Болельщики и зрители доклад

Обновлено: 17.05.2024

Рыльцов В. О., Тиунова О. В.

Ключевые слова: зрители, болельщики, спортивные клубы, спортивный менеджмент, имидж спорта.

Аннотация. Проведён анализ основных причин низкой привлекательности российских спортивных соревнований для зрителей. Рассмотрен зарубежный опыт и предложены пути решения проблемы повышения популярности российского спорта.

ANALYSIS OF PROBLEMS spectator appeal of Russian Sports Competitions

Riltsov V. O., scientist, FSI VNIIFK

Tiunova O. V., PhD, Chief Laboratory, FSI VNIIFK

Keywords: viewers, fans, sports clubs, sports management, sports image.

Abstract. The analysis of the main reasons for the low attractiveness of the Russian sports for spectators. Considered international experience and suggest ways to address the increasing popularity of Russian sports.

Россия заслужила почётное право проводить крупнейшие международные турниры в этом десятилетии (Олимпийские игры 2014 года, этап Гран-При Формула-1 в Сочи начиная с 2014 года, Чемпионат Мира по футболу 2018 года и др.). Организация и проведение этих соревнований потребует огромных финансовых вложений (по предварительным подсчётам организаторов соревнований суммы превысят десять миллиардов евро). Крупные международные турниры это не только огромные траты, но и возможностьполучение прибыли, главнымисточникомкоторой являются зрители. Ниже представлен анализ основныхпроблем зрительской привлекательности соревнований, проходящих на территории России.


Рис.1. Карта европейских коэффициентов посещаемости

Москва и вовсе установила рекорд: коэффициент посещаемости в нашей столице самый низкий среди европейских городов с населением более миллиона жителей.

Может сложиться впечатление, что столь низкая посещаемость спортивных соревнований обусловлена недостаточной вместимостью спортсооружения. В табл.1 представлены статистические данные РФПЛ, показывающие, что большинство стадионов в России остаются полупустыми во время матчей.


Табл.1. Посещаемость домашних игр РФПЛ в 2010 году

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в России есть потенциал для увеличения численности зрителей, посещающих футбол, тем более, что к Чемпионату Мира по футболу 2018 года планируется построить не менее 10 новых стадионов с высокой вместимостью. Уместно напомнить, что за последние 14 лет средняя посещаемость футбола в России выросла на 9%, футбольного чемпионата Англии - на 28%, Германии – на 40%, Португалии – на 50%, Голландии – на 58%, Турции – на 73%.

Обращает на себя внимание отрицательная динамика зрительского интереса к футболу в России, начиная с 2007 года. На рис. 2 и 3 представлены данные о средней посещаемости футбольных матчей РФПЛ и телерейтингах (статистика РФПЛ, официальные данные рейтингов телевизионных передач).


Рис.2. Средняя годовая посещаемость матчей РФПЛ


Рис.3. Телерейтинги центральных футбольных матчей РФПЛ

Одной из причин снижения посещаемости спортивных состязаний является низкий уровень культуры в среде болельщиков. На трибунах регулярно происходят нарушения правопорядка, такие как скандирование провокационных лозунгов, в том числе не имеющих никакого отношения к футболу, вывешивание баннеров с изображениями, неприемлемыми в культурном обществе, призывающих к насилию, пропагандирующих расовую нетерпимость, использующих ненормативную лексику. В дни проведения матчей нередки случаи применения насилия на стадионах и около него, причём как со стороны зрителей, так и со стороны отдельных представителей органов правопорядка. Привычной картиной на российских стадионах стали акты вандализма со стороны наиболее радикально настроенных болельщиков. Усугубляют ситуацию некоторые СМИ, которые в погоне за рейтингом гипертрофируют всё негативное, что происходит на трибунах.Часто поднимается тема о связи болельщиков с фашистскими или криминальными группировками, что создаёт крайне негативный имидж практически всем посетителям спортивных трибун.

Вся эта негативная среда привлекает на стадионы хулиганов, маргиналов и отталкивает культурную, воспитанную и состоятельную публику.

Главной причиной, по которой стадион активно посещают асоциальные элементы, является безнаказанность за вышеперечисленные правонарушения на стадионе.

Одной из причин безнаказанности хулиганов на стадионах России является порочная практика ответственности футбольных клубов и сборных за проступки своих болельщиков. Эти правила позволяют одним и тем же людям систематически нарушать правопорядок. Выход из этой ситуации – во введении персональной ответственности за правонарушения на стадионе на конкретных граждан, совершивших проступок. Для их выявлениянеобходимо оснастить стадионы видеоаппаратурой, позволяющей фиксировать все правонарушения на трибунах и выявлять тех, кто нарушил закон.

Многих проблем с обеспечением порядка и безопасности на трибунах можно избежать, повысив ответственность и профессионализм полиции, которая отвечает за порядок на стадионе. Приходится констатировать, что порой именно необдуманные действия полиции провоцируют беспорядки на трибунах. Нередки случаи, когда сама полиция нарушает закон. Одним из решений данной проблемы видится создание при футбольных клубах профессиональных служб безопасности, в чью ответственность будет входить обеспечениепорядка на трибунах, создание баз с паспортными данными и фотографиямиправонарушителей, которым должен быть запрещён проход на стадион. Практика создания таких служб безопасности активно применяется в Англии, Германии, США и др.

Ещё одна важная проблема - недостаточное внимание клубов к работе со своими болельщиками. Главной причиной этого является отсутствие мотивации их руководителей вкладывать ресурсы в работу с болельщиками, так как те не являются основным источником дохода российских клубов и сборных. Связано это и с проблемами, описанными выше: низкой посещаемости, малой долей состоятельных людей, способных приносить существенный доход клубу и др.

Ещё одной важной проблемой является низкий уровень сервиса, который сейчас предоставляется посетителям спортсооружений в нашей стране. Это может привести к потере той платежеспособной публики, которая пока ещё ходит на стадионы. Уровень сервиса на спортивных объектах, как правило, уступает другим индустриям развлечения (современным кинотеатрам, концертным залам и всевозможным развлекательным комплексам и др.). Вероятно, по этой причине жители крупных городов всё реже выбирают своим досугом поход на спортивное мероприятие.

Ещё одним значимым фактором, негативно влияющим на зрительскую привлекательность соревнований в последние годы, является ухудшение имиджа российского спорта. Достоянием гласности становятся коррупционные, уголовные и допинговые скандалы, что отталкивает публику, поскольку спорт должен существовать вне политики иоставаться символом честной и справедливой борьбы, проходящей по единым для всехправилам.

Исходя из всего вышеизложенного, создаётся впечатление, что для руководителей российских спортивных клубов вопросы посещаемости зрителями домашних матчей являются второстепенными. Вероятно, это имеет экономическую подоплёку. Анализ статистической информации об источниках финансирования клубов РФПЛ (рис. 4 и 5) показывает, что, например, в российском футболе превалирует финансирование из государственных областных бюджетов, а также из бюджетов крупных государственных или полугосударственных корпораций (Газпром, Лукойл, ВТБ, РЖД и др.).


Рис.4. Источники финансирования клубов РФПЛ


Рис.5. Источники финансирования футбольных клубов Первого дивизиона

Проведённый анализ дал основания утверждать, что все перечисленные выше проблемы имеют пути решения. При правильной адаптации зарубежного опыта к российским социально-экономическим условиям, использовании современных маркетинговых технологий и реализации громадного потенциала России (передовых разработок специалистов, богатогосоциально-экономического опыта, большой численности населения и огромной территории, разнообразных климатических условий и др.) зрительская привлекательность российского спорта существенно возрастёт.

Почему люди тратят свое время на просмотры матчей, соревнований? Почему становятся болельщиками? Да потому, что современный спорт как социальное явление выполняет некоторые функции:

1. Функция отвлечения.

Она связана с возможностью психологической разгрузки. Поскольку соревнования создают определенную атмосферу высокой зрелищности, высокой конкуренции, и человек может максимально отвлечься от своих проблем, отдохнуть.

Она связана с возможностью выплеснуть негативные эмоции и всю агрессию болельщиков во время спортивных соревнований в форме, приемлемой для общества.

3. Функция социального характера.

Спорт служит определенной возможностью для объединения людей в группы, имеющие общие цели как внутри группы, так и между отдельными группами болельщиков. Устанавливаются тесные связи, что важно как для общества, так и для самого человека.

Спортсмены и болельщики просто нуждаются друг в друге. И в настоящее время выпадение одной составляющей ставит под угрозу существование спортивной индустрии в целом. Конкретно для спортсменов очень важно присутствие зрителей. Они чувствуют не только поддержку, но и ответственность. Ведь столько людей надеется и верит в победу. И этот момент запечатлится в памяти на долгое время.

Что касается спорта, в частности профессионального, то болельщики играют важную экономическую роль. Так как основными источниками доходов, необходимых для развития профессионального спорта, являются продажи билетов на соревнования и оказание сервисных услуг. Цена билетов колеблется в очень широких пределах от пару сотен до 1 тысячи долларов и больше. Стоимость билетов зависит от вида спорта, категории соревнований, вместительности спортивной арены, места зрителя на трибунах. В целом стоимость билетов на спортивные соревнования в 3-4 раза ниже, чем на другие мероприятия. Также во время соревнований болельщик приобретает не только билет на спортивное зрелище, но и является покупателем напитков, сувениров с атрибутикой любимой команды и т. д. Работа со зрителями занимает очень важное место, поскольку для спорта, особенно для профессионального, важна наполняемость трибун.

Комментарии:

Иногда хочется посмотреть спортивные событие в живую, поэтому был на матчах по футболу, играх хоккея, боксерских поединках. В общем спорт это такое чем нужно делится с миром, как и любая профессиональная деятельность.

Категории лиц, посещающие матчи по футболу. История развития фанатского движения за рубежом и в России. Специфика субкультуры организованного саппорта. Примеры околофутбольного хулиганизма. Отличие болельщика от фаната. Установки и стили жизни фанов.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.10.2014
Размер файла 39,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования Российской Федерации

Волгоградский государственный технический университет

Кафедра истории, культуры и социологии

Реферат по социологии

на тему: Фанаты и болельщики в футболе: особенности социальных общностей

студент группы АТ-113

Подбирая тему для семестровой работы по социологии, я думал не об одном варианте. Этот предмет рассматривает множество разнообразных сфер жизни общества и зачастую поднимает на рассмотрение весьма злободневные вопросы. Мой интерес пробудили несколько тем, описывающих современные общественные явления. Но среди них я выбрал именно тему болельщиков и фанатов в футболе, так как с этим явлением я имел непосредственный контакт.

Делая эту семестровую работу, я поставил перед собой цель ознакомить читателя явлением болельщиков и фанатов в нынешней массовой культуре.

Освещая обозначенную проблему, я ставлю перед собой ряд задач. Во-первых, я хочу познакомить читателя с историей футбольного фанатизма. В моей работе описаны истоки этого явления, примерная история развития, сначала за рубежом, потом в нашей стране. Во-вторых, я хочу провести экскурс по недавним событиям околофутбольного мира, показать пик развития движения в России. И, наконец, на почве всех описанных фактов, я хочу ответить на вопрос, чем же всё-таки отличаются футбольный болельщик от футбольного фаната?

1. Историографическая справка

На мой взгляд, футбольные болельщики появились тогда, когда появился сам футбол. Ведь сложно устоять от азарта при просмотре сложного, интересного матча. Подсознательно происходит выбор стороны, и болельщик переживает игру вместе со своей командой.

Но откуда, когда и почему появились фанаты, выяснить не так уж просто, хотя весьма интересно. Обратимся с этим вопросом к Википедии, свободной энциклопедии.

Рабочая молодёжь окраин больших городов Англии, не имея средств на дорогие развлечения, выбрала вполне доступный -- футбол. Постепенно им стало недостаточно поддержки команды на домашних матчах, а с началом поддержки своих клубов на гостевых поединках возникли первые проблемы.

В середине 1960-х годов трибуны английских стадионов примерно на 70 % состояли из тех, кто отождествлял себя с футбольным насилием. Каждый второй матч заканчивался серьёзными потасовками, некоторые районы городов на время матчей превращались в запретные зоны. Из одного города в другой с чётко определённой целью выявить сильнейшего выезжало от 400 до 7000 человек. Вследствие этого тысячи обычных поклонников игры стали держаться подальше от стадионов, а телетрансляции стали для них единственной альтернативой посещению матчей.

Ситуация не улучшилась, когда телевидение, помимо самой игры, стало демонстрировать массовые драки с участием болельщиков. Это не только воодушевляло хулиганов, но и являлось новым средством общественной огласки и саморекламы. Аналогичная ситуация наблюдалась и в прессе -- коллекционирование газетных заметок стало настоящим увлечением для многих фанатов.

Ситуация требовала вмешательства властей, и реакция последовала. Были значительно ужесточены законы, регулирующие правопорядок; на самых отъявленных и опасных для общества хулиганов заводились специальные картотеки. Многие из хулиганов оказались за решёткой, другие отделались пожизненными запретами на посещение футбольных матчей. Полиция внедряла своих людей в фанатскую среду, выявляя лидеров и предотвращая возможные пересечения враждующих группировок на корню. Наконец, развивающиеся технологии позволили оборудовать стадионы и прилежащие к ним территории камерами видеонаблюдения, что в значительной степени повышало вероятность хулиганов быть опознанными и впоследствии арестованными.

Пересечения враждующих группировок проходят вдали от стадионов и в большинстве случаев заранее оговариваются в Интернете или же по телефону. Фанаты стали мобильнее и бдительнее. Изменения в структуре английского общества привели в движение большее количество довольно состоятельных и образованных молодых людей, которые придали ему большую закрытость и расчётливость. Проводимые акции планируются неделями и просчитываются до каждой детали, ведутся информационные войны, проводятся отвлекающие манёвры. Учитывая современные технические возможности английской полиции, до сих пор считающей одним из приоритетных направлений борьбу с околофутбольным насилием, эти меры в той или иной степени просто помогают английским хулиганам выжить.

«В тридцатые - сороковые годы прошлого столетия болельщики в СССР шли по своему, совершенно обособленному от остальных стран, пути. Футбол был настоящим праздником - сюда принято было ходить с семьей, подругой, женой, детьми и друзьями. В буфете свободно продавалась водка, которую закусывали тут же бутербродами. Около стенда с турнирной таблицей чемпионата часто можно было увидеть болельщиков двух противоборствующих команд - они спокойно обсуждали шансы на успех в предстоящем матче.

Едва с трибун начинали скандировать кричалки, как туда сразу же бросалась милиция. Советские болельщики не имели никакой возможности хоть что-нибудь узнать о фанатах из других стран. В Союзе существовала информационная блокада относительно всего, что было неугодно коммунистической партии.

Тем не менее к середине семидесятых годов фанатское течение имело место в ряде крупных городов Советского Союза - Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси. Конечно, активных фанов, в силу противодействия властей, было немного - от нескольких сотен в Москве до десятка парней в Тбилиси.

Фанаты в СССР были сродни героям - им приходилось преодолевать огромные расстояния, чтобы увидеть матч любимой команды в гостях. А ведь при этом в Совдепии делалось все возможное, чтобы не допустить подобных выездов.

Таким образом, когда Советский Союз прекратил свое существование, практически каждая бывшая республика, ставшая самостоятельным государством, стояла на пороге перемен, в том числе - и в околофутбольном мире. Самой первой субкультуру организованного саппорта освоила Россия.

После распада СССР фан-движение в России стало развиваться семимильными шагами. Демократия позволила упасть железному занавесу, и теперь российские болельщики могли видеть, как обстоят дела с саппортом на Западе, проецируя новое для себя течение на современную Россию. Локализация движения футбольных фанатов как части общей субкультуры произошла в двух городах - Москве и Санкт-Петербурге. Остальные населенные пункты России располагают лишь небольшими активными мобами, в то время как обе столицы благодаря многочисленности населения и возможности сублимировать и ассимилировать любые социокультурные явления стали настоящими флагманами организованного саппорта.

«К концу сезона 1994 года практически у каждого крупного футбольного клуба России появились свои группировки, однако драки между ними были нечастыми и скоротечными, не говоря уже о сравнительно небольшом количестве их участников. Теперь, когда милиция заняла крайне жесткую позицию по отношению к фанатам, футбольные хулиганы, дабы не привлекать к себе лишнего внимания со стороны властей, стали осторожными и скрытными, приняв на вооружение тактику, характерную для Англии.

Ситуация достигла своего апогея в 1999 году. В июне они отправились на игру в Раменское, где их уже поджидало большое количество милиционеров и омоновцев. Практически тут же ОМОН перешел к решительным действиям и стал охаживать дубинками ни в чем не повинных болельщиков. Такое обращение взбесило спартаковских парней, которые, не задумываясь, бросились в драку, пытаясь защитить простых фанатов. В течение нескольких минут инцидент перерос в широкомасштабный мятеж, стремительно распространившись по стадиону из-за саппортеров, использовавших вырванные с корнем сиденья в качестве метательных орудий. И только с вмешательством главного тренера "Спартака" и капитана команды, призвавших трибуны к спокойствию, конфликт пошел на убыль. Но уже спустя каких-то два месяца ситуация повторилась, причем на том же самом стадионе. Вновь принимавшая спартаковских фанов милиция на этот раз старалась выдерживать некоторую дистанцию, но, так как гости до сих пор пребывали в состоянии эйфории от своего предыдущего визита, взрыв не заставил себя долго ждать. После забитого спартаковскими игроками гола милиция устремилась на трибуны, где получила немедленный отпор. Стычка продолжалась всего 15 минут, но была настолько ожесточенной, что впервые в истории российского футбола игру пришлось прервать. Страсти улеглись только тогда, когда силы правопорядка удалились со стадиона, однако за этот короткий промежуток времени многие фанаты с обеих сторон получили серьезные ранения, а некоторые сектора стадиона превратились в настоящие руины. Однако для хулиганов это был грандиозный успех, который ясно дал понять властям, до каких границ простираются их полномочия.

Сезон 2000 года сильно разочаровал российских хулиганов, чьи планы постоянно срывались милицией. Вместе с тем все большую обеспокоенность среди футбольных болельщиков вызвало частое применение оружия, особенно ножей. После смерти фаната "Зенита", погибшего от ударов железным прутом во время драки с участием 350 хулиганов, лидеры группировок ЦСКА и "Спартака" встретились для обсуждения условий грядущих баталий друг с другом. Главным пунктом повестки дня стал запрет на использование оружия, но, несмотря на достигнутую договоренность, некоторые хулиганы ЦСКА все-таки не устояли перед соблазном. Спартаковцам предстояло узнать об этом в самом скором времени, когда двум враждующим лагерям довелось повстречаться на одной из станций московского метрополитена. Однако в 2000 году противоборствующие стороны смогли на какое-то время забыть о старых обидах, хотя, стоит отметить, это произошло не впервые (фанаты обеих команд присутствовали в большом количестве у стен американского посольства в Москве в 1999 году во время акции протеста против бомбардировок Сербии). Летом 2002 года, после поражения российской команды на чемпионате мира от японцев, фанаты учинили массовые погромы в Москве. На фоне исключительно мирно прошедшего турнира это происшествие вызвало широчайший резонанс во всем мире. Еще более негативную международную оценку российские фанаты получили в сентябре 2002 года, когда в преддверии отборочной встречи Евро-2004 с командой Северной Ирландии они спровоцировали крупные беспорядки в Москве, в результате которых девять человек были госпитализированы.

3. Научный взгляд

После вышеприведённой информации от первоисточника, А. Маннанова, и Д. Бримсона, имеющих прямое отношение к теме футбольных хулиганов, необходимо всё же посмотреть на этот вопрос со стороны. Конкретнее, с научной точки зрения. Поэтому ещё одной частью моей работы станет научная статья, посвящённая изучению социальных общностей фанатов и болельщиков. Она написана доктором философских наук Валерием Андреевичем Луковым.

«Футбольные болельщики. Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Сообщества футбольных фанатов -- одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Многие формы поддержки команд своими болельщиками сложились еще в 30-е годы, когда футбол был любительским в полном смысле слова и футболисты работали в трудовых коллективах (иначе говоря, в среде своих болельщиков). Позже, по мере профессионализации футбола в России, возникла современная практика организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах.

Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Опрошенные нами в мае 2000 г. фанаты футбольных команд (37 юношей-москвичей) не знали истории этих спортивных коллективов, им достаточно было актуальных знаний о недавних и предстоящих матчах. Разумеется, сама игра на футбольном поле их вдохновляет, но более значимы (как можно судить из интервью) моменты общей эмоциональной разрядки, возможности "оторваться", проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить). Порой их действия, как показали события 9 июня 2002 г. в Москве, носят прямо криминальный характер.

Компенсаторное назначение буйства на стадионе и вандализма после матча очевидно. Но субкультурный смысл футбольных фан-сообществ этим, разумеется, не исчерпывается. Молодые болельщики получают возможность в кругу своих сверстников моделировать свое поведение как групповое и в то же время не испытывающее давления основных социально-контрольных инстанций (родители, школа и т. п.).

Футбольные фанаты -- сложное по организации сообщество. В среде фанатов московского "Спартака" выделяются, в частности, такие группы, как "Ред-уайт хулиганс", "Гладиаторы", "Восточный фронт", "Северный фронт" и др. Группировка, удерживающая контроль над всем сообществом, -- "Правые". В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в армии. "Правые" выезжают на все матчи команды, их основная функция -- заводить стадион, организовывать реакцию болельщиков ("волну" и т. д.), но также и командовать "военными действиями" -- битвами с болельщиками враждебных команд и милицией. Выезды в другие города очень часто связаны с драками -- нередко уже на вокзальной площади. В целом хулиганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями) из "Правых".

В обозначениях "своих" также прослеживается иерархическая организационная структура. Основное средство отличия -- шарф ("розетка", "роза"). Обычный шарф выдержан в цветах футбольной команды (у спартаковских фанов -- сочетание белого и красного) и может иметь различные надписи (у спартаковских болельщиков, например: "Let's go Spartak Moscow"). Варианты "хулиганского" шарфа содержат оскорбление противника и вызов (например, спартаковский ромб, перекрещенный шпагами, внизу надпись: "Смерть врагам!" и изображение непристойного жеста). Те, кто участвовал в более чем 10 выездах на матчи команды в другие города, вправе носить особый -- с индивидуальным номером -- шарф, который изготовляется по заказу в Великобритании. Иметь такой шарф -- значит, относиться к элите (группе "Правых"). Потеря номерного шарфа (обычно в драке, стычке с милицией) влечет за собой потерю права принадлежать к элитной группировке, вернуться в которую возможно после получения выполненного на заказ нового шарфа.

В известном смысле сообщества футбольных фанатов восполняют недостатки социального опыта межгруппового взаимодействия, включая и опыт масштабного противостояния. В последнее время такие сообщества при разных командах все активнее заключают договоры о "ненападении" и совместных действиях против других сообществ (у спартаковских, например, -- договор с болельщиками за "коней" -- ЦСКА, дружба с малочисленными сообществами "торпедонов" -- болельщиков команды "Торпедо", "паровозиками" -- болельщиками команды "Локомотив", но враждебные отношения с болельщиками команды "мусоров" -- московского "Динамо").

футбол фанат болельщик хулиганизм

Подводя к концу свою работу, мне хотелось бы укомплектовать полученную информацию и сделать на её основе определённые выводы. В этом мне поможет статья одного известного в кругах фанатов Спартака блоггера Валерий Petrovitch.

«Petrovitch: Кто ты: Болельщик или фанат?

По моей классификации все любители футбола и хоккея делятся на 3 категории:

1) просто любители футбола (хоккея) - они не болеют ни за одну команду, кроме сборной, многие из них смотрят только чемпионаты мира, Европы и ОИ, в футболе (хоккее) разбираются слабо, хотя есть и такие, что смотрят ЧР ни за кого не болея, а также смотрят чемпионаты Италии, Испании, Англии и знают зарубежный футбол лучше многих болельщиков. Этих, как правило, не волнует конкретная команда, их интересует красивая игра. К этой же категории относятся глорихантеры, которые сегодня болеют за одну команду, завтра за другую, в зависимости от турнирного положения;

2) болельщики - они болеют за конкретную команду, переживают за неё, знают всех игроков основы и дубля, историю команды, коллекционируют программки, статьи, атрибутику и всё прочее, что касается любимой команды. Многие вследствие географического положения редко посещают стадионы, другие могут жить в том же городе, что любимая команда, но из-за возраста, семейного положения или по другим причинам тоже чаще смотрят футбол по ТВ;

Список использованной литературы

4) Луков В.А. Особенности молодёжных субкультур в России // Социологические исследования. М.: 2002. № 10. С. 134-136.

Подобные документы

Проблема проявления агрессивного поведения футбольных болельщиков на стадионах и за их пределами. Неоднородность среды футбольных фанов. Связанность футбола с социально-экономическими условиями. Внутренняя противоречивость личности футбольного фаната.

доклад [16,5 K], добавлен 02.10.2011

Изучение понятия субкультуры - части культуры общества, отличающейся от преобладающей, а также социальных групп носителей этой культуры. Возникновение и виды основных молодежных субкультур: байкеры, толкиенисты, металлисты, скауты, фанаты, скинхеды, эмо.

презентация [423,2 K], добавлен 18.05.2011

Социальная мобильность как перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие, предпосылки и этапы данного процесса, его особенности за рубежом и в России. Примеры относительности девиации. Стратификационный профиль индивида.

контрольная работа [12,8 K], добавлен 10.11.2010

Изучение молодежных субкультур как важное направление в социологии, его предмет и методы, специфика развития в России. История и предпосылки зарождения в России скин-движения, его отличительные признаки и направления, отражение в печатных изданиях.

реферат [39,3 K], добавлен 17.11.2009

Выявление основных особенностей движения футбольных фанатов как части субкультуры в городе Тобольске. История создания Фан-движения в России и Европе. Феномен подросткового фанатизма. Мероприятия для предупреждения правонарушений в среде болельщиков.

дипломная работа [1,3 M], добавлен 26.01.2013

Понятие субкультуры, ее содержание и место в современном обществе. Классификация и разводимости молодежных субкультур, факторы и история их развития. Стили поведения и одежда представителей различных движений, направления их деятельности и популяризация.

презентация [1,0 M], добавлен 22.11.2012

Понятие и типология социальных общностей и групп. Специфические факторы молодежной субкультуры, стратификация молодежи в целях образования, занятости и потребления. Подходы к определению понятия организации, типология и структура социальных организаций.

Гост

ГОСТ

Сущность и особенности спортивного маркетинга

Спортивный маркетинг – это маркетинг, реализуемый в сфере спорта, опосредованный деятельностью, связанной с разработкой, продвижением и реализацией различного рода спортивных продуктов и услуг.

В широком смысле спортивный маркетинг представляет собой всякую деятельность по созданию, продвижению и продаже спортивного продукта, так или иначе связанную со спортивными событиями и их участниками. Спортивный продукт, в свою очередь, может принимать различные формы – быть материальным, нематериальным или смешанным.

В более узком смысле спортивный маркетинг отождествляется непосредственно с маркетингом спортивных организаций (команд, клубов, продуктов), мероприятий (соревнований) и самих спортсменов. Особую роль спортивный маркетинг играет в работе спортклубов и промоутеров отдельных спортсменов.

Спортивный маркетинг решает множество задач, связанных с изучением рынка спорта, выстраиванием отношения с профильными ассоциациями, лигами, федерациями, продюсированием и продвижением спортивных соревнования, команд и спортсменов, поиском и привлечением спонсоров и пр.

Спортивный маркетинг по самой своей сути ориентирован на рынок, которым сфере спорта выступают, прежде всего, группы людей, заинтересованных в спортивных зрелищах, т.е. зрители и болельщики. Именно они выступают в роли потребителей, оплачивая спортивные продукты в виде покупки билетов или абонементов, получая их опосредовано в виде прослушивания радиоэфиров, просмотра телевизионных трансляций либо продаж рекламного эфирного времени.

Болельщики как базовая категория в спортивном маркетинге

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, в роли болельщиков могут выступать как непосредственно сами зрители, фанаты и любители спорта, так и прочие группы лиц, так или иначе заинтересованные в спорте и мероприятиях, с ним связанных (например, спортивные волонтеры, спонсоры, родителей детей, занимающихся в спортивных секциях и т.п.). При том каждая из категорий болельщиков имеет свою смысловую нагрузку, мотивы и ценности потребительского поведения. Так, например, для одних просмотр футбольного или хоккейного матча может быть интересен и важен с точки зрения обсуждения результатов игры с друзьями или коллегами по работе, которые также интересуются данными видами спорта. В то же время совсем другой интерес будет у тех зрителей, которая заключили пари или сделали ставки в букмекерских конторах на исход матча.

На самом деле мотивы болельщиков могут быть весьма разнообразны. Одни приходят посмотреть на игру конкретной команды и/или определенного спортсмена – баскетболиста, футболиста, боксёра, фигуриста и пр. Другие с радостью едут за границу в надежде совместить просмотр соревнований (по фигурному катанию, горным лыжам, биатлону и пр.) со знакомством с новой страной. Третьи, в частности девушки и женщины, нередко посещают спортивные мероприятия с целью знакомства и общения с мужской половиной.

На становление болельщиков определенное внимание оказывают:

  • конкретные спортсмены или тренеры;
  • корпоративная история и реклама;
  • уважение со стороны членов семьи, друзей, знакомых;
  • прочие факторы.

Знание и понимание личности, мотивов и ценностей болельщиков крайне важно с точки зрения спортивного маркетинга. Их непонимание способно привести к недоразумениям, сокращению аудитории поклонников, а в некоторых случаях и вовсе – к неадекватным действиям. Кроме того, для спортивных маркетологов крайне важно знать, насколько значимым для потенциальных болельщиков является название команды, связанное, например, с профессиональной деятельностью, названием города базирования команды местными талисманами, полицией, армией или с чем-либо ещё. Ответы на эти и многие другие вопросы маркетологи получают в результате проведения специальных маркетинговых исследований.

Исследование болельщиков и изучение их поведения в спортивном маркетинге

Итак, в системе спортивного маркетинга болельщики рассматриваются в качестве одной из базовых категорий объекта маркетинговых исследований. Изучение болельщиков производится с целью определения размеров аудитории спортивной организации и ее последующей сегментации. Сегментация болельщиков может быть произведена по различным критериям. Чаще всего их принято делить на семь групп:

  • болельщики – последователи модных тенденций;
  • болельщики – спортивные эксперты;
  • болельщики – фанаты общения;
  • телеболельщики;
  • болельщики – циники;
  • занятые люди;
  • не интересующиеся спортом.

Каждая из семи групп болельщиков имеет свои особенности. Наиболее наглядно различия между ними проявляются в двух категориях совершаемых действий, а именно – в покупке билетов и приобретении спортивной атрибутики.

Не менее важное значение с точки зрения спортивного маркетинга имеет понимание качества аудитории болельщиков.

Основным инструментом изучения болельщиков выступают маркетинговые исследования. Маркетинговые исследования представляют собой процедуру целенаправленного сбора, обработки и анализа важной с точки зрения маркетинга информации. Они могут быть направлены на выявление какой-либо проблемы и/или определение способов ее решения.

В ходе маркетинговых исследования эксперты получают ответы на вопросы о том, как и в каком возрасте случайные зрители становятся болельщиком; какие факторы оказывают влияние человека в его выборе команды, спортклуба, вида спорта; каковы мотивы и ожидания болельщиков; какую модель поведения они демонстрируют и пр.

Основными методами проведения маркетинговых исследований болельщиков выступают наблюдение, опросы, интервью. При этом в ходе исследования может быть задействована как первичная, так и вторичная информация.

Читайте также: