Центральный банк российской федерации мегарегулятор финансового рынка доклад

Обновлено: 02.05.2024

Изучение истории создания мегарегулятора в Российской Федерации. Характеристика системы регулирования и надзора на финансовых рынках. Консолидация финансового, банковского и страхового надзора. Создание финансового регулятора на основе Центрального Банка.

Рубрика Банковское, биржевое дело и страхование
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 09.02.2015
Размер файла 26,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

Введение

1. История создания мегарегулятора в РФ

2. Центральный Банк России как мегарегулятор финансового рынка

3. Зарубежный опыт

Идея создания в России мегарегулятора финансовых рынков не нова. В Правительстве с новой силой зазвучала старая тема - создание единого органа надзора за всеми участниками финансового рынка, однако предложения стали более конкретными. Это может свидетельствовать о приближающейся развязке.

Представители власти пока не пришли к единому мнению по этому вопросу, ведутся обсуждения необходимости преобразования существующей системы регулирования финансового рынка, возможных вариантов таких изменений и связанных с ними проблем.

Что касается мировой практики, что действительно существует общая тенденция создания мегарегуляторов.

Также на постепенной консолидации финансового, банковского и страхового надзора с 2008 года настаивают международные организации, соответствующие рекомендации принимались в рамках G8 и G20. Первые государства, которые ввели у себя консолидированный надзор над финансовыми рынками, сделали это еще в 80-х, 90-х годах прошлого столетия.

Сейчас мегарегуляторы, хотя и в различных формах, функционируют более чем в 50 странах. Норвегия (1986), Япония (1998), Венгрия (1996), и др. Мировой опыт показывает, что часть мегарегуляторов создается на компактных рынках небольших стран. А также, большей частью функции мегарегуляторов ограничены только надзором за финансовым сектором. В США, например, несколько контролеров финансового сектора. Ни один из них не входит в структуру правительства, а отрасль страхования вообще не имеет федерального регулятора.

Так что довольно сложно ориентироваться в этом вопросе на зарубежную практику. Безусловно, необходимо искать вариант, который будет максимально подходить под российские реалии, и который позволит перейти к новой системе безболезненно и достигнуть улучшений в регулировании финансового сектора, если существует необходимость в реорганизации уже существующих структур.

мегарегулятор финансовый рынок банк

1. История создания мегарегулятора в РФ

Вопрос создания мегарегулятора в России обсуждается уже очень давно. Впервые эта идея была предложена в конце 1999 г. компанией “Cadogan Financial”.

В ноябре 2003 года создание мегарегулятора обсуждалось на заседании правительства, по итогам которого Минфину, Минэкономразвития и другим ведомствам было поручено "представить свои предложения" по этому вопросу.

В марте 2004 года первым шагом по реализации данной инициативы стало создание Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). Она получила в наследство от предшественницы контроль и лицензирование профучастников фондового рынка и контроль над соблюдением законодательства о ценных бумагах, от Минфина - контроль и надзор за инвестированием пенсионных накоплений, а от антимонопольного ведомства - контроль над биржами. Предполагалось, что мегарегулятор сформируют на ее основе как коллегиальный и независимый орган.

В 2005 году концепция создания мегарегулятора была официально выдвинута ФСФР в проекте "Стратегии развития финансового рынка на 2006-2008 годы". В феврале 2006 года правительство утвердила основные принципы стратегии, однако идея независимости регулятора от исполнительной власти была отвергнута, также как и передача, ему контроля над банками. К маю следующего года из-за противоречий в правительстве процесс обсуждения был практически остановлен, а главный лоббист создания мегарегулятора -- глава ФСФР Олег Вьюгин -- ушел в отставку.

В апреле 2009 года эту тему вновь поднял помощник президента Аркадий Дворкович, заявивший о целесообразности создания такого института. В сентябре свой законопроект о создании мегарегулятора как саморегулируемой организации участников рынка внесли в Госдуму депутаты партии Справедливая Россия, однако поддержки он не получил.

В середине декабря 2010 года Минфин обнародовал проект указа президента, предусматривающий создание мегарегулятора на базе подконтрольного главе государства Росстрахнадзора путем присоединения к нему подчиненной правительству ФСФР. В конце месяца, после совещания у президента Дмитрия Медведева, концепция поменялась -- предлагалось упразднить уже Росстрахнадзор и передать его функции ФСФР. Что и было предпринято в дальнейшем.

4 марта 2011 года Дмитрий Медведев подписал указ "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка", предусматривающий создание мегарегулятора на базе ФСФР. Идея создания мегарегулятора вернула себе актуальность по итогам двух правительственных совещаний в конце августа 2012 года -- у помощника президента Эльвиры Набиуллиной и у первого вице-премьера Игоря Шувалова, где обсуждались вопросы о наделении ФСФР полномочиями по разработке нормативных актов и расширении власти службы по регулированию негосударственных пенсионных фондов. Однако уже на совещании у господина Шувалова обсуждалось выделение для реализации новых полномочий 400 новых сотрудников и дополнительного финансирования, что вылилось в более широкий проект -- создание единого надзорного органа за всеми участниками финансового рынка на базе Банка России.

С 1 сентября 2013 года полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков переданы Банку России. С этого дня Центральный банк РФ становится мегарегулятором финансовых рынков страны. Присоединение ФСФР России к Банку России является последовательным шагом в рамках стратегии развития российского финансового рынка и создания на базе Москвы мирового финансового центра (МФЦ) по аналогии с Лондоном, Нью-Йорком, Токио, Франкфуртом-на-Майне, Парижом, Гонконгом.

2. Центральный Банк России как мегарегулятор финансового рынка

Мегарегулятор - это орган, регулирующий отношения в определенных сферах деятельности, например финансовой. Финансовый мегарегулятор - орган осуществляющий контроль и регулирование денежно- кредитной системы страны.

В мировой практике регулирования финансовых рынков сложились разные модели надзора и при этом нельзя сказать, что доводы в отношении преимуществ той или иной модели являются весомыми. Более того, сама практика регулирования не дает веских доказательств того, что мегарегулятор является лучшей или оптимальной формой надзора за финансовыми институтами. По итогам открытого заседания правительства РФ было принято решение создания финансового регулятора на основе Центрального Банка, путем присоединения к нему ФСФР.

Данная реформа имеет как преимущества, так и недостатки, выяснение которых является очень важным на этапе становления данного проекта. Кроме того, встает вопрос относительно организационной структуры данного органа. Итак, преимущества:

1. Сначала следует сказать об исключении дублирования некоторых функций, до этого выполняемых сразу двумя ведомствами. При нынешней системе распределения полномочий между различными регулирующими органами функции одних органов налагаются на функции других органов, каждый из них хочет контролировать определенную часть рынка, возникает избыточное регулирование.

2. Современной тенденцией стало размытие границ отделяющих банки от профучастников. Считается, что постепенно будут созданы финансовые конгломераты и их будет проще регулировать.

3. Единый, объединенный и независимый орган регулирования не только позволит создать более последовательную и более простую нормативную базу.

4. Мегарегулятор станет органом способным объединить все данные о финансовых организациях, что будет способствовать более эффективному выявлению системных рисков.

5. Мегарегулятор призван сочетать в себе как правоустанавливающую, так и правоприменяющую функции, что делает процесс подготовки и внедрения новых норм более гибким, быстрым и отвечающим интересам рынка.

6. Мегарегулятор может лучше обобщать потоки информации и обеспечить их конфиденциальность, так как оборот информации происходит не между несколькими организациями, а внутри одной организации. В связи с этим уменьшается опасность утечки информации, ее незаконного разглашения.

1.Слияние ведомств, с некоторой вероятностью может вызвать ослабление регулирования отдельных участков рынка.

2. Создание финансовых конгломератов уменьшит конкуренцию и оттеснит с рынка мелких участников

3. Чрезмерная унификация регулирования финансовых организаций разных видов. Регулирование банковского сектора и рынка ценных бумаг имеет свои особенности, поэтому требует разных подходов регулирования.

4. Не смотря на то, что выявить системные риски будет проще, потребуется немало времени, чтобы научиться их эффективно устранять. Рассеивая внимание на разные объекты регулирования, появляется вероятность упустить что-либо или совершить ошибку.

Поэтому можно говорить о том, что данный проект имеет достаточные основания для его реализации, хотя при имеющихся рисках сложно говорить о необходимости столь дорогостоящей реформы.

Отдельно можно выделить преимущества и недостатки оценивая создание мегарегулятора на базе ЦБ.

1. Особенностью ЦБ является его самофинансирование, это обеспечит более высокую оплату труда, наличие большего количества ресурсов, а также снизит нагрузку на бюджет.

2. Создание мегарегулятора на базе ЦБ означает, что данная организация будет обладать высокой степенью независимости от органов власти и самих объектов регулирования.

3. Деятельность мегарегулятора легче анализировать.

4. Подписание меморандума IOSCO - Международная организация комиссий по ценным бумагам, вступление в данную организацию будет способствовать сотрудничеству с регуляторами из других стран.

1. Усиление конфликта интересов в ЦБ РФ, связанного с одновременным осуществлением регулирования и надзора за финансовыми организациями и участием в их капитале.

2. Недостаточное внимание к развитию небанковских отраслей финансового рынка.

Очень важно чтобы мегарегулятором уделялось одинаковое внимание всем аспектам его деятельности: банковский надзор и денежно-кредитная политика, фондовый рынок и страхование. Поэтому предлагается создать комитеты, которые будут равнозначны между собой и разделены по основным функциям, так сейчас существует Комитет банковского надзора.

В таких серьезных процессах очень важно сотрудничать с саморегулируемыми организациями и другими общественными структурами. Это позволит избежать грубых ошибок в глобальных преобразованиях.

3. Зарубежный опыт

Функции центрального банка, который проводит денежно-кредитную политику и следит за банками, и регулятора, осуществляющего надзор за финансовыми рынками и их участниками, традиционно разделены. В США, например, первую функцию осуществляет Федеральная резервная система, а вторую -- Комиссия по ценным бумагам и рынкам и Комиссия по срочной биржевой торговле. Правда, банки являются активными участниками рынка ценных бумаг, и после кризиса регуляторы заговорили о том, что их действия на рынках могут подорвать их финансовое положение в целом , поэтому ФРС надо дать больше функций по осуществлению контроля за банками.

В Италии, Испании и Франции также действуют собственные регуляторы рынка ценных бумаг и центробанки. В Китае -- Комиссия по регулированию рынка ценных бумаг и Народный банк Китая, в Австралии -- Комиссия по ценным бумагам и инвестициям и Резервный банк.

Если вопросы надзора за финансовым сектором и находятся в ведении только одной организации, то скорее это финансовый регулятор, а не ЦБ. Именно так обстоят дела в Швейцарии и Канаде, которые относительно безболезненно пережили кризис (особенно вторая, в первой правительству все-таки пришлось помогать банку UBS). В Швейцарии Управление по надзору за финансовым рынком осуществляет надзор как за всеми финансовыми компаниями, включая банки, так и за рынком ценных бумаг, тогда как национальному банку оставлены лишь функции денежной политики и контроля денежного обращения. В Канаде единственный регулятор банков -- Офис суперинтенданта по финансовым институтам, который также является основным регулятором страховых, трастовых, кредитных и пенсионных организаций. За рынком следят администраторы по ценным бумагам канадских провинций, объединенные в ассоциацию.

Среди крупных экономик, пожалуй, единственный пример организационного объединения центрального банка и финансового регулятора -- Великобритания. Там также действовали Банк Англии и Управление финансовых услуг (FSA), мегарегулятор финансового сектора, созданный лейбористами по закону от 2000 г. Однако в 2010 г. новое правительство консерваторов решило ликвидировать FSA. Его полномочия должны быть распределены между тремя агентствами. Независимым будет лишь одно из них -- Управление по контролю над финансовой деятельностью (оно защищает потребителей финансовых продуктов и следит за финансовыми рынками), два других войдут в Банк Англии.

Великобритания является международным финансовым центром. В этой стране сосредоточено большое количество финансовых организаций. Поэтому для Великобритании вопрос регулирования и ограничения вознаграждения в финансовых организациях стоит достаточно остро.

Стало однозначно, что регулирование финансового рынка в Великобритании надо менять. И один из ключевых пунктов таких изменений -- это система вознаграждения в финансовом секторе.

Основная цель введения Правил о вознаграждении -- поддержать доверие и стабильность на финансовом рынке путем исключения стимулов для неоправданного риска, который берут на себя некоторые финансовые организации, а в конечном итоге защитить интересы и права потребителей на финансовом рынке. Не все финансовые организации были довольны введением Правил о вознаграждении. Некоторые компании выдвигали определенные контраргументы против необходимости Правил о вознаграждении. Среди этих аргументов были следующие:

ѕ не все компании в равной степени затронуты кризисом;

ѕ реформа системы вознаграждения может повлечь для финансовых организаций потерю наиболее ценных сотрудников;

ѕ имплементация Правил о вознаграждении повлечет дополнительные затраты для финансовых организаций.

Однако, несмотря на все эти контраргументы Правила о вознаграждении все-таки были приняты. Устанавливаются требования к раскрытию информации о вознаграждении Комиссии по финансовым услугам и устанавливаются стандарты практики раскрытия информации о вознаграждении акционерам компании. Комиссия по финансовым услугам контролирует соблюдение финансовыми организациями Правил о вознаграждении.

Таким образом, на настоящий момент в Великобритании действует двойная система регулирования финансового рынка и это выражается в том, что принята система мегарегулятора в стране, но несмотря, на это все же некоторые компании все же управляются саморегулированием.

Сам вопрос создания мегарегулятора обсуждается уже с 2004 года, когда еще существовала Федеральная комиссия по ценным бумагам, которую было решено преобразовать в ФСФР. Стоит также отметить, что само создание финансового мегарегулятора осуществляется в рамках государственной программы по созданию в Москве Международного финансового центра.

Предполагается, что в основе идеи создания финансового мегарегулятора лежит практика западных стран в данном вопросе, в частности США, где существует единый регулятор всей национальной финансовой системы - Федеральная резервная система, в подчинении которой находятся семь региональных резервных банков. В России по аналогии планируется создать восемь резервных банков, по одному на каждый федеральный округ.

Исходя из всего сказанного выше, можно сделать вывод, что создание финансового мегарегулятора в России является объективной необходимостью для дальнейшего развития национальной финансовой системы и качественного рывка в финансовой грамотности населения, а также законности ведения бизнеса в инвестиционной и банковской сферах.

1) Буйлов М. И. Надзор на нашу голову // Деньги. 2012. № 7. 26 февраля.

2) Буркова А. М. Великобритания: реформирование системы вознаграждения в финансовом секторе//Аналитик, 23.11.2013.


Банк России – это орган государственного управления, но к какой из ветвей власти этот институт относится, не разъясняется, это делает его значительно более независимым в принятии решений в отличие от органов государственной власти, находящихся в подчинении Президенту и Правительству РФ.

Рассматривая Банк России в новом статусе, необходимо отметить, что были расширены цели его деятельности в связи с наделением его новыми полномочиями.

С 1 сентября 2013 года полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков переданы Банку России. С этого дня Центральный банк РФ становится мегарегулятором финансовых рынков страны. Присоединение Федеральной службы по финансовым рынкам России к Банку России является последовательным шагом в рамках стратегии развития российского финансового рынка и создания на базе Москвы мирового финансового центра (МФЦ) по аналогии с Лондоном, Нью-Йорком, Токио, Франкфуртом-на-Майне, Парижом, Гонконгом.

Предпосылками создания мегарегулятора финансовых рынков в России послужило:

- фрагментарность регулирования финансового рынка.

Финансовый рынок в России представлен банками, инвестиционными, управляющими, страховыми компаниями, негосударственными пенсионными фондами, микрофинансовыми организациями и другими группами участников, каждая из которых одновременно контролируется несколькими регулирующими органами. Многие компании из разных групп участников рынка объединены в крупные финансовые холдинги, имеющие одних и тех же бенефициаров, что несет в себе глобальные риски для всего финансового рынка. Регулирующие органы, осуществляя надзор только за какой-то определенной группой участников или сегментом финансового рынка, не могут оценить ситуацию на рынке в целом. Существуют области финансового рынка, которые до сих пор остаются без внимания со стороны государства (рынок ФОРЕКС (FOREX)) на котором находятся значительные средства граждан, отсутствие контроля со стороны государства приводит к созданию "финансовых пирамид" и, как следствие, потере гражданами своих сбережений, что негативно сказывается на инвестиционном климате страны;

Такая ситуация актуальна для всего государственного аппарата, огромный штат чиновников, отсутствие системы мотивации и критериев оценки работы органов государственной власти, недостаточность автоматизации бизнес-процессов не позволяют получать высокую эффективность;

- противоречия нормативных правовых актов и недостаточность правового обеспечения деятельности участников финансового рынка и дублирование функций регулирующих органов.

Развитие финансового рынка опережает его правовое обеспечение, то есть на рынке уже давно действуют признанные профессиональным сообществом практики, которые не находят отражения в законодательстве РФ. По причине конкуренции между регулирующими органами, распределения сфер влияния и отсутствия арбитра в виде единого координационного центра с широкими полномочиями, возникают правовые коллизии в действующем законодательстве, что отрицательно сказывается на развитии финансового рынка;

- отсутствие единого координационного центра контроля и мониторинга за финансовым рынком. Актуальным данный вопрос стал в период мирового финансового кризиса 2007-2008 гг., когда необходимо было получать полную и достоверную информацию о состоянии рынка и оперативно принимать решения по обеспечению бесперебойного функционирования экономики страны. Существующие порядки информационного взаимодействия между регулирующими органами отличаются сложностью и бюрократизацией, что не позволяет оперативно реагировать на происходящие на рынке изменения.

Идеологи реформы утверждают, что создание мегарегулятора финансового рынка будет способствовать повышению стабильности на финансовом рынке, в том числе за счет снижения регулятивного арбитража и обеспечения более качественного анализа системных рисков, повышению качества и эффективности регулирования и надзора, включая консолидированный надзор, за субъектами рынка и снижению административной нагрузки на них.

В мировой практике регулирования финансовых рынков сложились разные модели надзора Практика регулирования не дает доказательства, что мегарегулятор является лучшей или оптимальной формой надзора за финансовыми институтами.

Реформа имеет как преимущества, так и недостатки, выяснение которых является очень важным на этапе становления проекта.

- исключение дублирования некоторых функций.

- современной тенденцией стало размытие границ между банками и профучастниками;

- создание последовательной и более простой нормативной базы.

- объединение всех данных о финансовых организациях, что будет способствовать более эффективному выявлению системных рисков.

. сочетание правоустанавливающей и правоприменяющей функции, что делает процесс подготовки и внедрения новых норм более гибким, быстрым и отвечающим интересам рынка.

обобщение потоков информации и обеспечение их конфиденциальность информации , что уменьшит опасность утечки информации и ее незаконного разглашения.

- слияние ведомств, может вызвать ослабление регулирования отдельных участков рынка.

- создание финансовых конгломератов уменьшит конкуренцию и оттеснит с рынка мелких участников

- регулирование банковского сектора и рынка ценных бумаг имеет свои особенности, поэтому требует разных подходов регулирования.

- не смотря на то, что выявить системные риски будет проще, потребуется немало времени, чтобы научиться их эффективно устранять. Рассеивая внимание на разные объекты регулирования, появляется вероятность упустить что-либо или совершить ошибку.

Очень важно чтобы мегарегулятором уделялось одинаковое внимание всем аспектам его деятельности: банковский надзор и денежно-кредитная политика, фондовый рынок и страхование. Поэтому предлагается создать комитеты, которые будут равнозначны между собой и разделены по основным функциям, так сейчас существует Комитет банковского надзора.

Таким образом, создание финансового мегарегулятора в России является объективной необходимостью для дальнейшего развития национальной финансовой системы и качественного рывка в финансовой грамотности населения, а также законности ведения бизнеса в инвестиционной и банковской сферах.

Центральный банк как мегарегулятор финансового рынка: за и против [19.01.17]

Бурное развитие финансовых рынков в последнее время обусловило необходимость поиска новых подходов к их регулированию. С 1 сентября 2013 г. ФСФР перестала быть юридическим лицом в связи с превращением Центрального Банка РФ в мегарегулятор финансового рынка [1]. Сегодня существует много вопросов, главные из которых: зачем России нужен мегарегулятор и какие последствия возможны после его введения? В работе будут рассмотрены причины принятия решения о создании мегарегулятора, проблемы и вызовы, с которыми может столкнуться экономика России и сам ЦБ.

Сама идея создания мегарегулятора отторжения у большинства специалистов не вызвала. России требуется мегарегулирование на финансовом рынке по многим причинам: помимо политических – концентрации финансовой власти и стремления ускорить решение задачи формирования международного финансового центра, можно назвать несколько весомых экономических аргументов, среди которых главный – наличие высокого уровня системного риска. Сегодня большинство крупнейших по активам российских финансовых организаций входят в состав финансовых холдингов и, таким образом, обеспечивает трансляцию рисков между секторами финансового рынка, формируя и приумножая системный риск. При наличии мегарегулятора будет больше возможностей по выявлению и предотвращению системных рисков за счет наличия полной информации обо всех участниках рынка.

Глава 1. Положительные и отрицательные аспекты создания мегарегулятора на безе Банка России

В данной работе были выявлены плюсы и минусы создания мегарегулятора на базе ЦБ в России.

Среди положительных моментов можно отметить:

– исключение дублирования административно-хозяйственных функций, а, следовательно, и минимизация государственных затрат;

– единый и независимый орган регулирования позволит создать более последовательную и простую нормативную базу;

– возможность лучшего объединения и обобщения потоков информации и обеспечение ее конфиденциальности;

– возможность оперативного мониторинга всей финансовой системы и быстрого и адекватного принятия необходимых решений;

– повышение уровня взаимодействия с другими контролирующими органами в процессе борьбы с финансовыми правонарушениями [4].

Но, как и в каждой системе, в данной системе мегарегулирования так же существуют очевидные проблемы, с которыми она может столкнуться. Существует возможность подрыва независимости ЦБ, так как выполнение задач интегрированного финансового регулирования объективно усиливает встраивание Банка России в систему исполнительной власти. Кроме того, встает важный вопрос: каким образом будет учитываться специфика надзора на различных сегментах финансового сектора? Эта проблема касается прежде всего микрофинансовых организаций и кредитных потребительский кооперативов, которые сложно регулировать пруденциальными нормами и требованиями. Серьезнейшим риском может стать так называемый конфликт интересов. ЦБ одновременно становится участником рынка, акционером его отдельных участников, регулятором и органом на вора над всеми институтами финансового рынка. Возникает также проблема взаимоотношений ЦБ и саморегулируемых организаций(СРО). В банковском секторе СРО жестко блокируется надзорными органами, которые допускают лишь элементы саморегулирования, а в финансовом секторе в мировой практике СРО имеют весомое значение в сфере микрофинансирования и финансовой инфраструктуре. До последнего времени у ЦБ не было опыта работы с СРО. Эксперты также указывают на вопрос эффективного решения таких задач, как инфляционное таргетирование и обеспечение финансовой стабильности на финансовом секторе одним органом. Вероятнее всего возникнет снижение гибкости надзора за небанковскими финансовыми посредниками их адекватности целям финансового регулирования на этом сегменте рынка.

Глава 2. Проблемы развития деятельности Банка России как мегарегулятора на финансовом рынке

Рассмотрим вызовы, которые встают непосредственно перед ЦБ. Банку России предоставляется самостоятельное внесение Законопроектов в правительство и президенту. Таким образом, правительство практически устранилось от выработки политики в области регулирования финансовых рынков. Мегарегулятор будет вынужден сам представлять и отстаивать множество законопроектов от пенсионной реформы до граждан ого законодательства. ЦБ также придется взять на себя построение международного финансового центра, идея о создании которого так часто обсуждались ранее. Также главному банку страны придется унифицировать регламентирование различных сегментов финансового рынка. Кроме всего прочего. мегарегулятор должен будет отвечать за инвестиционный климат. ЦБ придется решать конфликт интересов разных ветвей надзора, например, между развитием банковского рынка и поддержкой сектора микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов.

Проанализировав приведенные выше данные можно говорить о том, что данный проект имеет достаточные основания для его реализации. На наш взгляд, мегарегулятором должен быть независимый специализированный орган, действующий как лицо публичного права, совмещающий функции регулирования и надзора на всех секторах финансового рынка и лишенный внутренних конфликтов интересов, связанных с осуществлением иных функций.

Подводя итог своей работе, хотелось бы еще раз отметить, создание мегарегулятора финансового рынка России в лице ЦБ имеет свои положительные и отрицательные стороны. Во избежание возможных рисков, для начала в России нужно было создать предпосылки для внедрения мегарегулирования, а лишь затем ставить вопрос о регуляторе. Очевидно, преобразования должны осуществляться с учетом мирового опыта и мнения широкого круга экспертов. На сегодняшний момент остро стоит проблема создания условий для успешного превращения ЦБ РФ в мегарегулятор, а также его эффективного функционирования в новом качестве. Безусловно, данная проблема требует комплексного решения от государства.

Список использованных источников

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы


В статье автор пытается определить факторы, повлиявшие на формирование у Центрального банка России статуса мегарегулятора финансового рынка.

Ключевые слова: мегарегулятор, финансовый рынок, Центральный банк России.

Идеи о том, что в Российской Федерации назрела необходимость создания мегарегулятора финансовых рынков, появилась более десяти лет назад. Примерно в это же время ученые высказывали мысли по поводу сосредоточения в таком мегарегуляторе функций надзора и контроля за различными секторами финансового рынка.

− преодоление непоследовательности и фрагментарности имеющейся в России нормативной базы;

− преодоление ресурсной ограниченности

− создание четкой карьерно-иерархичной структуры и многие другие [5].

На заседании Правительства Российской Федерации, которое происходило в ноябре 2003 года, обсуждались вопросы создания в России мегарегулятора, и в результате этих обсуждений Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству Финансов Российской Федерации и иными министерствам и ведомствам было дано поручение предоставить свои собственные предложения по данному вопросу.

В 2011 году все надзорные полномочия по страховому сектору были переданы Федеральной службе по финансовым рынкам России, и данное обстоятельство было реальным шагом в направлении поэтапной реализации идеи мегарегулятора.

В сентябре 2012 г. возникло предложение создать мегарегулятор на базе Федеральной службе по финансовым рынкам России и Центрального Банка Российской Федерации, объединяя финансовый надзор в Банке России.

Легитимация выбранного варианта изменений состоялась в июле 2013 года, когда были приняты следующие нормативные акты:

С учетом изменений, произошедших с 1 сентября 2013 года, все полномочия, принадлежащие Федеральной службе по финансовым рынкам, касающиеся регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков были переданы Центральному Банку России. После данных изменений Федеральная службы по финансовым рынкам была упразднена, а Центральный Банк России с этого момента наделен функциями мегарегулятора финансового рынка в Российской Федерации.

Таким образом, в качестве основных предпосылок создание мегарегулятора в виде Центрального Банка России можно выделить:

− во-первых, достаточно высокие издержки на содержание всего аппарата государства и его низкая эффективность;

− во-вторых, недостаточность правового обеспечения;

− в-третьих, дублирование некоторых функций регулирующих органов;

− в-четвертых, формальный подход к регулированию финансового рынка;

− в-пятых, отсутствие в стране единого координационного центра контроля за финансовым рынком.

В итоге, после создания в России мегарегулятора в лице Центрального Банка Российской Федерации, к нему перешли все полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам России, а полномочия самого Центрального Банка вдобавок дополнились новыми, в частности:

− утверждение отраслевых стандартов и план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций;

− проведение анализа и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, а также публикация соответствующих статистических данных и материалов;

− осуществление официального статистического учета прямых инвестиций в России и в зарубежные государства в соответствии с отечественным законодательством.

Одним из главных аргументов в пользу создания мегарегулятора на базе Центрального Банка Российской Федерации была необходимость качественного регулятора финансовой сферы нашего государства за счет совершенствования контроля над системными рисками, включая также контроль за финансово-банковскими группами и консолидированный контроль [4].

Следует отметить, что введение мегарегулятора в нашем государстве на базе Центрального Банка Российской Федерации повлекло за собой ряд положительных изменений, в числе которых отметим:

− выстроенную систему регулирования и высокий профессиональный уровень специалистов Центрального Банка Российской Федерации;

− значительное сокращение издержек на административное регулирование;

− возможность оперативного регулирования в кризисных ситуациях.

Однако, наряду с положительными последствиями функционирования в Российской Федерации мегарегулятора, имеются также и отрицательные последствия, в числе которых:

− невозможность унификации методов контроля и регулирования;

− централизация власти в руках одного органа в виде Центрального Банка;

− сложность учета при одном органе контроля особенностей различных секторов финансового рынка, в том числе, например, сектора рынка ценных бумаг или страхового сектора.

В целом можно отметить, что создание мегарегулятора и укрупнение финансовых регуляторов в нашей стране повторяет в какой-то степени и зарубежный опыт и в настоящее время считается общемировой тенденцией.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, финансовый рынок, Федеральная служба, Центральный Банк, Центральный Банк России, Россия мегарегулятора, финансовый рынок России, контроль, Россия, создание мегарегулятора.

Читайте также: