Бюджетный дефицит и государственный долг доклад

Обновлено: 02.07.2024

бюджетных ресурсов с использованием чёткого механизма её реализации.

Бюджетный дефицит – это финансовое явление, с которым в те или иные

периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира.

Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без

Практически невоз можно представ ить себе государство, в котором

безупречно работают все финансово–экономические рычаги,

стимулирующие прит ок средств в бюджет, а государственные расходы не

В долг жили и продолжают жить многие эконо мически развитые

государства, хотя справедливо было бы отметить наметившуюся в последнее

время тенденцию к сокращению бюджетного дефицита экономически

развитых стран. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно

Причиной несбалансированности явля ется и государственный долг.

Обслуживание государственного долга (оплата процентов заимодателям)

является тяжелой ношей для лю бого государства, так как постоянно

оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к

Последнее десятилетие в России осуществляется поиск эффективных

путей реформирования межбюджетных отношений. Сегодня, безусловно,

есть необходимость создания научно-обоснованного финансового механизма

балансирования бюджетов. При эт ом большое з начение должно и меть

качество сбалансированности их бюджетов. Однако следует отметить, что

многие теоретические и методические проблемы сбалансированности

бюджетов не решены вследствие изменившихся социальных, экономических

и политических условий функционирования субъектов Российской

Федерации. Всё это и определяет актуальность курсовой работы, особенно во

время продолжающегося мирового финансового кризиса.

Целью данной работы является анализ бюджетного дефицита,

источников его финансирования и государственного долга как важнейших

элементов финансовой системы государства, основных их характеристик.

Конкретными задачами этой курсовой работы являются:

• определение сущности дефицита федерального бюджета Российской

Федерации, источников его финансирования и государственного долга;

• анализ состава и динамики источников финансирования дефицита, а также

• анализ современного состояния и проблем сбалансированности бюджета

Российской Федерации, а также определение возможных перспектив и путей

уменьшения дефицита государственного бюджета и государственного долга.

В бюджетах различных уровней всегда действует принцип

сбалансированности, который означает, что объем предусм отренных

бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов

бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита [5].

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные

органы должны исходить из необходимости минимизации раз мера дефицита

Однако достичь равенства доходов и расходов крайне трудно. Обычно

доходы бюджета превышают его расходы и наоборот. Превышение доходов

над расходами называется профицитом бюджета, а превышение расходов над

В соврем енном мире нет государств, которые в те или иные периоды

своей истории не сталкивались бы с бюджетным дефицитом. Он обусловлен

разными причинами. В одних случаях государст во м ожет сознательно идти

на увеличение дефицита бюджета. В частности, в целях стимулирования

экономической активности и совокупного спроса в период спада

производства правительство может принять специальные решения,

направленные на увеличение уровня занятости (например, финансирование

программ по созданию новых рабочих мест) или существенно снизить

налоги. В итоге увеличиваются расходы бюдж ета или снижаются его доходы,

возникает дефицит. Но этот деф ицит сознательно создан государством и

В отличие от структурного циклический деф ицит в меньшей степени

зависит от сознательной б юджетно-налоговой политики государства. Он

обусловлен общим спадом производства, который происходит на стадии

кризиса и является результатом циклическог о развития экономики. В

условиях спада производства снижаются налоги, доходы государства, а

Выделяют также активный и пассивный дефициты. Активный дефицит

возникает в результате превышения расходов над доходами, а пассивный —

в результате снижения налоговых ставок и прочих поступлений, что является

следствием замедления темпов экономического роста, недоплат и т.п.

Различают краткосрочную и долгосрочную несбалансированность

бюджета. Несбалансированность имеет краткосрочный характер, если

превышение расходов над доходами ограничивается рамками одного

финансового года и является отражением изменений макроэкономической

ситуации по сравнению с той, в которой составлялся бюджет. Это

происходит главным образом из-за отсутствия необходимого опыта

макроэкономического прогнозирования, недостаточного учета возможного

Например, сокращение объемов поступлений в бюджет может

произойти в результате падения экспортных цен, сокращения объемов

производства ниже предусмотренного уровня, сдвигов в структуре спроса на

изготавливаемую продукцию и снижения ее конкурентоспособности.

Увеличение дефицита государственного бюджета может быть также вызвано

неожиданно резким ростом государственных расходов в связи с ростом

уровня инфляции сверх предусмотренной величины, расширением

трансфертных платежей в сочетании с введением налоговых льгот, что

является весьма популярной мерой перед очередными выборами.

Долгосрочная несбалансированность бюджета связана с увеличением

разрыва между государственными расходами и доходами на протяжении

ряда лет и обусловлена причинами, которые нося т более устойчив ый

характер. Так, в большинстве развитых странна протяжении последних 15

лет наблюдается устойчивая тенденция к росту дефицита национальных

1) увеличение числа социальных выплат, а значит, социальной нагрузки

2) неблагоприятная демографическая ситуация, связанная со старением

населения, в результате чего увеличиваются расходы на выплату пенсий,

3) либерализация налогового законодательства и как следствие этого

снижение величины налоговых ставок (без соответствующей корректировки

В целом состояние государственного бюджета определяется тремя

1) долгосрочной тенденцией в динамике налоговых поступлений и

2) стадией экономического цикла, в которой находится экономика в

3) текущей политикой государства в области бюджетных расходов и

Очень часто, особенно в нашей стране и в других странах, происходит

искусственное либо завышение, либо занижение истинной величины

бюджетного дефицита [7]. Так, искусственное занижение дефицита бюджета

может осуществляться с помощью следующих инструментов:

уклонявшимся от уплаты налогов, внести за один раз всю сумму, равную

2) мероприятий по сбору просроченных налоговых платежей;

4) отсрочками выплат заработной платы работникам государственного

5) отсрочкой обязательной индексации заработной платы в соответствии

7) наличием скрытого дефицита, обусловленного квазибюджетными

К числу последних относят централизованные кредиты,

предоставляемые на льготных условиях Центральным банком. Кроме того,

Центральный банк мож ет финансировать отдельные операции, связанные с

госдолгом, покрывать убытки от мероприятий по стабилизации обменного

курса валюты, рефинансировать сельское хозяйство и т.п. В результате этого

растут убытки ЦБ и усиливается инфляция, а дефицит не растет.

Искусственное завышение размеров дефицита государственного

бюджета м ожет происходить в результате следующих обстоятельств. Во-

первых, при оценке величины государственных расходов не всегда

учитывается амортизация в государственном секторе экономики. Во-вторых,

важной статьей государственных расходов является обслуживание

государственного долга. Однако очень часто величина процентных выплат

При высоких те мпах инфляции, когда различия в динамике

номинальных и реальных процентных ставок весьма з начительны, это

завышение государственных расходов может быть весьма существенным.

Возможны даже ситуации, когда ном инальный (официальный) дефицит и

государственный долг растут, а реальный дефицит и долг сниж аются, что

существенно затрудняет оценку проводимой правительством политики.

Поэтому при из мерении бюджетного дефицита обязательно необходима

С учетом этой поправки определяют реальный бюджетный дефицит,

который представляет собой разницу м ежду номинальным деф ицитом и

величиной процента по государственному долгу, умноженной на темп

инфляции. Общий д ефицит бюджета за вычетом инфляционной части

процентных платежей представляет собой операционный дефицит.

Считается, что само по себе наличие дефицита бюджета еще не является

сигналом экономического неблагополучия. Очень часто дефицит

рассматривается как важный инструмент экономической политики

государства, прежде всего м акроэкономического регулирования. Умелое

обращение с этим инструментом позволяет государству решить достаточно

широкий круг экономических и социальных проблем. Однако необходимо

иметь в виду, что длительная несбалансированность бюджета может

оказывать негативное воздействие на размеры совокупного спроса и доходы,

уровень цен, состояние п латежного баланса. Поэтому стратегической целью

для любого государства, безусловно, является сбалансированный бюджет.

Существуют разные представления о том, как и на протяжении какого

времени следует добиваться сбалансированности бюджета. Так, согласно

теории ежегодно балансируемого бюджета, которая была широко

распространена в качестве теоретической основы государственной политики

большинства развитых стран до 30-х гг. XX в., следует добиваться равенства

Читайте также: