Баскетбол в вузе доклад

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Мифтахов Алмаз Фаридович
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета
Населённый пункт: город Елабуга
Наименование материала: статья
Тема: "Роль баскетбола в физическом воспитании студентов"
Раздел: высшее образование

Мифтахов Алмаз Фаридович

Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета

Российская Федерация, Республика Татарстан, 423604, г. Елабуга, ул. Казанская, д. 89

РОЛЬ БАСКЕТБОЛА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

каждого специалиста структуры информационных услуг, так как их процесс обучения

интеллектуальной деятельности, но при этом работа связана с небольшой физической

работоспособности, а также закалки иммунитета.

Физические нагрузки содействуют передачи нервных импульсов от мышц и

суставов к коре полушарий, при этом активизируют центральную нервную систему и

переводят её в систему повышенной активности. А это, в свою очередь, стимулирует

всю работу организма, способствуя повышению степени восприятия информации.

Помимо этого, значительная часть физических упражнений представляет собой

При необходимости стать профессионалом и овладеть сложнейшей техникой

студенту следует развивать способности координации для умения верно управлять

двигательными действиями, как часто бывает, в условиях дефицита времени, при этом

большинстве современных профессиях необходимо проявление таких качеств, как

выносливость, сила, быстрота, ловкость, а так же концентрация и распределение

внимания, оперативная память и мышление. Поэтому многие специалисты используют

большой популярностью у всех категорий возрастов.

разрядку и просто удовлетворяет потребность удовольствие. Таким образом, студентам

систематические умственные перегрузки, многочасовое положение сидя на занятиях и в

курсовыми работами, дефицит

сна — всё данное приводит к снижению уровня

эмоциональной устойчивости, частым срывам и проявлению истерики, возрастанию

нежелания что-либо делать далее. Так, тут на помощь приходит физическая культура

и спорт. Большое количество студентов ВУЗов предпочитают игровые виды: футбол,

волейбол, баскетбол, коньки. Девушки предпочитают фитнес, спортивные танцы и

плавание. Юноши предпочитают футбол, баскетбол, поход в тренажёрный зал [1].

человека большое количество различных двигательных навыков и способностей.

скоростно-силовых (рывки, прыжки с мячом или без мяча, броски и

выносливость (продолжительное выполнение упражнений с мячом или

без мяча с разной скоростью).

А так же всевозможных сочетаний двигательных способностей:

силовая и скоростная выносливость.

Система физических упражнений, которые основаны на баскетболе, оказывают

восприятия, внимания, памяти, развивают яркое воображение и мышление, что, в

соблюдения техники и тактики, как физических упражнений, так и самого процесса

игры, согласованность действий как одного игрока, так и всей команды в единстве.

Баскетбол, исходя и ее истории, был задуман как игра для студентов, которым

попросту стало скучно в зимнее время года заниматься только гимнастикой, которая

была распространена во всех спортивных клубах, школах и ВУЗах США XIX века.

уровнем физической активности и большим объемом нагрузки. Игра характеризуется

сегодняшний день — это не только игра или вид спорта, но и определенная система

физических упражнений, которые позволяют выработать значимую основу физических

навыков у человека.

в учебную программу

эффективным и рациональным методом физического воспитания.

Баскетбол как подвижная и активная игра с максимальной степенью физической

нагрузки решает вопросы по укреплению здоровья учащихся, развитию ловкости и

координации, скорости реакции, а также закаливанию организма и их характера,

воспитанию качеств коллективизма и соперничества, ответственности [2].

Специально выбранные игровые

выполняютсяиндивидуально, в двойках, тройках, командах, с мячом создают неограничен

ные возможности для развития, прежде всего координационных способностей.

Особенностью спортивной игры в

а д а п т а ц и я

д в и г ат е л ь н о й

д е я т е л ь н о с т и ,

выполнение различных двигательных действий с мячом или без мяча.

п о з в о л я е т

учащиеся развивают такие двигательные действия как ведение мяча, точная передача

мяча игроку по команде, обвод соперника, бросок мяча в кольцо с трёх различных

зон, оценивающиеся разным количеством очков. Но для того, чтобы данные навыки

были использованы рационально и эффективно в процессе игры, студентам нужно

иметь хотя бы базовый, начальный уровень физической подготовки.

возрастание специальной работоспособности студентов, а также достижение успеха в

содействует развитию таких качеств, как быстрота, сила, ловкость, выносливость.

Также наиболее важной характерной особенностью физической подготовки

является сложность в разделении её от других видов подготовок, в том числе от

быстрота не проявляются самостоятельно, то следует, что их существование реально

только в системе активных действий. Следовательно, ядро каждого двигательного

движений зависит не только от верного их выполнения, но и от уровня проявления

оптимальное и целесообразное их достижение.

баскетбол, были разработаны общие и специальные средства и методы физической

овладения к более сложной специальной подготовке.

Так, общая физическая подготовка характеризуется:

разносторонним физическим развитием занимающихся;

повышением функциональных возможностей;

приобретением спортивной работоспособности;

развитием основных физических качеств и т. д.

способ овладения навыками игры.

средств, которые необходимы для достижения успешного результата. В эту систему

силовые и скоростно-силовые упражнения;

упражнения общего и специального действия для развития выносливости;

упражнения общего и специального действия для развития ловкости;

упражнения общего и специального действия для развития гибкости.

необходимой физической подготовки, являющейся основой физических навыков.

Для студентов ВУЗов физическая активность является важным и главным

способом эмоциональной разгрузки, и в то же время зарядом энергии.

Игра в баскетбол поистине развивает у студентов целую систему и комплекс

значимых и полезных двигательных способностей, умений и навыков. Помимо этого,

физические упражнения, которые основаны на данной игре содействуют поддержанию

и улучшению физической формы учащихся, положительно влияют на их здоровье.


Регулярные занятия баскетболом совершенствуют координацию движений, тренируют органы дыхания и кровообращения, развивают мускулатуру, укрепляют нервную систему. Во многих странах мира занятия по баскетболу включены в программу физподготовки учащихся средних школ и высших учебных заведений.

Содержимое разработки

Яшалтинский район Республика Калмыкия

По физической культуре

Выполнил: Учащийся 8 класса

Регулярные занятия баскетболом совершенствуют координацию движений, тренируют органы дыхания и кровообращения, развивают мускулатуру, укрепляют нервную систему. Во многих странах мира занятия по баскетболу включены в программу физподготовки учащихся средних школ и высших учебных заведений.

Игра проходит на прямоугольной площадке длиной 28 и шириной 15 м (раньше ее размеры составляли, соответственно, 26ґ14 м) специальным мячом.

Масса мяча 567–650 грамм, окружность 749–780 мм (в играх мужских команд; в играх женских команд используются мячи меньших размеров, и еще меньше – в матчах по мини-баскетболу). Баскетбольные мячи бывают двух типов: предназначенные для игры только в помещениях (indoor) и универсальные, т.е. пригодные для использования и в помещениях, и на улице (indoor/outdoor). Корзина (металлическое кольцо диаметром 45 см с натянутой на нем сеткой без дна) крепится на высоте 3,05 м на щите, установленном на стойке параллельно лицевым линиям площадки.


В состав каждой команды входят 5 основных и 5-7 (на крупных турнирах) постоянных запасных игроков, которые могут вступать в игру только после остановки игры и свистка судьи.

Если команда, владеющая мячом, имеет право на замену при каждой остановке игры, то команда, не владеющая мячом, имеет право на замену только в случае отскока мяча и тайм-аута или когда команда, владеющая мячом, делает замену.

Во всех классах баскетбольные матчи длятся 2 тайма по 20 мин чистого времени.

Перерыв между таймами составляет 10 мин. Если по истечении времени матча команды набрали одинаковое количество очков, то дается дополнительное время (5 мин) для выявления победителя.

Каждая команда имеет право на 2 тайм-аута в каждом тайме и на 1 тайм-аут в дополнительное время. Тренеры обычно используют тайм-аут для того, чтобы дать игрокам тактические наставления и сделать замену.

Игра начинается с того, что в центре площадки судья бросает мяч вверх между 2 игроками, каждый из которых пытается отбить мяч своей команде. Остальные игроки команды находятся вне центрального круга или в передней зоне.

Согласно этому правилу игрок, получивший мяч, имеет право сделать только 2 шага (точнее, 2 контакта с полом). Касание пола в момент приема мяча (также ловля мяча на месте) засчитывается за 1-й контакт. Прыжок с места с мячом в руке является нарушением правила перемещения. Особенно часто это правило нарушается во время пробежек, в начале и в конце дриблинга.

В определенный момент спортсмен может применять дриблинг только 1 раз. Как только спортсмен дотронется до мяча двумя руками или возьмет его одной или другой рукой – дриблинг заканчивается. Если спортсмен вновь продолжает ведение мяча, то это считается нарушением правил (дубль-дриблинг). Мяч передается команде соперника, которая вводит его в игру из-за боковой линии.

Остановочным мячом называется такая игровая ситуация, при которой с мячом соприкасаются по 1 или по 2 игрока каждой команды и мяч выводится из игры. В этом случае игра продолжается спорным вбрасыванием.

В том случае, если положение вне игры определить сложно, т. е. если оба боковых судьи придерживаются различных мнений или если судьи не смогли определить, по вине которой из команд было вызвано положение вне игры, игра продолжается спорным вбрасыванием.

Бросок мяча в корзину засчитывается в том случае, если мяч падает через кольцо и сетку сверху вниз. За каждый успешный бросок, осуществленный в процессе игры, команда получает 2 очка, за каждый удачный штрафной бросок – 1 очко.

К персональным фолам относится любое преднамеренное касание соперника (задержка, толчки, удары, блокировка руками и ногами и т. д.). В подобных случаях мяч передается противнику для вбрасывания. После 11-го фола за полупериод фол во время неудачного броска соперника карается 2 штрафными бросками.

Кроме того, все персональные замечания заносятся в личную карточку спортсмена. Если одновременно 2 игрока команды получают замечание, то соперник получает право на 2 штрафных броска. В большинстве случаев штрафной бросок выполняет тот игрок, по отношению к которому были нарушены правила.

Обоюдное замечание игроки получают в случае одновременного нарушения правил по отношению друг к другу. В этом случае происходит спорное вбрасывание. Каждый игрок, получивший 5 персональных или технических замечаний, должен покинуть площадку. В случае грубых и преднамеренных нарушений правил спортсмен может быть дисквалифицирован. Но в том и в другом случае команда имеет право на замену.

Начиная с 1976 г. особо строго штрафуются фолы нападающих при броске по корзине. Если из-за фола мяч не попадает в корзину, нападающий получает право на 2 штрафных броска. Если при выполнении 1-го или 2-го штрафного броска мяч не попадает в корзину, нападающий получает право еще на 1 штрафной бросок (всего 3).

Если, несмотря на фол, игрок забрасывает мяч в корзину, то этот бросок засчитывается и игрок получает дополнительно еще 1 штрафной бросок.

Технический фол назначается в случае неспортивного поведения игрока и наказывается 2 штрафными бросками, которые выполняет любой игрок команды соперника.

Некоторые из правил времени крайне важны. Через 30 сек после вбрасывания атака должна быть завершена броском в корзину соперника (правило 30 сек). Правило 3 сек гласит, что нападающий не может находиться в области штрафного броска соперника более 3 сек. Для вбрасывания и для осуществления свободного броска игроку отводится 5 сек. При нарушении правил времени мяч отдается сопернику для вбрасывания.

Правило 10 сек подразумевает, что атакующая команда обязана после вбрасывания, проведенного на ее половине площадки, не дольше чем через 10 сек довести мяч до половины соперника, и после этого атакующая команда не может возвратить мяч на свою половину.

Мини-баскетбол. Правила мини-баскетбола были разработаны в начале 1950-х годов американцем Джеем Арчером. Игра предназначена для детей 6–12 лет и подразделяется на два уровня: собственно мини-баскетбол (возрастная группа 9–12 лет) и микро-баскетбол (для детей младше 9 лет). Игровая площадка и инвентарь адаптированы под детский возраст. Длина площадки – 28 м, ширина – 15 (варианты: 2614, 2413, 2212 и 2011 метров). Корзины крепятся на высоте 2 м 60 см, сам щит тоже меньше, чем в классическом баскетболе: 1,20,9 м. Мяч весом 450–500 граммов, окружность – 680–730 мм (для детей младше 9 лет вес мяча составляет 300–330 граммов, а окружность – 550–580 мм). Разметка игровой площадки для мини-баскетбола соответствует разметке стандартной баскетбольной площадки, но там нет линии, ограничивающей 3-очковую зону, а линия штрафного броска проведена на расстоянии 3,6 м (вариант: 4 м) от щита.

В ФИБА существует специальная комиссия по мини-баскетболу, есть и Международный комитет по мини-баскетболу. В настоящее время в него входят представители 170 государств, мини-баскетбол культивируется в Северной и Южной Америке, Австралии, Азии и Европе – всего в 195 странах мира. В 1965 состоялся первый чемпионат мира по мини-баскетболу.

В различных городах России сейчас проводятся турниры по стритболу, нередко приуроченные к большим городским праздникам.

Читайте также: