Бытие сознания в философии р декарта доклад

Обновлено: 04.05.2024

Изучение рационализма Рене Декарта. Разум – как основа человека. Рассмотрение учения о субстанции. Философская идея дуализма человека. Применение научного метода в процессе познания. Материалистическое и идеалистическое направление в философии Декарта.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.06.2014
Размер файла 133,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное государственное бюджетное

Высшего профессионального образования

Выполнил: Муханов М. Ю.

студент группы ЗТЭП-12, 2 курса

Преподаватель: Сидорова И.М.

1. Рационализм Рене Декарта

2. Разум - как основа человека

3. Учение о субстанции

4. Идея дуализма

5. Научный метод

Список использованной литературы

Декартовское сомнение призвано снести здание традиционной прежней культуры и отменить прежний тип сознания, чтобы тем самым расчистить почву для постройки нового здания - культуры рациональной в своем существе. Сам он был выдающимся математиком, создателем аналитической геометрии. Именно Декарту принадлежит идея создания единого научного метода, который у него носит название "универсальной математики" и с помощью, которого Декарт считает возможным построить систему науки, могущей обеспечить человеку господство над природой. Научное знание, как его предвидит Декарт, это не отдельные открытия, а создание всеобщей понятийной сетки, в которой уже не представляет никакого труда заполнить отдельные ячейки, то есть обнаружить отдельные истины. Согласно Декарту, математика должна стать главным средством познания природы. Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций - духовные и материальные. Главное определение духовной субстанции - ее неделимость, важнейший признак материальной - ее делимость до бесконечности. Основные атрибуты субстанций - это мышление и протяжение. Остальные их атрибуты производны на: воображение, чувство, желание - модусы мышления; фигура, положение, движение - модусы протяжения. Нематериальная субстанция имеет в себе, согласно Декарту, "врожденные" идеи, которые присущи ей изначально, а не приобретены в опыте. Дуализм субстанций позволяет Декарту создать материалистическую физику как учение о протяженной субстанции и идеалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связующим звеном между ними оказывается у Декарта бог, который вносит в природу движение и обеспечивает инвариантность всех ее законов.

Рене Декарт родился в имении своих аристократических предков в южной Турени 31 марта 1596 г. С 1604 по август 1612 г. Декарт был воспитанником основанной Генрихом IV привилегированной коллегии Ла Флеш, где под руководством отцов-иезуитов изучал древние языки, риторику, поэзию, физику, математику и особенно основательно - философию. 1612-1628 гг. были для Декарта временем его первых путешествий, изучения "великой книги мира", поиска и выбора путей, которыми "можно было бы уверенно идти в этой жизни". Возвращаясь из путешествий на родину, он уединенно жил в парижском предместье Сен-Жермен. В 1617 г. Декарт поступил на военную службу волонтером, что лишало его чинов и жалованья, но зато предоставляло определенную свободу. Годы службы в Нидерландах (1617-1619) совпали с периодом мира. Времени для научных занятий было достаточно. В армии, под предводительством принцем Морицем Нассауским, с особой благосклонностью относились к тем, кто занимался математикой. Первые наброски Декарта-ученого и были посвящены математике, точнее, ее приложению к музыке.

В 1619 г. в Европе разразилась война, которой было суждено продлиться тридцать лет. Декарт вместе с армией, в которой он служил, отправился в Германию. До 1621 г. он принимал участие в военных действиях. Впрочем, даже такое событие, как война, не помешало ученому далеко продвинуться в новаторских научных и философских размышлениях. С 1621 по 1628 гг., живя во Франции, Декарт совершал путешествия по Европе. В Париже, где он поселился с 1623 г., Декарт входил в круг выдающихся французских ученых первой половины XVII в- и постепенно завоевал славу оригинального математика и философа, искусного спорщика, способного опровергать ходячие мнения и закрепившиеся в науке предрассудки. Есть основания предположить, что в 20-х годах Декарт делал наброски к своему методологическому труду “Правила для руководства ума”. Сочинение при жизни Декарта полностью опубликовано не было, хотя идеи и фрагменты из него были использованы в последующих работах философа. Последнюю часть жизни, 1629-1650 гг., Декарт провел в Нидерландах. Жизнь в Голландии - уединенная, размеренная, сосредоточенная на научных занятиях - отвечала ценностям и устремлениям ученого. Правда, "голландское уединение" отнюдь не было для Декарта духовной изоляцией. В Голландии процветали искусство, наука, гуманистическая мысль; протестантские богословы вели небезынтересные для Декарта теологические дискуссии. Мыслитель оживленно переписывался с учеными, философами, теологами Франции и других стран, узнавая о новейших открытиях в науке и сообщая о своих идеях. Письма составляют важнейшую часть оставленного Декартом духовного наследия. Но, не отъединяясь от мира культуры, Декарт берег от любых посягательств свободу мысли и духа.

1. Рационализм Рене Декарта

рационализм декарт философский дуализм

В учении о познании Декарт был родоначальником рационализма, который сложился в результате наблюдений над логическим характером математического знания. Математические истины, по Декарту, совершенно достоверны, обладают всеобщностью и необходимостью, вытекающими из природы самого интеллекта. Поэтому Декарт отвёл исключительную роль в процессе познания дедукции, под которой он понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, с полной ясностью и отчётливостью. Для ясного и отчётливого представления всей цепи звеньев дедукции нужна сила памяти. Поэтому непосредственно очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждениями дедукции. Вооружённый достоверными средствами мышления - интуицией и дедукцией, разум может достигнуть во всех областях знания полной достоверности, если только будет руководствоваться истинным методом.

Заслуга Декарта перед философией в том, что он: обосновал ведущую роль разума в познании; выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах; стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии; выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".

2. Разум - как основа человека

Философию Рене Декарта можно считать образцовой системой рационализма. Главной задачей своей жизни Декарт считал построение системы наук при помощи рационального метода, исходя из подлинно достоверных начал. С этой целью он подверг все знания, которыми может обладать человек радикальному сомнению: все, в чем существует хотя бы малейшее сомнение, должно быть отброшено. Для этого Декарт водит гипотезу злого демона, очень могущественного существа, которое стремиться нас обмануть, и окружает нас иллюзиями. Согласно Декарту сомнению подлежит вся информация, полученная нами от других людей и от наших органов чувств (поскольку и другие люди, и наши чувства могут обманываться). Мы можем сомневаться и в самом существовании внешнего мира, о котором нам свидетельствуют чувства, и даже в существовании собственного тела (на что указывает феномен фантомных болей, когда человеку кажется, что у него болит ампутированная конечность). Единственная истина, в которой невозможно усомниться -- cogito ergo sum -- "я мыслю, следовательно, я существую", а именно как мыслящая вещь или субстанция (res cogitans). Но обнаруживая в себе идею наисовершенного существа (Бога) и свое собственное несовершенство, Декарт приходит к выводу, что причиной этой идее может быть только реально существующее наиболее совершенное существо (таким образом Декарт доказывает бытие Бога). Из существования Бога Декарт выводит существование внешнего мира: то, что я мыслю ясно и отчетливо как реально существующее, на самом деле существует, поскольку в ином случае Бог, сотворивший нас ясно воспринимающими окружающий мир, был бы обманщиком, что противоречит Его совершенству.

То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом: в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.); зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.); следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах; сомнение -- свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит; мыслить может реально существующий человек; следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания; поскольку мышление -- это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.

В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: "Я мыслю, следовательно, я существую".

3. Учение о субстанции

Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.

Субстанция -- это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции -- не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции -- Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: материальные (вещи); духовные (идеи).

При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций: протяжение -- для материальных; мышление - для духовных.

Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком -- протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.

Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.

Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления -- чувства, желания, ощущения.)

Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций -- материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).

Человек -- единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

В целом учение Декарта о субстанции можно выразить следующей схемой:

4. Идея дуализма

Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека.

С точки зрения дуализма Декартом решается и "основной вопрос философии": спор о том, что первично -- материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции -- материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны -- они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия. Декарт дуалист, он считал душу и тело двумя независимыми и в этом смысле равноправными субстанциями. Основное свойство тела (материальной субстанции) - протяжение. Тело и материальный мир в целом - res extensa (вещь протяженная). Душа как нематериальная субстанция непротяженна. Она и вообще духовный мир - res cogitans (вещь мыслящая). Тела животных и человека Декарт рассматривал как сложные машины, повинующиеся законам механического движения.

Учение Декарта о человеке также дуалистично. Человек есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Взаимодействие между телом и душой совершается, по предположению Декарта, посредством особого органа - так называемой шишковидной железы. Из всех способностей человеческой души Декарт на первое место выдвигал волю. Главное действие аффектов, или страстей, состоит, по Декарту, в том, что они располагают душу к желанию тех вещей, к каким подготовлено тело. Сам бог соединил душу с телом, отличив тем самым человека от животных. Наличие сознания у животных Декарт отрицал. Будучи автоматами, лишёнными души, животные не могут думать. Тело человека (как и тело животных) представляет собой, согласно Декарту, всего лишь сложный механизм, созданный из материальных элементов и способный, в силу механического воздействия на него окружающих предметов, совершать сложные движения.

Дуализм субстанций позволяет, таким образом, Декарту создать материалистическую физику как учение о протяженной субстанции и идеалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связующим звеном между ними оказывается у Декарта бог, который вносит в природу движение и обеспечивает инвариантность всех ее законов.

Рационализм и дуализм Декарта оказали глубокое влияние на последующее развитие философской мысли.

Исторический спор рационалистов и эмпириков получил свое продолжение и своеобразное синтетическое разрешение в немецкой классической философии.

5. Научный метод

Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: "превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство"). В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле -- от общего к частному, а в философском).

Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.

Также Декарт при использовании рационалистическо-дедуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования: допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание; сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи; последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным; строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.

Основоположником рационализма считается Рене Декарт.

Заслуга Рене Декарта перед философией в том, что:

1) обосновал ведущую роль разума в познании;

2) разработал свой метод познания - научный метод

3) выдвинул учение о субстанции;

4) стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии.

Декарт логически доказал, что в основе всего лежит разум путём сомнения во всём.

Он разрабатывает свой метод познания - научный метод. В качестве метода предлагается дедукция - от общего к частному. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания. В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой.

Рене Декарт вывел понятие, которое характеризует сущность бытия - субстанция - это всё, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чём, кроме себя самого.

Исходя из этого, французский философ выдвигает идею дуализма (двойственности) человека: спор о том, что первично -- материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции -- материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны -- они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия. Декарт дуалист, он считал душу и тело двумя независимыми и в этом смысле равноправными субстанциями.

Целями познания, по Декарту, являются: расширение и углубление знаний человека об окружающем мире; использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека; изобретение новых технических средств; усовершенствование природы человека.

Рационализм и дуализм Декарта оказали глубокое влияние на последующее развитие философской мысли.

Исторический спор рационалистов и эмпириков получил свое продолжение и своеобразное синтетическое разрешение в немецкой классической философии.

Список использованной литературы

1. Декарт Р. "Избранные сочинения"

2. Ляткер Я.А. "Декарт"

3. Соколов В.В. "Философия Рене Декарта"

4. Введение в философию. учебник п/р Фролова ч.1

Подобные документы

Создание единого научного метода. Математика как главное средство познания природы. Мир Декарта. Нематериальная субстанция. Процедуры, пути и результаты сомнения. Основные правила научного метода. Единство философии, математики и физики в учении Декарта.

курсовая работа [30,0 K], добавлен 23.11.2008

Особенности философии Нового времени, в центре которой стояла идея создания эффективного метода познания природы. Изучение взглядов Рене Декарта, который свой труд посвятил разработке универсального метода познания. Метафизика, дуализм, картезианство.

реферат [39,9 K], добавлен 24.11.2010

Декарт как основоположник рационализма, значение его философии. Обоснование ведущей роли разума в познании. Основные сочинения Рене Декарта. Доказательство Декартом первичности разума по отношению к бытию и познанию. Основные методы достижения истины.

презентация [1,1 M], добавлен 28.10.2013

Понятие рационализма как философского направления, его основные идеи и история развития. Место в становлении западноевропейского рационализма Декарта, формулировка основных правил дедуктивного метода исследований. Методы научного познания в гносеологии.

контрольная работа [22,3 K], добавлен 27.08.2009

Изучение правил и проблематики "универсальной математики" Р. Декарта как единого научного метода построения системы науки с целью обеспечения человеку господства над природой. Доказательство существования Бога и определение его роли в философии ученого.

Согласно традиции Декарт рассматривает сознание как знание. В качестве предмета исследования оно должно быть представлено в виде содержания знания о сознании. И это знание должно быть истинным(истиной). Поэтому, прежде всего, Декарт пытается решить вопрос о возможности существования истинного знания. Его анализ приводит к выводу о том, что истинное знание может быть получено лишь путемуниверсального сомнения.

Сам Декарт логику представления сознания как объекта размышления строит следующим образом. Вначале он допускает, что из всех вещей, некогда признававшимися истинными, нет ни одной, относительно которой было бы недопустимо сомневаться; к такому выводу он приходит не по опрометчивости и легкомыслию, но опираясь на прочные и продуманные основания. Поэтому, как он считает, он должен тщательно воздерживаться от одобрения не только вещей явно ложных, по точно так же и от того, что прежде мнилось истинным.

Тут его осеняет, что мышление существует, ведь лишь оно не может быть отторгнуто. Но сколько долго человек существует? Столько, сколько он мыслит (Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом//Декарт Р. Сочинения: В 2 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1994. – С.19-24).

Прочтите внимательно этот фрагмент и ответьте на вопросы:

- На что ориентирует в процессе получения истинного знания метод универсального сомнения Декарта.

- Какое допущение он использует в своих рассуждениях?

- Какое утверждение Декарта, в качестве его вывода, доказывает возможность существования истинного знания, в котором невозможно сомневаться?

На критику оппонентов, утверждавших, что, например, у младенцев не может быть никаких идей, тем более идей о Боге, геометрической фигуре и т.д., Декарт разъяснял, что речь идет не о человеке и его разуме как телесной способности, а о сущем, которое своим основанием имеет мыслящую субстанцию.

Таким образом, Декарт, в своем философском учении о сознании, наметил все основные проблемы и направления его исследования. Дальнейшее развитие понимания природы сознания шло по трем направлениям. Первое исходило из понимания сознания как субстанции бытия (Гегель), второе – выводило сознание из материи, доказывало его вторичность и в онтологическом, и в гносеологическом смыслах (Маркс), третье – рассма-тривало сознание как особую сферу бытия (Гуссерль).

Изучение рационализма Рене Декарта. Разум – как основа человека. Рассмотрение учения о субстанции. Философская идея дуализма человека. Применение научного метода в процессе познания. Материалистическое и идеалистическое направление в философии Декарта.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.06.2014
Размер файла 133,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное государственное бюджетное

Высшего профессионального образования

Выполнил: Муханов М. Ю.

студент группы ЗТЭП-12, 2 курса

Преподаватель: Сидорова И.М.

1. Рационализм Рене Декарта

2. Разум - как основа человека

3. Учение о субстанции

4. Идея дуализма

5. Научный метод

Список использованной литературы

Декартовское сомнение призвано снести здание традиционной прежней культуры и отменить прежний тип сознания, чтобы тем самым расчистить почву для постройки нового здания - культуры рациональной в своем существе. Сам он был выдающимся математиком, создателем аналитической геометрии. Именно Декарту принадлежит идея создания единого научного метода, который у него носит название "универсальной математики" и с помощью, которого Декарт считает возможным построить систему науки, могущей обеспечить человеку господство над природой. Научное знание, как его предвидит Декарт, это не отдельные открытия, а создание всеобщей понятийной сетки, в которой уже не представляет никакого труда заполнить отдельные ячейки, то есть обнаружить отдельные истины. Согласно Декарту, математика должна стать главным средством познания природы. Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций - духовные и материальные. Главное определение духовной субстанции - ее неделимость, важнейший признак материальной - ее делимость до бесконечности. Основные атрибуты субстанций - это мышление и протяжение. Остальные их атрибуты производны на: воображение, чувство, желание - модусы мышления; фигура, положение, движение - модусы протяжения. Нематериальная субстанция имеет в себе, согласно Декарту, "врожденные" идеи, которые присущи ей изначально, а не приобретены в опыте. Дуализм субстанций позволяет Декарту создать материалистическую физику как учение о протяженной субстанции и идеалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связующим звеном между ними оказывается у Декарта бог, который вносит в природу движение и обеспечивает инвариантность всех ее законов.

Рене Декарт родился в имении своих аристократических предков в южной Турени 31 марта 1596 г. С 1604 по август 1612 г. Декарт был воспитанником основанной Генрихом IV привилегированной коллегии Ла Флеш, где под руководством отцов-иезуитов изучал древние языки, риторику, поэзию, физику, математику и особенно основательно - философию. 1612-1628 гг. были для Декарта временем его первых путешествий, изучения "великой книги мира", поиска и выбора путей, которыми "можно было бы уверенно идти в этой жизни". Возвращаясь из путешествий на родину, он уединенно жил в парижском предместье Сен-Жермен. В 1617 г. Декарт поступил на военную службу волонтером, что лишало его чинов и жалованья, но зато предоставляло определенную свободу. Годы службы в Нидерландах (1617-1619) совпали с периодом мира. Времени для научных занятий было достаточно. В армии, под предводительством принцем Морицем Нассауским, с особой благосклонностью относились к тем, кто занимался математикой. Первые наброски Декарта-ученого и были посвящены математике, точнее, ее приложению к музыке.

В 1619 г. в Европе разразилась война, которой было суждено продлиться тридцать лет. Декарт вместе с армией, в которой он служил, отправился в Германию. До 1621 г. он принимал участие в военных действиях. Впрочем, даже такое событие, как война, не помешало ученому далеко продвинуться в новаторских научных и философских размышлениях. С 1621 по 1628 гг., живя во Франции, Декарт совершал путешествия по Европе. В Париже, где он поселился с 1623 г., Декарт входил в круг выдающихся французских ученых первой половины XVII в- и постепенно завоевал славу оригинального математика и философа, искусного спорщика, способного опровергать ходячие мнения и закрепившиеся в науке предрассудки. Есть основания предположить, что в 20-х годах Декарт делал наброски к своему методологическому труду “Правила для руководства ума”. Сочинение при жизни Декарта полностью опубликовано не было, хотя идеи и фрагменты из него были использованы в последующих работах философа. Последнюю часть жизни, 1629-1650 гг., Декарт провел в Нидерландах. Жизнь в Голландии - уединенная, размеренная, сосредоточенная на научных занятиях - отвечала ценностям и устремлениям ученого. Правда, "голландское уединение" отнюдь не было для Декарта духовной изоляцией. В Голландии процветали искусство, наука, гуманистическая мысль; протестантские богословы вели небезынтересные для Декарта теологические дискуссии. Мыслитель оживленно переписывался с учеными, философами, теологами Франции и других стран, узнавая о новейших открытиях в науке и сообщая о своих идеях. Письма составляют важнейшую часть оставленного Декартом духовного наследия. Но, не отъединяясь от мира культуры, Декарт берег от любых посягательств свободу мысли и духа.

1. Рационализм Рене Декарта

рационализм декарт философский дуализм

В учении о познании Декарт был родоначальником рационализма, который сложился в результате наблюдений над логическим характером математического знания. Математические истины, по Декарту, совершенно достоверны, обладают всеобщностью и необходимостью, вытекающими из природы самого интеллекта. Поэтому Декарт отвёл исключительную роль в процессе познания дедукции, под которой он понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, с полной ясностью и отчётливостью. Для ясного и отчётливого представления всей цепи звеньев дедукции нужна сила памяти. Поэтому непосредственно очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждениями дедукции. Вооружённый достоверными средствами мышления - интуицией и дедукцией, разум может достигнуть во всех областях знания полной достоверности, если только будет руководствоваться истинным методом.

Заслуга Декарта перед философией в том, что он: обосновал ведущую роль разума в познании; выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах; стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии; выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".

2. Разум - как основа человека

Философию Рене Декарта можно считать образцовой системой рационализма. Главной задачей своей жизни Декарт считал построение системы наук при помощи рационального метода, исходя из подлинно достоверных начал. С этой целью он подверг все знания, которыми может обладать человек радикальному сомнению: все, в чем существует хотя бы малейшее сомнение, должно быть отброшено. Для этого Декарт водит гипотезу злого демона, очень могущественного существа, которое стремиться нас обмануть, и окружает нас иллюзиями. Согласно Декарту сомнению подлежит вся информация, полученная нами от других людей и от наших органов чувств (поскольку и другие люди, и наши чувства могут обманываться). Мы можем сомневаться и в самом существовании внешнего мира, о котором нам свидетельствуют чувства, и даже в существовании собственного тела (на что указывает феномен фантомных болей, когда человеку кажется, что у него болит ампутированная конечность). Единственная истина, в которой невозможно усомниться -- cogito ergo sum -- "я мыслю, следовательно, я существую", а именно как мыслящая вещь или субстанция (res cogitans). Но обнаруживая в себе идею наисовершенного существа (Бога) и свое собственное несовершенство, Декарт приходит к выводу, что причиной этой идее может быть только реально существующее наиболее совершенное существо (таким образом Декарт доказывает бытие Бога). Из существования Бога Декарт выводит существование внешнего мира: то, что я мыслю ясно и отчетливо как реально существующее, на самом деле существует, поскольку в ином случае Бог, сотворивший нас ясно воспринимающими окружающий мир, был бы обманщиком, что противоречит Его совершенству.

То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом: в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.); зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.); следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах; сомнение -- свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит; мыслить может реально существующий человек; следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания; поскольку мышление -- это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.

В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: "Я мыслю, следовательно, я существую".

3. Учение о субстанции

Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.

Субстанция -- это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции -- не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции -- Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: материальные (вещи); духовные (идеи).

При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций: протяжение -- для материальных; мышление - для духовных.

Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком -- протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.

Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.

Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления -- чувства, желания, ощущения.)

Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций -- материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).

Человек -- единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

В целом учение Декарта о субстанции можно выразить следующей схемой:

4. Идея дуализма

Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека.

С точки зрения дуализма Декартом решается и "основной вопрос философии": спор о том, что первично -- материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции -- материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны -- они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия. Декарт дуалист, он считал душу и тело двумя независимыми и в этом смысле равноправными субстанциями. Основное свойство тела (материальной субстанции) - протяжение. Тело и материальный мир в целом - res extensa (вещь протяженная). Душа как нематериальная субстанция непротяженна. Она и вообще духовный мир - res cogitans (вещь мыслящая). Тела животных и человека Декарт рассматривал как сложные машины, повинующиеся законам механического движения.

Учение Декарта о человеке также дуалистично. Человек есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Взаимодействие между телом и душой совершается, по предположению Декарта, посредством особого органа - так называемой шишковидной железы. Из всех способностей человеческой души Декарт на первое место выдвигал волю. Главное действие аффектов, или страстей, состоит, по Декарту, в том, что они располагают душу к желанию тех вещей, к каким подготовлено тело. Сам бог соединил душу с телом, отличив тем самым человека от животных. Наличие сознания у животных Декарт отрицал. Будучи автоматами, лишёнными души, животные не могут думать. Тело человека (как и тело животных) представляет собой, согласно Декарту, всего лишь сложный механизм, созданный из материальных элементов и способный, в силу механического воздействия на него окружающих предметов, совершать сложные движения.

Дуализм субстанций позволяет, таким образом, Декарту создать материалистическую физику как учение о протяженной субстанции и идеалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связующим звеном между ними оказывается у Декарта бог, который вносит в природу движение и обеспечивает инвариантность всех ее законов.

Рационализм и дуализм Декарта оказали глубокое влияние на последующее развитие философской мысли.

Исторический спор рационалистов и эмпириков получил свое продолжение и своеобразное синтетическое разрешение в немецкой классической философии.

5. Научный метод

Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: "превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство"). В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле -- от общего к частному, а в философском).

Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.

Также Декарт при использовании рационалистическо-дедуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования: допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание; сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи; последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным; строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.

Основоположником рационализма считается Рене Декарт.

Заслуга Рене Декарта перед философией в том, что:

1) обосновал ведущую роль разума в познании;

2) разработал свой метод познания - научный метод

3) выдвинул учение о субстанции;

4) стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии.

Декарт логически доказал, что в основе всего лежит разум путём сомнения во всём.

Он разрабатывает свой метод познания - научный метод. В качестве метода предлагается дедукция - от общего к частному. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания. В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой.

Рене Декарт вывел понятие, которое характеризует сущность бытия - субстанция - это всё, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чём, кроме себя самого.

Исходя из этого, французский философ выдвигает идею дуализма (двойственности) человека: спор о том, что первично -- материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции -- материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны -- они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия. Декарт дуалист, он считал душу и тело двумя независимыми и в этом смысле равноправными субстанциями.

Целями познания, по Декарту, являются: расширение и углубление знаний человека об окружающем мире; использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека; изобретение новых технических средств; усовершенствование природы человека.

Рационализм и дуализм Декарта оказали глубокое влияние на последующее развитие философской мысли.

Исторический спор рационалистов и эмпириков получил свое продолжение и своеобразное синтетическое разрешение в немецкой классической философии.

Список использованной литературы

1. Декарт Р. "Избранные сочинения"

2. Ляткер Я.А. "Декарт"

3. Соколов В.В. "Философия Рене Декарта"

4. Введение в философию. учебник п/р Фролова ч.1

Подобные документы

Создание единого научного метода. Математика как главное средство познания природы. Мир Декарта. Нематериальная субстанция. Процедуры, пути и результаты сомнения. Основные правила научного метода. Единство философии, математики и физики в учении Декарта.

курсовая работа [30,0 K], добавлен 23.11.2008

Особенности философии Нового времени, в центре которой стояла идея создания эффективного метода познания природы. Изучение взглядов Рене Декарта, который свой труд посвятил разработке универсального метода познания. Метафизика, дуализм, картезианство.

реферат [39,9 K], добавлен 24.11.2010

Декарт как основоположник рационализма, значение его философии. Обоснование ведущей роли разума в познании. Основные сочинения Рене Декарта. Доказательство Декартом первичности разума по отношению к бытию и познанию. Основные методы достижения истины.

презентация [1,1 M], добавлен 28.10.2013

Понятие рационализма как философского направления, его основные идеи и история развития. Место в становлении западноевропейского рационализма Декарта, формулировка основных правил дедуктивного метода исследований. Методы научного познания в гносеологии.

контрольная работа [22,3 K], добавлен 27.08.2009

Изучение правил и проблематики "универсальной математики" Р. Декарта как единого научного метода построения системы науки с целью обеспечения человеку господства над природой. Доказательство существования Бога и определение его роли в философии ученого.

Правила метода:
1. Принимать за истинное только то, что для ума представляется ясно и отчѐтливо и в чѐм не возникает сомнения.
2. Разделить сложные проблемы на более простые.
3. Переходить от предметов простых к сложным (правило анализа).
4. Делать перечни столь полными и обзоры также, чтобы ничего не забыть (правило индукции).

• Человеку, исследующему истину, необходимо хотя бы раз в жизни усомниться во всех вещах – насколько они возможны.

• Мы должны считать всѐ сомнительное ложным (имеется в виду поиск только научной истины, а не житейская практика).

• Мы должны сомневаться в чувственных вещах, не должны доверять органам чувств.

• Мы можем сомневаться даже в математических доказательствах.

Мышление – всѐ, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собой. Мышление = сознание = психика.
Мыслитьзначит понимать, желать, воображать, чувствовать.
Мышление – чисто духовный абсолютно бестелесный акт, которой Декарт приписывает особой нематериальной мыслящей субстанцией. Это субстанция – дух, душа.

Философия 47

. Мор, Т. Компанелла, Ж. Боден. 5. новое время. Рационалистический и сенсуалистический тип философии. Р. Декарт (разионализм – фил-ое учение которое утверждает что только рассуждене разума есть истинный . исследования. Чтобы определить предмет науки необходимо: какие объекты процессы об-сть бытия или сознания она изучает определить направления развития науки уточнить границы предмета науки. выход за .

Душа бессмертна, неделима, непротяженна, неизмерима, независима в своем существовании, т.е. может существовать отдельно от тела (хотя в действительности она существует в связи с телом, но не с любым, а только с телом человека).

Собственные проявления души – желания, воля, внутренние эмоции, направленные на нематериальные объекты.
Душа соединена со всем телом, но в большей степени ее деятельность связана с мозгом, особенно с шишковидной железой (непарный орган).

Душа может вызывать различные движения в этой железе. Соответственно, железа вызывает движение животных духов, таким образом, душа может вызывать произвольные движения тела.

Психофизическая проблема. Дуализм Декарта

Декарт, говоря о субстанциональном различии души и тела, породил психофизическую проблему (хотя проблема существовала ещѐ со времен античности, чѐткого критерия различения духовного и телесного не было).

Единственное средство познания души – внутреннее сознание, оно яснее и достовернее, чем познание тела. Сознание – то, как оно выступает в самонаблюдении.

Декарт писал, что существуют 2 независимые субстанции – душа и тело, такая философская позиция называется дуализмом. Основной атрибут души – мышление, основной атрибут тела – протяжение (размер, форма, цвет…).

Критерий – психические процессы осознаваемы, а физиологические, соматические – нет! Душа и тело соединяются в теле, причем только в теле человека. Продукт взаимодействия души и тела – страсти.

Поведение в ответ на стимулы

Декарт переформулировал психофизическую проблему (соотношение материального и идеального) в психофизиологическую (соотношение души и тела) и объяснял те изменения в физиологических процессах, подчиненных законам механики, которые происходят при порождении страстей души (см. про трубочки и духи).
Декарт решает психофизическую проблему в духе взаимодействия, он предположил, что в организме есть орган, обеспечивающий это взаимодействие – шишковидная железа (эпифиз) – посредник между телом и сознанием. Механизм: железа воспринимает движения животных духов и способна воздействовать на их чисто механическое течение, благодаря колебаниям, вызванным душой.

• Критика эмпирического пути познания

Р. Декарт о рефлексе.Понятие души по Декарту

Базисом всего научного знания является сознание. Предмет исследования – сознание, а не душа.

• Сознание доступно непосредственно

• Знание о сознании наиболее достоверно

• Учение о животных духах (частицы крови)

• Движение – механический акт

Первично: 2 субстанции – мыслящая и протяженная.
Причина движения – в теле – легкие и подвижные частицы крови – животные духи.
Мышление не может быть пассивным как движение. Пассивные мысли – реакция извне, активные – собственные.

Страсти – ответные изменения на телесные влияния. Главное их действие – побуждение души желать того, к чему эти страсти подготавливают тело (страх — бежать)

Животные духи могут влиять на действия, тогда мы действуем разумно. Тепло и движение – тело; мысли – душа.

Нервы – ниточки\трубочки, идут от мозга и содержат животные духи (легкие и подвижные частицы крови, разреженные в сердце теплом, по очень узким путям поступают в мозг, а оттуда по порам в нервы и в мышцы).

Движение мышц –духи вышедшие из мозга заставляют духи в мышцах выходить из одной мышцы в другую (выхли, мышца удлинилась и ослабела, вошли — сократилась)

Память – железа отклоняется в разные стороны, пока духи не встретят следов (поры, откуда они вышли в присутствии того, о чем вспоминаем)

Воображение – движение железы, так чтобы духи открыли поры мозга, необходимые для воображения вещи

Речь скорее связана со значениями слов, чем с движениями языка и губ.

Самое большое, что может сделать воля – не допустить следствий страстей и сдержать движения к которым она располагают.

6 первичных страстей (удивление любовь, ненависть, желание, радость, печаль)

Декарт – 2 шаг к становлению пси сознания (1 — Бэкон).

Что после – Вундт…

В это время изобретались всякие механизмы, шкатулки и т.п. похоже

Декарт, говоря о субстанциональном различии души и тела, породил психофизическую проблему.

Дуализм Декарта.

Декарт писал, что существую 2 независимые субстанции – душа и тело. Основной атрибут души – мышление, основной атрибут тела – протяжение. Критерий – психические процессы осознаваемы, а физиологические, соматические – нет! Душа и тело соединяются в теле (только в теле человека).

Продукт взаимодействия души и тела – страсти.

Декарт решает психофизическую проблему в духе взаимодействия, он предположил, что в организме есть орган, обеспечивающий это взаимодействие – шишковидная железа (эпифиз) – посредник между телом и сознанием.

Механизм: железа воспринимает движения животных духов и способна воздействовать на их чисто механическое течение, благодаря колебаниям, вызванным душой.

Примеры похожих учебных работ

Философия 47

. и сенсуалистический тип философии. Р. Декарт (разионализм – фил-ое . об-сть бытия или сознания она изучает определить . основной проблемой средневекового мышления была проблема взаимосвязей . умении мыслить. Мыслящие животные) Вольтер Гельвеций Гольбах .

Философия 98

. направление в философии, считающее идею, сознание, дух – первичными, . информации.(высшие животные) . – дух, душа, Бог . мышления, критическом переосмыслении в различных видах деятельности; аксиологическая – заключается в формировании ценностного сознания .

Философия 87

. Художественное творчество, поэзия, ранняя философия многое включают в себя . Принято считать, что мифологические мышление присуще только первобытному человеку, . развитие характеризуется созреванием индивидуального сознания, становлением человека как .

Философия 85

. средневековой философии философии И. Канта религиозной философии Необязательность . человека Истолкование сознания как свойства . человеке, как о животном, производящем… Варианты . Оккама Р. Декарта Вся совокупность . и мощь духа Ликвидация неграмотности, .

Мышление и мозг_1

Первобытная философия

. пнлчогии на основе выделения сходных признакованимистическим мышлением, которое населяет природу божествами, демонами . труда преодолетьиррациональное поведение объекта труда - животных, поэтому они старались этокомпенсировать иллюзорно-магическими .

Читайте также: