Блокада ленинграда глазами детей доклад

Обновлено: 02.07.2024

«Я жила в обычной семье: мама, папа, сестра. Мы жили в Ленинграде на Петроградской набережной. Мама работала на фабрике „1 МАЯ“ станочницей, а папа служил в армии, был снайпером, и еще в 1939 году ушел на Финскую войну. Он приходил пару раз на побывку до Великой Отечественной Войны.

Привычная жизнь изменилась в один миг. Люди вокруг стали обеспокоенными и напуганными. А потом начался настоящий ужас. Фашисты взяли город в блокадное кольцо. Постоянные бомбежки, казалось, что звуки выстрелов не смолкали ни на секунду. Сначала все прятались в бомбоубежище. Но мы были ещё маленькими, и иногда бомбежка заканчивалась еще до того, как мы добегали до бомбоубежища. Скоро мы вовсе перестали прятаться, просто от страха прижимались к стенам и друг к другу и ждали, когда все закончится.

В октябре 1941 года у нас в семье появилось прибавление — родилась еще одна сестренка. Забот нам прибавилось. Маме надо было работать, и забота о малышке легла на мои плечи. Когда мама задерживалась, и сестричка начинала плакать, я рассасывала маленький кусочек, полученного по талонам хлеба, заворачивала его в тряпочку и давала сосать малышке.

В Ленинграде на улице Фонтанка жила моя бабушка Анастасия, мамина мама, и мамин брат Михаил. Бабушка, чтобы сохранить нам жизнь, отдавала нам все свои пайки.

Зимой 1942 года фабрика, где работала мама, сгорела и мы переехали к бабушке на Фонтанку. Мама бралась за любую работу, лишь бы, что-нибудь заработать, а мы с сестрой присматривали за нашей младшенькой.

Очень быстро стала ощущаться нехватка еды. Талоны давали на месяц, каждый день на них можно было получить 125 грамм хлеба, лишь к концу зимы паек немного прибавили. Приходилось часами стоять в очереди. Бывало люди падали без сил. Но были и такие, которые прямо в очереди воровали талоны на хлеб. Хотя хлебом-то это было назвать сложно, но люди были рады и этому, не понятно из чего состоящему, но все-таки хлебу. Чтобы выжить, в пищу шло все, что хоть чуть походило на нее. Заваривали шиповник, хвою, луковую шелуху, а из столярного клея делали кисель. Суп варили из кожаного ремня.

Бабушка с самого начала отдавала нам все свои продукты. Когда мы к ней переехали, она уже была очень слаба и не вставала. Вскоре она умерла.

Не помню по какой причине, но дядю Мишу на фронт не взяли. Он остался в городе и работал снабженцем. Он приносил иногда мороженые капустные листья и очень редко малюсенькие кусочки сахара.

Но кушать все равно хотелось всегда. Однажды снаряд попал в сахарный завод, голодные и измученные люди шли и ели сладкую землю, пропитанную сахаром, и брали ее с собой, чтобы потом добавлять в еду.

Зима была очень холодной. В квартире стояла буржуйка, а труба через окно выводилась на улицу. Жгли все: книги, мебель, а когда жечь было нечего ходили собирали топливо по пустым квартирам.

Народ умирал от голода и холода. Хоронить было негде или просто не хватало сил, мертвых просто выносили на улицу, иногда во что-нибудь завернув. Весной, когда сошел снег, трупы на улицах были кругом. Казалось, весь город мертв. Сначала было очень страшно, но потом привыкли.

В декабре 1942 года нас эвакуировали. Мы переплывали через Ладогу, пробивая себе путь сквозь лед. Я не знаю, что было страшнее: переправляться или остаться в городе. Здесь негде было спрятаться, мы были как на ладони, а обстрелы продолжались. Каждый выстрел, казалось, был предназначен именно для нас. Даже когда все стихло, они эхом отдавались в моей голове.

Эта история моей бабушки Тереховой Галины Львовны, в девичестве Григорьевой, ей было всего 9 лет, когда началась война, и она больше года прожила в блокадном Ленинграде. Её сестры, став взрослее, вернулись в родной город, а бабушка навсегда запомнила все ужасы блокады и не смогла вернуться в Ленинград. Ее дядя не эвакуировался, но остался жив, и умер спустя годы после войны. Отца она больше никогда не видела. Мы пытались найти его могилу, но безрезультатно. В память о нем остались только фото и несколько его писем с фронта.

Терехова Галина Львовна

Мы часто говорим о войне, мы знаем что это страшно, но смотря в глаза бабушке, когда она вспоминает, я осознаю: нам не дано понять и каплю того ужаса, что пережил народ в одну из самых жестоких и страшных блокад в истории. А бабушка молится каждый день, чтобы нам никогда не пришлось этого пережить. Бабушке уже 84 года. Мы рады, что она еще с нами, но даже когда её не станет уже мы — её дети и внуки — будем помнить подвиг фронтовиков, блокадников, тружеников тыла и детей войны. Будем помнить сами и обязательно передадим бабушкины воспоминания своим детям и внукам. Этого забывать нельзя.

Кудряшова Светлана Сергеевна,

Подлинные документы о Второй мировой войне

Архивные документы воинов Великой Отечественной войны

Обобщенный банк данных о погибших и пропавших без вести защитниках Отечества

Фашистская военная машина не щадила никого. Маленькие жители Ленинграда, от младенцев до подростков оказались заложниками на ровне со взрослыми. Но именно дети сплотили жителей города и дали силы, несмотря ни на что, работать и воевать. Потому что, только освобождение родного города, могло спасти подрастающее поколение от неминуемой гибели.

Школьники, действительно, сыграли важную роль. Мальчишки и девчонки тушили пожары, дежурили ночами на смотровых вышках. Те, кто был помладше, отстаивали очереди за хлебом. Ребята, несмотря на морозы, носили ведра воды из прорубей на Неве.

Благородные и добрые мальчики прятали недоеденный сухарь в кармане и подкармливали своих младших сестер и братьев. Те, в свою очередь, делали тоже самое, только по отношению к совсем малышам.

Страшным символом блокадного Ленинграда стал дневник Тани Савичевой. Записи, которые и сегодня не оставляют равнодушных.

Самой девочки не стало в 1945 года. Она умерла уже во время эвакуации.

Невзирая на бомбежки и постоянные обстрелы, Ленинградский Городской Совет депутатов решил не приостанавливать работу школ. В октябре 1941-го учащиеся 1-4 классов сели за парты и продолжали учебу в бомбоубежищах.

Ленинградская система образования с честью выдержала этот сложный период. Дети были обучены всему необходимому и подготовлены к любому повороту сценария. Если во время урока начинался артобстрел, класс организованно устремлялся в отведенное место в бомбоубежище и продолжался урок.

Учителя преподавали только самые важные предметы. Взрослые стремились сделать занятие интересным и доступным, чтобы хоть ненадолго ребенок забыл о том ужасе, который происходит на улице.

Из дневника учительницы истории школы №239 К.В. Ползиковой: " К урокам готовлюсь по-новому. Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя" .

Учиться в блокадном Ленинграде было подвигом, особенно в морозы. Детям и учителям приходилось самостоятельно колоть дрова, чтобы в классе стало хоть чуть-чуть теплее. Записи не велись, не только потому, что замерзали детские худые ручки, но и потому что, при минусовой температуре чернила не писали. Занятия длились не больше 25 минут.

Так или иначе, шло время. По импровизированной трассе через Ладогу вывезли десятки ленинградских школ. Наступила зима 42-го. В школах объявили каникулы. Население Ленинграда голодало и замерзало. Но наступил Новый Год – праздник, который ждал каждый ребенок, даже в те суровые дни. Учителя совершили настоящий подвиг – были организованы праздничные елки с подарками и сытным обедом. Для изнеможенных ленинградских мальчишек и девчонок это был незабываемый праздник.

Рубка дров, стирка бинтов, уход за раненными, очистка улиц от снега, доставка почты, сборка урожая – работа, которую выполняли детские руки. 872 дня блокады ленинградские девчонки и мальчишки прожили на ровне со взрослыми. Маленькие герои внесли значительный вклад в освобождение родного города.

Снятие блокады Ленинграда. Этому событию 27 января 2019 года – 75 лет. Сегодня эта дата – один из Дней воинской славы России. Вспомним страницы истории тех героических дней.

В истории города Ленинграда есть трагические события, которого коснулись почти каждой живущей ныне семьи. Это блокада Ленинграда.

Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, была Великая Отечественная Война с фашистской Германией. Это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушений. Беда пришла в каждый дом. Эта война была самым страшным испытанием для народа. Кто же напал на нашу страну?

В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев.

(Город тогда назывался Ленинградом, а его жители –ленинградцами)

Очень скоро враги оказались рядом с городом Ленинградом. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город. Полыхали пожары, падали на землю убитые. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить его блокадой. Фашисты окружили город, перекрыли все выходы и входы в город. И город Ленинград оказался в блокадном кольце.

СЛАЙД 3. Что такое блокада? Это осадное кольцо, в которое взяли город. В город перестало поступать продовольствие. Отключили свет, отопление, воду… Наступила зима… Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900… Это почти 2,5 года.

СЛАЙД 4. Город регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки. И звучала воздушная тревога. Когда люди слышали сигнал, то все прятались в бомбоубежище, и чтобы их успокоить по радио звучал звук метронома, который напоминал звук биения сердца, говорившим людям, что жизнь продолжается.

А что такое бомбоубежище? (Это специальные помещения под землёй, где можно было укрыться от бомбёжки)

СЛАЙД 4. Жизнь в городе становилась всё труднее. В домах не работал водопровод, от сильных морозов вода в нём замёрзла. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли домой.

СЛАЙД 5. Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться. Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами.

Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда- 125 грамм. И всё, больше ничего - только вода.

Во время проведения мероприятия (мы положили детям кусочек темного хлеба, весом 125 грамм).

СЛАЙД 6. Исхудавший ребенок приходил домой и отрезал тоненький ломтик от этого маленького кусочка. Ломтик хлеба, ложка жиденькой каши – вот и весь обед блокадного ленинградца (рассказ о блокадном меню : суп из обоев, компот из засушенных апельсиновых корок, студень из кожаных колодок – вот и весь дневной рацион ленинградцев).

Вот дети, какое тяжелое испытание выпало Ленинградцам.

Давайте, и мы будем всегда уважительно относиться к хлебу.

Да, сейчас у нас всегда много хлеба на столе, он разный, белый и черный, но он всегда вкусный. И все вы должны помнить, что хлеб нельзя крошить, нельзя оставлять недоеденным.

В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города.

Но, Ленинград продолжал жить и работать. Кто же работал в блокадном городе?

СЛАЙД 7. На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали на станках женщины и даже школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу.

А как ещё помогали взрослым дети?

-Они тушили зажигалки сброшенные с фашистских самолётов.

-Тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал.

-Стояли в очередях за хлебом, который давали по спец. карточкам.

-Помогали раненным в госпиталях, устраивали концерты, пели песни читали стихи, танцевали.

СЛАЙД 8. Многие дети вели дневники во время Великой Отечественной войны. Дневники военных детей – это свидетельства удивительной наблюдательности и беспощадной откровенности. В дневник не пишут – с дневником говорят. Читая дневники детей, переживших войну минувшую, понимаешь этот ужас ещё сильнее.

Тяжело читать, эту страшную правду, написанную детским безыскусным языком.

СЛАЙД 9-11. Кто-то вел дневник год, кто-то два. Кто-то прямо на страницах дневников умирает, как Юра Рябинкин. Или Миша Тихомиров, который на следующий день после последней записи попал под бомбежку.

СЛАЙД 12. Многим известна печальная история 11- летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. В своей записной книжке Таня сделала девять коротких трагических записей:

СЛАЙД 13. Таню вывезли с детским домом в Горьковскую область, но нервное потрясение и крайнее истощение сломили девочку, и она вскоре умерла.

СЛАЙД 15. Они не выросли, не повзрослели, потому что блокада отняла у них жизнь и навсегда оставила мальчишками и девчонками. Но они живы в нашей памяти, потому что они стали примером мужества, стойкости, любви к Родине. К ним обращаются наши мысли, с ними хочется дружить современным ребятам.

Время удлиняет расстоянья

Между всеми нами и тобой.

Встань пред миром,

Здравствуй, милая девочка! Не знаю, как тебя зовут, но мое письмо адресовано тебе. Меня зовут ___. Моё письмо из 2019 года. Я пишу тебе и представляю, как ты идешь, такая маленькая, в сером пальто и теплом платочке. В Ленинграде зима. За собой ты тянешь саночки с водой. А вот ты в своей квартире греешься у огня. Тебе, наверное,___ лет, как и мне. Я хожу в школу (детский сад) ты наверное тоже ходила, пока в Ленинграде не началась блокада.

Я тоже ребенок и мне страшно представить, как вы живете. Еще я вижу, как ты с мамой стоишь в очереди за маленьким кусочком хлеба и держишь в руках талончик. Я тоже берегу хлеб и отношусь к нему с уважением.

Война прервала твое детство, но я знаю, что это ненадолго. Скоро Ленинград освободят от блокады, и закончится война. Ты держись изо всех сил, как только можешь и верь, что скоро Ленинград снова станет мирным, теплым, солнечным, и на улицах вновь будут ходить счастливые люди. И ты будешь играть с подружками, как самая счастливая девочка!

Я восхищаюсь твоим мужеством, стойкостью, выносливостью!

Я буду достойна твоей памяти!

Дорогой мой друг! Еще несколько лет назад я была уверена в том, что больше не будет места в нашей жизни войне и смерти, что дети никогда не переживут подобного ужаса! Подвиг жителей города-героя ЛЕНИНГРАДА достоин бессмертия и почитания!

Я думала, что буду видеть измученные детские лица умерших от холода и голода мальчишек и девчонок только в хронике страшных лет Ленинградской блокады. Но, увы! Несколько лет назад наши с тобой ровесники попали в такую же беду на Востоке Украины. Ребята Донецка и Луганска и сейчас переживают ужасы войны!

Мне будет трудно тебе ответить, в силу возраста не разбираюсь в политике. Но знаю точно, что и сейчас дети Донецкой Народной и Луганской Народной Республик прячутся от бомбежек в подвалах, лишены возможности нормально ходить в школу, многие потеряли родных и близких. Страшная гражданская война на Украине заставляет моих ровесников ежедневно задумываться о ценности человеческой жизни, о сломанных судьбах тысяч мальчишек и девчонок!

Уверена, тебе больно, мой друг, читать эти строки. Поверь, мне больно писать их. Но хочется верить, что взрослые люди прекратят братоубийственную войну. Однако вернуть детство ни тебе, ни моим ровесникам с Востока Украины уже будет невозможно!

Заканчивая свое письмо, хочу написать, что, став взрослой, постараюсь приложить все усилия, чтобы не было больше войны и у детей было счастливое детство!

Думая о героических днях блокады, представляю сверстницу, измождённую холодом, голодом, но сильную духом. Мысленно беседуя с ней, пишу ей письмо.

«Доброе утро, а может день, а может вечер. Идёт шестисотый день

блокады. Твой любимый город всё ещё в плотном вражеском кольце. Красивый, весь в огнях и фонтанах до войны, твой родной город сейчас тих и безлюден. Не гавкают собаки, кошки не мяукают, птицы не щебечут. Кажется, сама природа скорбит по горю людскому.

Моя сверстница из блокадного Ленинграда! Как же тяжело было тебе.

Очень тяжело. Какое все-таки было у тебя трудное время, но ты держалась изо всех сил! Я не могу передать все эмоции через строки письма, но меня переполняет чувство гордости за тебя!

Я представляю, как тяжело тебе было в это военное, напряженное время. Ты тушила десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, ты потушила не один пожар в городе, ты дежурила морозными ночами на вышках, ты носила воду из проруби на Неве, стояла в очередях за хлебом, ловила шпионов и диверсантов. Ты лишена была возможности учиться в школе, ты стояла у станка на фанерном ящике, чтобы точить снаряды для нашей армии. Ты была самым тихим ребенком на Земле. Ты разучилась смеяться, улыбаться, потому что ты видела, как умирали твои родители, бабушки и дедушки. Проклятая война лишила тебя детства.

Я восхищаюсь твоим мужеством, стойкостью, выносливостью!

Ежедневно взрослые и дети получали по 125 граммов хлеба. Изредка

выдавалась банка консервов, пакетик крупы, несколько кусочков сахара. Были и такие дни, когда нечего было выдавать ленинградцам. Съели всех кошек, всех собак, которые были. Замерз водопровод, и пекарни прекратили выпечку хлеба. Ты и твои земляки голодали, сотнями умирали от истощения. Паровое отопление не действовало, а печек во многих домах уже не было. Даже дневным светом нельзя было пользоваться, потому что во многих домах от обстрелов, от бомбежки разбились стекла, и окна были забиты фанерой, завешаны одеялами, заткнуты тряпьем, матрацами.

Ты можешь гордиться тем, что отстояла Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами.

Склоняю голову перед твоим подвигом! Я буду достойна твоей памяти!

В наследство от твоего поколения мы получили очень красивый город, который сейчас называется Санкт-Петербург. Приехав в этот город, можно увидеть много площадей, проспектов, дворцов и парков вместе с величавой рекой Невой. Я бы очень хотела, чтобы ты увидела, как разводят мосты в ночное время. Они все с подсветкой, и это очень красиво. Если бы ты оказалась в Санкт-Петербурге, то ты была бы очень поражена его красотой.

Оказывается, когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось кроме взрослых, 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков.

Моя работа актуальна в преддверии знаменательной даты. 27 января наша страна будет отмечать 70 –летие полного снятия блокады Ленинграда.

Дети блокады – это последние свидетели тех трагических дней. Ведь за ними больше нет никого, кто ещё бы мог рассказать о войне в Ленинграде. У детей есть своя память о ней, ещё более пронзительная, чем у взрослых.

Я хотел бы понять, что пережили ленинградские дети во время блокады? Каким было детство у наших сверстников в осажденном врагом городе?

Объектом исследования является история блокады Ленинграда.

Предмет исследования – жизнь детей в блокадном Ленинграде.

Целью моей работы является изучение проблемы детства в осажденном городе через судьбу Ефаровой Любови Дмитриевны, пережившей трагедию осажденного города.

Чтобы добиться цели, мною были поставлены следующие задачи:

- изучить историю блокады Ленинграда;

- обобщить известный материал о жизни детей в осажденном городе;

- изучить биографию Ефаровой Любови Дмитриевны, очевидицы этого события;

- создать презентацию по данной теме.

В работе над темой нами использованы следующие методы:

- изучение литературы, посвященной блокаде и защите Ленинграда;

- беседа и интервьюирование;

- изучение документов и фотографий из личного архива респондента.

- работа с ресурсами Интернета;

В своей работе использовал, главным образом, воспоминания, документальные материалы из личного архива Ефаровой Любови Дмитриевны, очевидцы первых месяцев блокады Ленинграда. По этим источникам решил восстановить картину ее блокадного детства и выяснить, как ее семье удалось пережить эту блокаду.

Девочка из блокадного Ленинграда

В одну из поездок в Петербург я познакомился с Ефаровой Любовью Дмитриевной, которой в 1941 году было 4 года. Что такое война, блокада, такой маленький ребенок понять не может. Он просто переживает то, что несет с собой быт. Уже прошло много лет после блокады, но до сих пор Любовь Дмитриевн не может без слез вспоминать это время и об этом говорить. Послушайте воспоминания девочки из блокадного Ленинграда:

«Наша семья прожила в блокадном Ленинграде с сентября 1941 года по февраль 1942 года с самого начала блокады, всю самую страшную холодную, голодную зиму. В начале войны мы жили в Сестрорецке в своём доме,был у нас свой огород, даже держали корову. Мама говорила, что мы выживем, так как у нас были запасы. Но война всё приближалась и приближалась… Не стало электрического света, мы сидели в темноте. Мама ходила на работу, а мы дети оставались дома с бабушкой. Я плохо понимала, что это война.

Скоро нам пришлось покинуть свой дом, так как немцы были совсем рядом. Наши солдаты заминировали Сестрорецк, и мы, взяв самое необходимое, перебрались в посёлок Ольгино Ленинградской области. Мама рассказывала, что когда мы шли пешком в Ольгино, в дороге подобрали заблудившуюся девочку Валю. Ей было 5 лет, и она стала жить с нами в бараке до тех пор, пока мы не покинули блокадный город. Мы с ней делились всем, что имели сами. Мы её оставили в детском доме в Лахте, позже эвакуировались из города. Мы с ней всегда поддерживали связь, и даже после войны. Мы считали её родной.

В ноябре было уже холодно, топить было нечем. В доме всегда чувствовали голод и холод. С началом войны отца забрали на фронт. Он защищал наш город и нас, своих родных. Отец в одном из боев был ранен, долго

Особенно тяжелым был первый год блокады в Ленинграде. Зима была очень холодная, а в Ленинграде не работал водопровод, не было отопления, не было запасов продовольствия. За 25 дней декабря 1941 года умерло 39 073 человека. За 5 дней (с 20 по 24 декабря) прямо на улицах города скончались 656 человек. Высший уровень смертности пришелся на декабрь 1941 — март 1942 года. То есть на ту самую пору, когда семья Любови Дмитриевны жила в Ленинграде. Обстрелы города не прекращались. От них страдали не только взрослые, но и дети. За годы блокады было ранено 529 детей, в том числе 333 мальчика и 196 девочек, 157 детей умерло от травм. Любовь Дмитриевна вспоминает:

«Самое страшное в памяти невероятно отвратительный вой сирены - знак очередного налёта немецких самолётов и голос из репродуктора, преупреждающий о начале бомбежки. До сих пор я не люблю салюты ко дню Победы и особенно шум новогодних салютов и петард. Мне хочется бежать и спрятаться в бомбоубежище и выключить свет. Тогда сирена воет,голос громыхает из репродуктора, а мы три девочки: я всегда на руках у мамы или у бабушки, бежим в бомбоубежище. В ушах постоянный плач детей… Тяжело было в бомбоубежище, и почему-то всегда хотелось кушать. Блокада в моей памяти - это постоянный голод. Вкус сухарей из чёрного хлеба и суп из перловой крупы с плавающей морковкой и с картошкой на всю жизнь рассосалось в детский желудок. Незабываемый вкус дества… До сих пор хотя бы раз в неделю, варю такой суп и с удовольствием кушаю и со слезами вспоминаю свою сестру Нину. Есть хотелось всегда и постоянно. Засыпаешь с чувством голода и утром встаёшь с тем же чувством голода.

С каждым днем таяли запасы продовольствия в осажденном Ленинграде.

С 20 ноября 1941 г. пятый раз сокращается хлебный паёк: рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а неработающие (служащие, иждевенцы, дети) – по 125 г хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякины, целлюлозы.

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнём и кровью пополам…

Вот рецепт блокадного хлеба: мука ржаная дефектная – 45%, Целлюлоза – 15%, жмых – 10%, обойная пыль – 5%, солод -10%, соевая мука – 5%, отруби – 105.

Любовь Дмитриевна продолжает свои воспоминания: «В ноябре, когда было очень холодно и жутко, паёк сократили до 250 грамм хлеба в сутки. Мама всегда старалась приносить свою норму домой и нокормить нас, ведь дети всего-то получали 125 грамм хлеба. Помню, как мама учила нас есть свою норму хлеба, которую она приносила с работы. Она ее делила на 3-4 куска и всегда говорила, что нельзя откусывать его сразу, надо отламывать кусочек, класть в рот и сосать. И эта привычка у меня осталась на всю жизнь. Останутся крошки хлеба, я несу голубям и воробьям. Мама говорила, что во время блокады не было летающих птиц, а на Неве никаких уток не было, а ведь там всегда полно птиц. Она ходила за пайком в Лахту. По дороге лежали обессиленные от голода люди, в том числе и дети. Мама рассказывала, как один раз поделилась с пайком с одной девочкой и довела ее до дома. Да, наверное, это было не один раз…

Город не мог уберечь детей от недоедания, от истощения, но ,тем не менее, для них делалось все, что возможно. Смертность среди детей в возрасте до 14 лет была ниже смертности взрослых. Неслучайно многие дети выжили, прежде всего, потому, что взрослые (матери и отцы, дедушки и бабушки) в каждой семье спасали в первую очередь детей. Особенно женщины —

матери, бабушки. Свою мизерную пайку хлеба и последние крохи любой еды они отдавали малышам. С наступлением зимы 1941–1942 годов и ростом смертности в Ленинграде с каждым днем стало увеличиваться количество детей, потерявших родителей. По решению Ленинградского горисполкома с 1 января 1942 года стали открываться новые детские дома и ясли. За пять месяцев в Ленинграде было организовано 85 детских домов, приютивших 30 тыс. осиротевших детей. Руководство города и командование Ленинградского фронта стремились обеспечить детские дома усиленным питанием.

Нужно было эвакуировать детей из города. Единственно возможный путь по воде - через Ладожское озеро. За дни блокады по этой дороге с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось эвакуировать 1 миллион 376 тысяч ленинградцев, в основном женщин, детей и стариков.

А как было хорошо после блокады жить в Узбекистане. Узбекистан показался мне раем, и до сих пор в памяти это что-то светлое и красивое. Мама каждый день работала в поле, и мы всегда были вместе в бараке с соседскими узбекскими ребятами. Мы от них получали столько хорошего и теплого в жизни. Узбеки делились с нами и вещами и фруктами, и постепенно мы стали забывать, что такое голод. Мы уже играли в игры, и стали чувствовать жизнь. Жили мы в солнечном Узбекистане до конца блокады. А потом пришёл из Ленинграда вызов от тёти, и мы уехали домой. Плакали от радости, что уезжаем, и в тоже время не хотелось и раставаться. Моё воспоминание о детстве связано с хлебом, взрывами и смертью. На всю жизнь познала цену хлеба. Она не в рублях и не в золоте, а цена ему – жизнь человеческая. Никогда не даю хлебу покрываться плесенью. Из оставшихся кусков хлеба сушу сухари, делаю гренки и опять как в блокаду

ложу в суп или чай. Иногда, когда на руках у меня хлеб, я задумываюсь и начинаю кушать, вспоминать голодных маму, сестрёнку и папу, умирающего в госпитале. И как учила мама, когда мне было 5 годиков, я беру кусочек хлеба, кладу в рот и наслаждаюсь его вкусом.

Я всегда ценила любовь бабушки и мамы. Они подкармливали нас последними крошками, и в дальнейшей жизни я никогда не отлучалась от них. Я всегда жила ради них, и была им очень благодарна. Мы вернулись в свой дом в Сестрорецке, где была наша земля -кормилица. Мы начали выращивать овощи и картошку. Эта земля нас кормила в послевоенные годы, когда несразу пришло изобилие.И всегда было желание делиться выращенным урожаем и кого-то накормить. Я была маленькая и уже пошла в школу, но очень часто выходили на автобусную остановку в выходные дни и продавали овощи и цветы.

Я из блокады и войны,
Я знаю то, что знать не надо…
Я в ней жила, я помню все –
Какой была моя блокада.
Неправда, что не помнят дети
Все тяготы блокадных лет…
Мы – Книга Памяти и Боли,
И детских маленьких побед…

Дети войны – это последние свидетели тех трагических дней. Все нечеловеческие тяготы и лишения блокады наравне со взрослыми переносили дети и подростки. Вдумайтесь, ведь за ними больше нет никого, кто ещё бы мог рассказать о войне. У детей есть своя память о ней, ещё более пронзительная, чем у взрослых. Чем дальше по времени отодвигаются от нас годы Великой Отечественной войны, тем важнее все детали, все подробности тех великих событий, о которых могут рассказать их непосредственные участники. Поэтому я свою исследовательскую работу построил на свидетельствах одного из детей блокадного Ленинграда, Ефаровой Любови Дмитриевны. Сколько их, переживших блокаду, детей?! Разве им не хотелось жить? Разве они не достойны были жить?! Мы с вами посмотрели на блокаду глазами девочки из голодного и мужественного города Ленинграда. Она выжила и говорит за своих погибших сверстников. Они говорят, мы слышим голоса этих ребят.

Какие выводы я сделал после встречи с человеком, пережившем блокаду?

Я считаю, что война лишила детей не только детства, но и всех радостей, которые его сопровождают. Сколько бы лет не прошло, … 70 лет ли, 75 лет или много- много лет, мы никогда не должны забыть ужасы тех страшных лет войны.

Меня удивило то, что люди в голодном городе оставались людьми, сохраняли свои лучшие человеческие качества. Они делились последним куском хлеба, кровом, теплом человеческого сердца. Спасали не только своих, но и чужих детей.

Я постараюсь изменить свое отношение к хлебу. Ребята, обратите внимание на то, как вы относитесь к хлебу в нашей школьной столовой. В голодном Ленинграде эти кусочки хлеба спасли бы десятки жизней.

Моя работа носит практический характер. Собранный мною материал я буду применять в своих сочинениях, на конкурсах. И просто я буду помнить…

Читайте также: