно высоким развитием верхних конечностей (способность к выполнению тонких действий) и большой длительностью периода развития индивидуума с выделением особого, подросткового, периода, крайне важного для полноценного интеллектуального развития. Именно в подростковый период осуществляется передача опыта от предыдущих поколений и происходит социальная организация индивидуума.

Эволюция человека

Помимо индивидуального опыта каждого человека, в общине накапливался общественный опыт, носителями которого в дописьменную эпоху были старики. Благодаря этому обстоятельству в общине появилось такое явление, несвойственное стаду, как забота о стариках. В стадах одряхлевшие особи, которые не могли продуктивно функционировать, обычно изгонялись своими сородичами или, даже, убивались.

В конечном итоге в борьбе за существование получили преимущество те общины и племена, в которых лучше сохранялся и передавался от поколения к поколению различный опыт.

Специфической особенностью антропогенеза является участие социальных факторов в формировании свойств человека. Человек не просто биологическое, биосоциальное существо!


Животные и люди – это многоклеточные организмы, обладающие определенными инстинктами и чертами. Но, в отличие от животных, человек обладает самосознанием и мышлением – главными характеристиками, ставящими его на ступень выше других обитателей живого мира.

Различия мышления людей и животных

Речь – главная черта, отличающая человека от других млекопитающих. Животные могут издавать звуки, но они не выстраивают их в грамотную, разборчивую и связанную речь. Во многом такая особенность связана с интеллектом и строением голосового аппарата. Есть и другие отличия, связанные с мышлением, мозгом и интеллектом:

  • Творческая и сознательная деятельность. Человек сам определяет рамки поведения, руководствуясь социальными нормами и стандартами, а также выбирает стратегию своей деятельности в обществе. Он обладает способностью планирования и прогнозирования, на это не способно ни одно другое живое существо, обитающее на Земле. Все действия животных обусловлены инстинктами, и они не отделяют себя от природы.
  • Преобразование окружающего мира. Животные приспосабливаются к тому, что их окружает, формируя поведение, исходя из обстоятельств. Человек сам производит материальные и духовные ценности, культуру, а также окружающую действительность.
  • Постоянный рост потребностей. В отличие от животных, люди нуждаются в духовном и культурном саморазвитии после удовлетворения базовых физиологических потребностей. Спрос на блага постоянно увеличивается, тогда как другим млекопитающим достаточно инстинктивного удовлетворения потребностей.
  • Мышление. Рассуждения и умозаключения – черта людей, но не животных. Животные не способны на столь сложную умственную деятельность, хотя у некоторых обезьян коммуникативные возможности присутствуют.

Человек – существо, которое всегда стремится к чему-то более комфортному и совершенному. Животным же достаточно удовлетворения потребностей в еде, безопасности и сне (а также размножении).

Физиологические отличия

На человеческом теле шерстяной покров представлен в гораздо меньших объемах, чем у большинства других млекопитающих. Это обусловлено тем, что в ходе эволюции человек потерял потребность в защите от холода и маскировке путем естественных физических качеств.

Еще одна весомая особенность – это прямохождение. Только человек способен передвигаться с прямой спиной на двух ногах. Некоторые животные тоже перемещаются на 2 лапах и изредка используют руки, но с прямой спиной они не ходят.

Вытекает отсюда третья физиологическая особенность – наличие функционального большого пальца, который развит лучше, чем у обезьян. Палец заметно расширяет возможности использования разных предметов и орудий труда.

Только у людей на Земле способен появляться на щеках румянец – это 4 отличительная особенность, однако точные причины ее проявления науке неизвестны.

Психологические и эмоциональные особенности

Люди могут управлять своими чувствами и эмоциями, им известны нормы морали и другие поведенческие принципы. У животных все это отсутствует, инстинкт размножения – частично неконтролируемая потребность, человек же может сдерживать свои желания.

Важно! Человек, в отличие от животных, способен выбирать – размножаться или нет. Потребность в продолжении рода появляется далеко не у всех людей.

Следующая особая черта – это период детства. У людей оно длится свыше 18 лет, тогда как у животных взросление наступает на 1-2 году жизни. Человеческие младенцы в зависимости от родителей находятся в десятки раз дольше, чем детеныши животных.

Люди и животные – живые организмы, которые одинаково боятся боли и опасности, способны пугаться и пребывать в спокойном состоянии. Однако мыслительные способности человека, интеллект выдвинули его далеко вперед в процессе эволюции.

Читайте также: