Биологическая психологическая и социальная зрелость доклад

Обновлено: 05.07.2024

Возраст (в психологии) - категория, служащая с целью обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обуславливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.

Актуальность темы высока, т.к. многие исследователи сегодня обращают внимание на значение психологического и биологического возраста, их взаимосвязь между собой. И соответствие человека этим возрастам.

Цель работы – исследование психологического и биологического возраста

Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:

1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);

2) Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);

3) Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается:

а) умственный возраст

б) социальная зрелость - SQ - социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает)

в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.

В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.

2. Биологический возраст

Среди сверстников по хронологическому возрасту обычно существуют значительные различия по темпам возрастных изменений. Расхождения между хронологическим и биологическим возрастом, позволяющие оценить интенсивность старения и функциональные возможности индивида, неоднозначны в разные фазы процесса старения. Самые высокие скорости возрастных сдвигов отмечаются у долгожителей, в более молодых группах они незначительны.

Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. Оценка состояния здоровья методом определения биологического возраста отражает влияние на организм внешних условий и наличие (отсутствие) патологических изменений.

Биологический возраст, помимо наследственности, в большой степени зависит от условий среды и образа жизни. Поэтому во второй половине жизни люди одного хронологического возраста могут особенно сильно различаться по морфо-функциональному статусу, то есть биологическому возрасту. Моложе своего возраста обычно оказываются те из них, у которых благоприятный повседневный образ жизни сочетается с положительной наследственностью.

Основные проявления биологического возраста при старении – нарушения важнейших жизненных функций и сужение диапазона адаптации, возникновение болезней и увеличение вероятности смерти или снижение продолжительности предстоящей жизни. Каждое из них отражает течение биологического времени и связанное с ним увеличение биологического возраста.

Критерии определения биологического возраста:

- зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);

- скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета);

- зубная зрелость (оценивается по сроками прорезывания молочных и постоянных зубов);

- зрелость интеллекта (уровень развитие как личности).

Существует большое количество предложенных разными исследователями тестов – в зависимости от целей исследования. В качестве критериев биологического возраста могут быть использованы и различные морфологические, в меньшей степени психологические показатели, отражающие общую и профессиональную работоспособность, здоровье и возможности адаптации. Большое значение придается изучению возрастных изменений на молекулярном уровне.

Сокращенный метод определения биологического возраста для взрослых лиц: кардиопульмональная система (систолическое артериальное давление, жизненная емкость легких, артериальное парциальное давление кислорода); органы чувств, психика (зрение, слух, способность к переключению внимания); двигательный аппарат (эластическая способность сухожилий); состояние зубов (количество здоровых зубов). Темпы старения, как и развития, в определенной степени зависят и от конституции человека.

Управление биологическим возрастом человека:

Все составляющие здорового образа жизни влияют на биологический возраст. Уменьшение его, стабилизация или замедление это замедление старения. Важно знать вклад отдельных факторов в этот процесс. Наиболее решающим, по-видимому, является психологический фактор- желание тратить на это силы, время и средства. Не просто заставлять себя регулярно и скрупулезно выполнять все необходимые тесты.

Биологический возраст мужчин и женщин:

По биологическим процессам, как считают геронтологи, женщины стареют медленнее и живут дольше на 6–8 лет. Большая жизнеспособность женщин сохраняется на протяжении всей жизни. Также существует ряд психологически-социальных причин, по-разному влияющих на продолжительность жизни разных полов. Для женщин социальными факторами долголетия являются удовлетворенность сексуальной жизнью, наличие семьи и детей. Для мужчин – удовлетворенность карьерой.

2 Психологический возраст

Е. И. Головаха и А. А. Кроник определяют следующие основные характеристики психологического возраста как феномена самосознания.

О том, как именно диагностировать психологическое прошлое, а через него и психологический возраст, авторы однозначно не определяют. Однако, по их мнению, относительной мерой психологического прошлого могла бы быть реализованность психологического времени

В-третьих, психологический возраст многомерен. Он может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности. К примеру, человек может чувствовать себя почти полностью реализовавшимся в семейной сфере и одновременно ощущать нереализованность в профессиональной.

Возраст человека – один из основных критериев его психической жизни и особенностей характера. В зависимости от возраста человек по-разному воспринимает различные жизненные ситуации, в том числе и болезнь.

Возраст обычно делят на различные периоды. В целом в жизни человека можно выделить следующие возрастные периоды: детство, юность, зрелость и старость. Каждый из этих периодов можно разделить на более мелкие и точные возрастные этапы. Особое значение возраст имеет в детстве, т.к. в этот момент закладываются основные черты личности.

Возраст подлежит диагностике, как биологический, так и психологический. Многие ученые занимались исследованиями возраста человека, благодаря чему мы имеем богатое научное наследие в этой области.

Возраст (в психологии) - категория, служащая с целью обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обуславливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.

Актуальность темы высока, т.к. многие исследователи сегодня обращают внимание на значение психологического и биологического возраста, их взаимосвязь между собой. И соответствие человека этим возрастам.

Цель работы – исследование психологического и биологического возраста

Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:

1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);

2) Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);

3) Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается:

а) умственный возраст

б) социальная зрелость - SQ - социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает)

в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.

В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.

2. Биологический возраст

Среди сверстников по хронологическому возрасту обычно существуют значительные различия по темпам возрастных изменений. Расхождения между хронологическим и биологическим возрастом, позволяющие оценить интенсивность старения и функциональные возможности индивида, неоднозначны в разные фазы процесса старения. Самые высокие скорости возрастных сдвигов отмечаются у долгожителей, в более молодых группах они незначительны.

Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. Оценка состояния здоровья методом определения биологического возраста отражает влияние на организм внешних условий и наличие (отсутствие) патологических изменений.

Биологический возраст, помимо наследственности, в большой степени зависит от условий среды и образа жизни. Поэтому во второй половине жизни люди одного хронологического возраста могут особенно сильно различаться по морфо-функциональному статусу, то есть биологическому возрасту. Моложе своего возраста обычно оказываются те из них, у которых благоприятный повседневный образ жизни сочетается с положительной наследственностью.

Основные проявления биологического возраста при старении – нарушения важнейших жизненных функций и сужение диапазона адаптации, возникновение болезней и увеличение вероятности смерти или снижение продолжительности предстоящей жизни. Каждое из них отражает течение биологического времени и связанное с ним увеличение биологического возраста.

Критерии определения биологического возраста:

- зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);

- скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета);

- зубная зрелость (оценивается по сроками прорезывания молочных и постоянных зубов);

- зрелость интеллекта (уровень развитие как личности).

Существует большое количество предложенных разными исследователями тестов – в зависимости от целей исследования. В качестве критериев биологического возраста могут быть использованы и различные морфологические, в меньшей степени психологические показатели, отражающие общую и профессиональную работоспособность, здоровье и возможности адаптации. Большое значение придается изучению возрастных изменений на молекулярном уровне.

Сокращенный метод определения биологического возраста для взрослых лиц: кардиопульмональная система (систолическое артериальное давление, жизненная емкость легких, артериальное парциальное давление кислорода); органы чувств, психика (зрение, слух, способность к переключению внимания); двигательный аппарат (эластическая способность сухожилий); состояние зубов (количество здоровых зубов). Темпы старения, как и развития, в определенной степени зависят и от конституции человека.

Управление биологическим возрастом человека:

Все составляющие здорового образа жизни влияют на биологический возраст. Уменьшение его, стабилизация или замедление это замедление старения. Важно знать вклад отдельных факторов в этот процесс. Наиболее решающим, по-видимому, является психологический фактор- желание тратить на это силы, время и средства. Не просто заставлять себя регулярно и скрупулезно выполнять все необходимые тесты.

Биологический возраст мужчин и женщин:

По биологическим процессам, как считают геронтологи, женщины стареют медленнее и живут дольше на 6–8 лет. Большая жизнеспособность женщин сохраняется на протяжении всей жизни. Также существует ряд психологически-социальных причин, по-разному влияющих на продолжительность жизни разных полов. Для женщин социальными факторами долголетия являются удовлетворенность сексуальной жизнью, наличие семьи и детей. Для мужчин – удовлетворенность карьерой.

2 Психологический возраст

Е. И. Головаха и А. А. Кроник определяют следующие основные характеристики психологического возраста как феномена самосознания.

О том, как именно диагностировать психологическое прошлое, а через него и психологический возраст, авторы однозначно не определяют. Однако, по их мнению, относительной мерой психологического прошлого могла бы быть реализованность психологического времени

В-третьих, психологический возраст многомерен. Он может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности. К примеру, человек может чувствовать себя почти полностью реализовавшимся в семейной сфере и одновременно ощущать нереализованность в профессиональной.

Возраст человека – один из основных критериев его психической жизни и особенностей характера. В зависимости от возраста человек по-разному воспринимает различные жизненные ситуации, в том числе и болезнь.

Возраст обычно делят на различные периоды. В целом в жизни человека можно выделить следующие возрастные периоды: детство, юность, зрелость и старость. Каждый из этих периодов можно разделить на более мелкие и точные возрастные этапы. Особое значение возраст имеет в детстве, т.к. в этот момент закладываются основные черты личности.

Возраст подлежит диагностике, как биологический, так и психологический. Многие ученые занимались исследованиями возраста человека, благодаря чему мы имеем богатое научное наследие в этой области.

Биологическая зрелость неравнозначна социальной и психологической зрелости, которая приходит к нам гораздо позже. В этом отношении в наше время возникла проблема большого разрыва между этими двумя состояниями. В связи с акселерацией (ускоренным развитием) биологическая и физическая зрелость наступает раньше. Так, дети XX в. уже при рождении имеют средний вес больший, чем дети конца XIX в., у них быстрее идет прорезывание молочных зубов, наблюдается более раннее половое созревание. В середине XIX в. на территории Европы первые менструации появлялись у девушек к 17 годам, а сейчас — в 13–14 и даже в 12 лет. Причинами акселерации, возможно, являются изменение климата, повышенная радиоактивность, воздействие электромагнитных волн.

Как утверждают специалисты (Герасимович Г. и др., 1995), половое влечение состоит из двух компонентов — физического (чувственного, биологического) и психологического (личностного).

У девушек с появлением регулярной менструации усиливается так называемое эротическое либидо: они сильнее начинают испытывать влечение к ласке, заботе. Уважение и внимание со стороны молодого человека, его забота о девушке, личная характеристика (ум, воспитанность, бесстрашие, физические данные, морально-волевые устои) — вот основные качества, по которым она оценивает своего избранника. Чаще всего им вообще незнакомо сексуальное либидо, т. е. желание полового акта. Их влекут ласки, поцелуи, нежные слова.

Избежать сексуального влечения нельзя, поскольку оно подчинено действию биологических механизмов, связанных с продукцией половых гормонов. Однако, кроме биологической обусловленности, сексуальное поведение человека, в отличие от животных, регулируется воспитанием и воздействием окружающей среды. Несоблюдение определенных ограничений и запретов (места, возраста и пр.) приводит к конфликтам с окружающими людьми, обществом, а порой поведение даже наказуемо.

Сексуальное влечение — важное чувство, оно является нередко движущей силой многих человеческих поступков и очень индивидуально. Удовлетворение этого чувства помимо цели продолжения рода дает человеку ощущение разрядки, покоя и нередко огромного счастья.

Первое впечатление (импринтинг) откладывается на всю жизнь. Это относится и к таким значительным для человека моментам, как рождение человека, первое кормление, первая любовь, первый половой акт. Для девушки — это преодоление психологического барьера, смешанное со страхом перед болью, опасение беременности, нарушение определенных нравственных норм. Поэтому она не испытывает полного удовлетворения. И даже больше — первый опыт (чаще нелегальный, полученный, как правило, в обстановке настороженности и некомфортности), разрушив представление о состоянии близости как высшей степени любви, надолго изменяет отношение девушки к интимной жизни. В результате появляются отрицательные эмоции вплоть до вагинизма (судорожное сокращение мышц влагалища и тазового дна, препятствующее половому акту), что может быть причиной нарушения сексуальной жизни в будущем.

Ни для кого не является открытием, что результат сексуального контакта ложится большим грузом на плечи девушки: это незапланированная беременность, прерывание ее или роды с последующими возможными осложнениями, непосредственными и отдаленными.

Поэтому представительницы прекрасной половины человечества должны знать о дефектах мужской психологии в вопросах полового общения. К ним можно отнести:

1. Безответственность по отношению к женщине — нежелание предвидеть и учитывать последствия своего поступка.

Девушкам не помешает познакомиться с так называемой стандартной тактикой, наиболее часто используемой юношами и мужчинами, добивающимися физической близости с девушкой (Курм X.).

В двух последних случаях, как только девушка потребует в свою очередь от юноши доказательства его любви, хотя бы отказа от какой-либо дурной привычки или усилий в достижении какой-либо цели, юноша тотчас теряет настойчивость, и его тактика рушится.

Тактика подкупа. В этом случае девушке преподносят дорогие подарки, щедро угощают в ресторане или в кафетерии, чтобы заставить ее почувствовать себя должницей. Погашение же долга — половой контакт — урок пятый.

Тактика воздействия алкоголем. Юноша, вполне сознавая, что алкоголь снижает самоконтроль, устраняет моральные тормоза и ослабляет тем самым сопротивляемость, сознательно спаивает девушку, чтобы сломить ее сопротивление и добиться полового сношения. Урок шестой, и, к сожалению, не последний.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Социальная эволюция

Социальная эволюция Двигателями социальной эволюции и развития идеологий являлись творческий разум человека и его общественные потребности. Можно наметить три ветви прогресса: технологии вместе с информацией (они породили богатство), собственность и власть. Каждая

Биологическая химера

Биологическая химера Судмедэксперты, как видно по самому составу этого слова, — это медицинские эксперты для суда. Чаще всего им приходится разбирать дела криминальные, но иногда случается и гражданским тяжбам пособить. Особенно когда гражданские иски предъявляют друг

§ 11.2. Социальная жизнь, 12–42 года

§ 11.2. Социальная жизнь, 12–42 года 12–17 лет. Зреет новый человек. Начинается жизнь под влиянием общества. Происходят метаморфозы, особенно у мальчиков. Если девочки преспокойно продолжают свою учебу и по-прежнему лучшие ученицы, для мальчиков этот возраст – ломка, кризис,

Социальная антиреклама в действии

Социальная антиреклама в действии Ещё на заре популярности табака и сигарет в Европе, на Востоке и в России монархи поняли, к какому плачевному результату приведёт увлечение их подданных этой заразной потехой.Тогда за курение сигарет отрезали носы, секли руки, а кое-где в

Биологическая и социальная сущность пола человека

Биологическая и социальная сущность пола человека Пол человека – сложное понятие, которое включает в себя: собственно биологический пол (генетический, гонадный, гаметный и гормональный); род психологические и культурные характеристики индивидуума; ядро родовой

Половая зрелость

Половая зрелость Слишком многие из нас вспоминают с отвращением то время, когда мы стали женщинами. Вместо того, чтобы радоваться, тому, что мы переступили из детства в юность, мы перенесли позор, смущения, боль от менструальных судорог. Возможно, мы были неинформированы, и

Социальная наследственность

Как образуется социальная сеть

Как образуется социальная сеть – Составьте общее представление о круге своих знакомых. Запишите имена, частоту и прочность отношений, а также особенности, которые делают для вас каждую личность неповторимой и незаменимой.– Активируйте старые, сошедшие на нет контакты.

Как поддерживается социальная сеть

Как поддерживается социальная сеть – Не ждите, пока новые знакомые объявятся сами. Позвоните им через несколько дней. Скажите, что с удовольствием продолжили бы интересный разговор.– Как только ваш круг знакомств существенно расширится, вы станете более

Социальная включенность

Социальная включенность Наталья долго уговаривала маму перебраться к ней в город. Ее тревожило, что у пожилой женщины часто повышалось давление. Врач рекомендовал покой, однако какой покой в своем доме… Однако Мария Ильинична все отнекивалась. Говорила, какое, мол,

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ Паллиативная помощь включает в себя не только чисто медицинские вопросы. Важной задачей является решение психических и духовных запросов пациентов. Говорить ли больным всю правду о болезни? Раньше у нас не было это принято. На Западе

Биологическая и социальная зрелость

Биологическая и социальная зрелость Биологическая зрелость неравнозначна социальной и психологической зрелости, которая приходит к нам гораздо позже. В этом отношении в наше время возникла проблема большого разрыва между этими двумя состояниями. В связи с

Возраст имеет для человека в аспекте социального взаимодействия огромный смысл. Мы порой даже не осознаём, насколько сильно влияет наш биологический возраст на восприятие другим человеком, но ведь не только биология в данном случае имеет значение.

Виды возраста

девушка в очках

Возраст человека можно определять по нескольким критериям и условно разделить на виды: паспортный, биологический, социальный и психологический.

  • Паспортный возраст четко определен и зафиксирован в документах и составляет ровно столько, сколько прошло с момента рождения человека.
  • Биологический отражает уровень состояния организма, всех его процессов жизнедеятельности. Речь идет об индивидуальном формировании, развитии, созревании и старении организма человека.

Данное понятие напрямую связано с физиологическими аспектами.

Возраст, как понятие возрастной психологии

Возраст, как понятие возрастной психологии

Социальный возраст

Как уже ранее было сказано, что основным критерием при определении социального возраста является достижения или отсутствие таковых у индивида при корреляции с его сверстниками.

Допустим, есть возраст, когда люди в большинстве своем заводят семьи, рожают детей, становятся студентами или заканчивают карьеру. Это общепринятые нормы, на которые и идет опора для установления социального возраста. Если человек не вписывается в среднестатистические рамки, это говорит о том, что его социальный возраст отстает или опережает, в зависимости от того, в каком направлении идет расхождение.

Молодой человек слишком рано окончил ВУЗ (досрочно) и в то время, когда его сверстники постигают знания, он уже работает в успешной фирме и двигается вперед по карьерной лестнице. Здесь речь идет о ранней социальной зрелости в области построения карьеры.

Возьмем другой пример:

Женщина, 47 лет. В ее возрасте женщины уже в основном имеют семьи, детей. Однако у нее только первый брак, и она готовится стать мамой. Относительно достижений в сфере семейных отношений, ее социальный возраст затянулся и отстает.

Факторы, влияющие на формирование социального возраста

Самым главным фактором является семья, в которой рос человек. Это семья закладывает базу в развитии и отношении к социальным нормам. Допустим, родители оба получали высшее образование. Возможно, они настоят на том, чтобы их дети также пошли по знакомому им пути и попросят последовать их примеру.

Либо отец, достигший успехов в карьере уже в молодом возрасте, будет ждать, и воспитывать в своем сыне качества и мотивировать его к достижению подобных успехов.

В семье формируются и способности, которые помогают быть интеллектуально выше сверстников. Очень способному от природы мальчишке в раскрытии своего потенциала могут помочь близкие, развивая его сильные стороны. Также и обратно, если родители не разглядят в способном ребенке его возможности и не поддержат, он будет развиваться естественно, не опережая других сверстников.

Природные данные конечно также играют немаловажную роль. Ведь если ребенок наделен отличными от других умственными способностями, есть больше вероятности, что он добьется успехов, например, в таких аспектах как учеба и карьера, что поспособствует его более быстрому продвижению по социальной лестнице.

Это и статус семьи в обществе, и окружающие люди, и обстановка, в которой растет и живет человек. Если семья асоциальна и ведет образ жизни не соответствующий нормам морали, есть риск, что ребенок, наблюдая с детства всю эту картину, начнет воспроизводить это же в своей жизни.


Люди, в окружении которых растет ребенок, также играют роль в формировании отношения к миру и жизни в целом. Плохая компания может увлечь подростка в негативную среду, где не будет происходить достаточного развития, а лишь деградация и отставание в социальном плане.

Девочки же, например, могут под воздействием отрицательной среды, напротив слишком рано познать материнство, что будет свидетельствовать об опережении сверстниц в данном вопросе. При этом девочка еще совершенно не созрела в психологическом и физическом плане.

Характер, темперамент, личностные черты и уровень развития эмоционально-волевой сферы – все это оказывает влияние на социальный возраст человека, ведь от того, какими качествами он наделен, зависит, сможет ли человек добиться некоторых высот в учебе, карьере, как он подойдет к построению семейных отношений, выбору партнера и рождению детей.

В чем состоят различия социального возраста и биологического

Биологический и социальный возраст – два разных понятия. Действительно бывает так, что у одного человека социальный возраст превышает его биологический, и наоборот.

Как уже говорилось ранее, биологический возраст основан на физическом состоянии. Человек может по уровню здоровья и биологических процессов быть молодым и где то даже незрелым, а по социальному статусу уже занимать некоторую ступень.

Ситуация обратная: человек уже зрелый с точки зрения процессов физиологии, где-то имеющий проблемы со здоровьем, в не молодом возрасте, однако никаких успехов в карьере не достиг и не стремится, семьи нет. С точки зрения социального развития достижений не имеет ни в одном аспекте.

Если говорить об общих чертах социального и биологического возраста, важно отметить следующее: обе классификации зависят от ряда факторов. И социальный и биологический возраст не возникают сами по себе. На биологический возраст также влияет семья, окружающая среда.

Какие основные различия стоит выделить между социальным и биологическим возрастом?

  • В отличие от биологического возраста, социальный напрямую зависит от результата деятельности и усилий, прилагаемых человеком.
  • Социальный возраст возможно контролировать, управлять его развитием. Биологический же, как правило, обусловлен в большей степени генетикой. И управлять им сложно, можно лишь корректировать, ведя здоровый образ жизни.

В целом, биологический и социальный возраст зависят от массы факторов и являются индивидуальной характеристикой каждого человека. Оценивая возраст в рамках той или иной сферы важно помнить, что все мы особенны и то, что присуще и желательно одному, другому может быть просто не нужно.

Физиологическая, психологическая и социальная зрелость

В процессе индивидуального развития каждый человек проходит определенные этапы: младенческий возраст, затем грудной, детство, подростковый период, юность, зрелость, старость. Каждый этап имеет свои особенности и играет определенную роль. Знание этого помогает человеку справляться с трудностями, которые неизбежно возникают в каждом периоде его жизни.

Это сложный, но очень интересный период, поскольку в это время начинается переход от детства к взрослости. Такой переход связан со всеми сферами жизни — физиологической, психологической и социальной.


Для того чтобы стать взрослым, прежде всего нужно достичь физиологической зрелости. То есть все системы организма — опорнодвигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, выделительная, нервная, половая и другие — должны быть окончательно сформированы. Только тогда человек может выполнять новые для него функции, связанные с созданием семьи, рождением и воспитанием детей. Такое состояние ученые называют физиологической зрелостью.


Когда подросток растет, масса его тела увеличивается медленнее, чем рост, поэтому он часто выглядит неуклюжим: длинные руки, большие ступни, иногда сутулая осанка. Но все это временно. Главное, что подросток развивается, у него появляются физические признаки,

соответствующие зрелости, он превращается во взрослого, физиологически зрелого человека — мужчину или женщину.

Одновременно с физиологической зрелостью формируется зрелость психологическая и социальная. Каждый подросток учится адекватно (т. е. соответствующим образом, правильно) воспринимать себя и людей. Он учится быть самостоятельным в жизни, лично принимать решения и нести за них ответственность.

Найдите необходимую информацию и ответьте на вопросы. Виктор скучал на уроке географии. Он вытянул ноги, уперся в стул Кати, которая сидела перед ним, и резко толкнул его. Катя охнула, оказавшись зажатой между спинкой стула и краем своей парты. Девушке стало плохо, и ее повели к врачу. Оказалось, что у нее компрессионный перелом позвоночника, и Катя попала в больницу. Что можно сказать о физиологической, психологической и социальной зрелости Виктора? В чем его проблема?


Психологическая и социальная зрелость — это результат жизни в обществе, результат психологического и социального развития и приспособленности к совместной жизни с другими людьми. Подросток постепенно учится как можно лучше организовывать свое поведение в социальной среде, согласовывать самооценку и собственные ожидания со своими возможностями и окружающей его реальностью. Для того чтобы научиться этому, он должен уметь анализировать свой внутренний опыт.

Существует такое понятие, как рефлексия (от латин. reflexio — возвращаюсь обратно). Оно означает обдумывание, способность к анализу

своего психологического состояния и поведения. Рефлексия зависит от степени сложности внутреннего мира человека и от его способности к обучению. Подросток может сосредоточиться на своих мыслях, а может осознать то, что другие люди воспринимают его не так, как он воспринимает себя сам. Для него очень важно понять, как именно другие люди его воспринимают, понимают ли его поведение, особенности и способности. Ведь другие видят подростка совсем не таким, каким он видит себя сам. Понимание этого способствует развитию самосознания.

Обычное следствие не вполне продуманных и безответственных решений — их неосуществимость. Отсюда разного рода неудачи, получение не того результата, который ожидался. Подростку очень хочется обвинить в этих неудачах других людей, но сначала он должен оценить собственное поведение и степень обдуманности своих решений.

Найдите необходимую информацию и решите проблему. Восьмиклассница Лена попросила родителей купить ей новый мобильный телефон, такой же, как у подруги. Телефон был дорогим. Однако мама отказалась от новых осенних туфель, папа не стал покупать зимнюю куртку, брат сказал, что обойдется без новых кроссовок. Лене купили телефон. Через неделю девушка призналась, что телефон она случайно забыла на скамейке и надеется, что ей подарят новый. В чем проблема Лены? Что должны сделать члены ее семьи?

Признаки физиологической, психологической и социальной зрелости

Признаками физической зрелости человека является физиологическое созревание всех систем организма, их готовность к выполнению функций зрелого возраста — созданию семьи, рождению и воспитанию детей.

Психологически и социально зрелый человек умеет самостоятельно:

• прогнозировать свое поведение в любых жизненных ситуациях;

• находить нужную информацию и анализировать ее в соответствии со своими целями в различных сферах жизни;

• мобилизоваться для приведения в действие собственного решения вопреки различным обстоятельствам;

• отслеживать ход выполнения собственных действий и их результаты;

• делать выводы из собственного поведения в различных ситуациях;

• эмоционально правильно реагировать на различные жизненные ситуации.

Обратитесь за дополнительной информацией о подростковом периоде к материалам сайта.

Опорные точки. В подростковом возрасте происходят физиологические, психологические и социальные изменения. Они связаны с постепенным переходом к периоду зрелости, когда человек определяет свою социальную роль, способен создавать семью и воспитывать детей. Физиологическая зрелость характеризуется формированием всех физиологических систем организма. Психологически и социально зрелую личность отличает ответственность, терпимость и саморазвитие.

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Какие этапы индивидуального развития проходит каждый человек?

2. Какой возраст называют подростковым?

3. Каковы признаки физиологической зрелости человека?

4. Почему для подросткового типа телосложения характерна некоторая неуклюжесть?

5. Чем отличается взрослый зрелый человек от подростка?

6. Какого человека можно назвать самостоятельным, социально зрелым?

7. Для чего нужна рефлексия?

8. Какими умениями обладает психологически зрелый подросток?

9. Что такое ответственность, толерантность, саморазвитие? Для каких периодов развития человека характерны эти качества?

Самооценка уровня зрелости и готовности к взрослой жизни

Цель: научиться давать самооценку уровню зрелости и готовности к взрослой жизни.

і. Выберите ответы на вопросы. Отметьте их на отдельном листе.

1. Как часто вы думаете о том, что вам не следовало бы что-то говорить или делать?

а) очень часто — 1 балл;

б) иногда — 3 балла.

2. Если вы будете общаться с очень остроумным собеседником, то вы:

а) постараетесь посоревноваться с ним в остроумии и победить — 5 баллов;

б) не будете соревноваться с ним, а просто похвалите его остроумие — 1 балл.

3. Выберите одно из утверждений, наиболее близкое вам:

а) то, что многим кажется везением, на самом деле является результатом упорного труда — 5 баллов;

б) успех часто зависит от счастливого стечения обстоятельств — 1 балл;

в) в сложной ситуации главное не упорство или везение, а человек, который сможет тебя поддержать или утешить — 3 балла.

4. Если вам покажут шарж или пародию на вас, то вы:

а) посмеетесь и будете радоваться тому, что в вас нашли что-то веселое и оригинальное — 3 балла;

б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в том, кто пародировал вас, и в ответ подарите ему шарж или пародию на него — 4 балла;

в) обидитесь, но не подадите вида — 1 балл.

5. Часто ли вам не хватает времени, если надо выполнить в течение дня много разных заданий?

а) да — 1 балл; б) нет — 5 баллов; в) не знаю — 3 балла.

6. Своему другу (подруге) на день рождения вы выберете:

а) подарок, который нравится вам — 5 баллов;

б) подарок, которому, как вам кажется, будет рад ваш друг, хотя вам лично он не нравится — 3 балла;

в) подарок, реклама которого привлекла ваше внимание — 1 балл.

7. Любите ли вы представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя не так, как в реальной жизни?

а) да — 1 балл; б) нет — 5 баллов; в) не знаю — 3 балла.

8. Вас задевает то, что некоторые одноклассники учатся лучше вас?

а) да — 1 балл; б) нет — 5 баллов; в) иногда — 3 балла.

9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-то?

а) да — 5 баллов; б) нет — 1 балл; в) не знаю — 3 балла.

10. Закройте глаза и попробуйте представить себе один из трех цветов — голубой, желтый или красный. Вы представили:

а) голубой — 1 балл; б) желтый — 3 балла; в) красный — 5 баллов.

11. Подсчитайте полученные баллы.

III. Ознакомьтесь с результатами теста и сделайте выводы.

47—38 баллов. Вы уверены в себе, смело высказываете свое мнение, умеете критиковать других, но не очень любите, когда критикуют вас. Поскольку у вас высокий уровень самоуверенности, то вы можете недооценить сложность ситуации и переоценить свои возможности.

37—24 балла. Вы надежный человек, вам можно доверять. Вы умеете находить выход из непростых жизненных ситуаций. У вас адекватная самооценка и позитивное самовосприятие.

23—10 баллов. Вероятно, вы не очень довольны собой, часто прибегаете к самообвинениям, но это вовсе не означает, что окружающие разделяют ваше мнение о вас. Вы слишком критичны к себе, а также терпеливо относитесь к недостаткам других.

Выполняя это упражнение, можно обратиться за дополнительной информацией на сайт.

Читайте также: