Автомобильная промышленность доклад по географии

Обновлено: 18.04.2024

Презентация на тему: " География автомобильной промышленности России.. Цель: изучение состояния транспортного комплекса, его проблем и перспектив развития." — Транскрипт:

1 География автомобильной промышленности России.

2 Цель: изучение состояния транспортного комплекса, его проблем и перспектив развития.

3 Задачи: - изучение истории автомобильной промышленности России и развитие этой отрасли на современном этапе; - изучение положительных моментов и недостатков данной отрасли производства.

4 Первый автомобиль был построен в 1896 г. Примерно через 10 лет в Петербурге впервые в России освоили серийное производство автомобилей. Первая мировая война дала мощные импульсы автомобилизации России. Для нужд армии пришлось закупить за рубежом многие тысячи автомобилей. Необходимость создания автомобильной промышленности была осознана на правительственном уровне.

5 С 1931 по 1937 гг. производство автомобилей в нашей стране выросло в 50 раз – до 200 тыс. штук в год. С 1931 по 1937 гг. производство автомобилей в нашей стране выросло в 50 раз – до 200 тыс. штук в год. СССР вошел в пятерку ведущих автомобилестроительных держав. Причем по выпуску грузовиков он вышел на второе место в мире после США. СССР вошел в пятерку ведущих автомобилестроительных держав. Причем по выпуску грузовиков он вышел на второе место в мире после США. Общее число автомобилей в стране приблизилось к 1 млн. Общее число автомобилей в стране приблизилось к 1 млн. В отрасли произошла революция, связанная с внедрением конвейерного производства. В отрасли произошла революция, связанная с внедрением конвейерного производства.

6 В годы Великой Отечественной войны производство автомобилей в СССР сократилось в три – шесть раз, заводы были переориентированы на выпуск военной техники. Большую роль сыграли поставки от союзников по антигитлеровской коалиции. Из США, Канады, Великобритании СССР получил 401 тыс. автомобилей. Из США, Канады, Великобритании СССР получил 401 тыс. автомобилей.

7 С 1949 по 1969 гг. выпуск автомобилей в СССР вырос в три раза: грузовых – в два раза; грузовых – в два раза; легковых – более чем в шесть раз; легковых – более чем в шесть раз; автобусов – более чем на порядок. автобусов – более чем на порядок. Автомобильная промышленность была создана: В гг. – в Белоруссии; В гг. – в Белоруссии; В 1951г. – в Грузии; В 1951г. – в Грузии; В 1961г. – в Латвии; В 1961г. – в Латвии; В гг.- на Украине; В гг.- на Украине; В 1966г. – в Армении. В 1966г. – в Армении.

9 Транспорт- особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль народного хозяйства. Основные виды транспорта: железнодорожный; железнодорожный; морской, речной; морской, речной; автомобильный; автомобильный; воздушный и трубопроводный. воздушный и трубопроводный.

10 Автомобильный транспорт – вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров на автомобилях ( грузовых, легковых. автобусов, автотягачах и прицепных повозках).

11 Центральный экономический район. Московская Московская Брянская Брянская Владимировская Владимировская Ивановская Ивановская Тверская Тверская Калужская Калужская Костромская Костромская Орловская Орловская Рязанская Рязанская Смоленская Смоленская Тульская Тульская Ярославская области Ярославская области

12 Северо-западный экономический район. Ленинградская Ленинградская Новгородская Новгородская Псковская Псковскаяобласти

13 Волго-Вятский экономический район. Нижегородская Нижегородская Кировская области Кировская области Республики: Республики: 1. Чувашская 2. Марий Эл 3. Мордовия.

14 Приволжский экономический район. Астраханская Астраханская Волгоградская Волгоградская Саратовская Саратовская Пензенская Пензенская Самарская Самарская Ульяновская Ульяновская области. области. Республики: Республики: 1. Калмыкия 2. Татарстан.

15 Западно-Сибирский экономический район. Алтайский край Алтайский край Республика Алтай Республика Алтай Кемеровская Кемеровская Омская Омская Новосибирская Новосибирская Томская Томская Тюменская Тюменская области. области.

16 Сфера применения автотранспорта широка: Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок; Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок; Доставляет грузы к станциям железных дорог, речным пристаням и развозит их потребителям; Доставляет грузы к станциям железных дорог, речным пристаням и развозит их потребителям; В северных и восточных районах, где почти нет других видов сухопутного транспорта, им осуществляются дальние межрайонные перевозки. В северных и восточных районах, где почти нет других видов сухопутного транспорта, им осуществляются дальние межрайонные перевозки.

17 К недостаткам автотранспорта относятся: низкая производительность подвижного состава; низкая производительность подвижного состава; сравнительно высокая себестоимость перевозок; сравнительно высокая себестоимость перевозок; это один из основных загрязнителей атмосферы; это один из основных загрязнителей атмосферы; низкое качество отечественной продукции; низкое качество отечественной продукции; большое отставание отечественных автомобилей от западных по уровню безопасности конструкций. большое отставание отечественных автомобилей от западных по уровню безопасности конструкций.

19 Прогноз развития автомобильного рынка России на период до 2010 года. увеличение рынка легковых автомобилей до 2,2-2,5 млн. штук; увеличение рынка легковых автомобилей до 2,2-2,5 млн. штук; число легковых автомобилей на 1 тыс. жителей увеличится со 140 до 245 штук; число легковых автомобилей на 1 тыс. жителей увеличится со 140 до 245 штук; увеличение рынка автобусов до тыс. штук; увеличение рынка автобусов до тыс. штук; увеличение рынка грузовых автомобилей не менее чем в 1,5 раза. С 4,5 до 5,1-5,4 млн. штук. увеличение рынка грузовых автомобилей не менее чем в 1,5 раза. С 4,5 до 5,1-5,4 млн. штук.

Автомобильное машиностроение

Одной из ведущих отраслей современного машиностроения является производство автомобилей. Это крайне сложный и многоэтапный технологический процесс, для осуществления которого необходимы мощная инженерно-техническая, ресурсная и промышленная базы, а также наличие квалифицированных и обученных кадров.

Автомобилестроение тесно связано с такими подотраслями машиностроения, как моторостроение, производство автокомплектующих, в том числе автомобильных шин, а также станко- и роботостроение для изготовления технологического оборудования.

Исходя из этого, характерной особенностью данного вида промышленного производства является высокий уровень капитальных затрат, а также расходов на оборудование. Не меньшее значение играет и квалифицированная рабочая сила, оплата труда которой также предполагает высокие издержки.

По озвученным выше причинам автомобилестроительная промышленность полного цикла представлена далеко не в каждой стране. Мировыми лидерами в данной отрасли являются США, Франция, Германия, Южная Корея, Китай, Япония. Отдельные производства имеются на территории Великобритании, Швеции, Италии, Чехии, Индии и некоторых других государств.

Общий обзор состояния автомобильного машиностроения в России

Россия входит в топ-15 стран мира по уровню развития автомобилестроительной отрасли. Так, по итогам 2018 года РФ занимала 13 место в рейтинге, основывающемся на общем количестве произведенных автомобилей. В этот год в России сошли с конвейера 1 млн 768 тысяч автотранспортных средств. Лидером списка стал Китай, где было произведено почти 28 млн автомобилей. Общемировой показатель составляет чуть менее 96 млн за 2018 год.

Промышленное автомобилестроение структурно состоит из нескольких подотраслей. Для удобства изложения условно следует выделить те из них, которые развиты на территории нашей страны.

Производство легковых автомобилей

Объективно Россия не является лидером в данной сфере, не покрывая даже потребности внутреннего рынка, однако имеющиеся еще со времен СССР мощности позволяют занимать весомую долю в объемах мирового производства.

Производство грузовых автомобилей и спецтехники

Имеющиеся заводы производят продукцию, которая применяется в других отраслях народного хозяйства страны, а также в оборонно-промышленном комплексе. Значительная доля грузового автотранспорта и спецтехники, произведенной отечественными предприятиями, экспортируется в другие государства.

Автобусостроение

По производству пассажирских автобусов Российская Федерация сохраняет одно из лидирующих мест в мире, несмотря на то что после распада Советского Союза именно данная отрасль потерпела наибольшие потери и была в крайне тяжелом положении в период с 90-х по начало 2000-х годов.

История развития отрасли в России

Один из первых автомобилей российского производства был представлен в 1896 году на выставке в Нижнем Новгороде. Спустя чуть более 10 лет в Российской империи было налажено промышленное производство автотранспортных средств. Крупнейшим производителем стал Русско-Балтийский завод, располагавшийся в Риге. Впоследствии знаменитые Руссо-Балты выпускали и в других частях страны.

Революция 1917 года и связанные с ней последующие события отбросили развитие отечественного машиностроения на некоторый срок. Немного позже, в середине 20-х годов, ввели в строй заводы АМО (будущий ЗИС) и НАЗ (будущий ГАЗ). Производство было заточено на развитие грузового автомобилестроения, с чем советская промышленность справилась в полной мере к концу 30-х, став лидером по изготовлению грузовиков в Европе.

В послевоенный период большое внимание стало уделяться производству легковых автомобилей. Ключевая роль в том принадлежала строительству Волжского автозавода, которое велось с 1966 по 1970 год при участии итальянских специалистов.

В 90-е годы отечественная промышленность пережила спад, производство резко сократилось, а некоторые заводы были ликвидированы. Те же предприятия, которые сумели адаптироваться к новым условиям, успешно функционируют и в наше время.

Проблемы отрасли

Распад Советского Союза крайне негативно сказался на экономике и народном хозяйстве всех государств, которые ранее его составляли. Не стало исключением в данном случае и российское автомобилестроение. Уже в первую половину 90-х годов производство упало практически вдвое по сравнению с 1989 годом.

Причиной столь масштабного кризиса отрасли стал разрыв традиционных связей и производственных цепочек между бывшими советскими республиками. Также сыграли свою роль утрата рынков сбыта, падение уровня жизни населения, развал промышленного и сельскохозяйственного производства в целом.

Основной текущей проблемой современного отечественного автомобилестроения является низкий уровень вложений со стороны государства и частных инвесторов в развитие отрасли. По этой причине в значительной мере наблюдается техническая отсталость и небольшой объем современных промышленных мощностей. Это обстоятельство не позволяет конкурировать российскому легковому автопрому с автомобилями зарубежных производителей ни на внешних рынках, ни даже на отечественном. Последнее обстоятельство вынуждает Правительство РФ использовать жесткие протекционистские меры (к примеру, заградительные пошлины на иномарки) для поддержания искусственной конкурентоспособности отечественного автопрома внутри России, что также не идет ему на пользу в конечном итоге.

Кроме этого, устаревшее оборудование и производственные мощности, а также сложности, связанные с административными барьерами, порождают значительные издержки и удорожание производства автомобилей. Это означает, что в условиях кризиса и низкой покупательной способности населения страны уровень спроса остается не настолько высоким, сколько необходимо для кардинальной модернизации автопрома.

Следует отметить, что данные проблемы во многом касаются лишь производства легковых автомобилей. Грузовое автомобилестроение более развито и экономически устойчиво. Это связано, во-первых, с тем, что продукция соответствующих заводов используется для нужд армии и иных силовых ведомств. Во-вторых, грузовые автомобили и спецтехника с успехом экспортируются во многие страны мира, где они пользуются большим спросом.

Перспективы автомобилестроения в России

Из-за системного кризиса, причины которого возникли еще в 90-е годы прошлого столетия, развитие отечественного автомобилестроения происходит крайне медленно и во многом невозможно без прямой государственной поддержки.

Однако в последнее время имеются положительные тенденции и подвижки в этом направлении. Так, в 2015 году Минпром РФ принял программу развития автопрома в России до 2020 года. В рамках данного документа ведется следующая работа:

  • наращивание объемов инвестиций, направленных на техническое перевооружение крупнейших автопроизводителей страны;
  • развитие производства базовых комплектующих, а также локализация производства основной продукции;
  • расширение финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
  • удовлетворение спроса на легковые автомобили на внутреннем рынке за счет увеличения выпуска отечественных моделей;
  • развитие экспортной составляющей.

Кроме этого, большое значение придается инвестициям мировых автогигантов в отечественную промышленность. Они могут осуществляться как в форме совместных предприятий по выпуску иностранных брендов автомобилей, так и в виде открытия собственных производств разных циклов на территории нашей страны.

Автомобильное машиностроение

Наиболее крупные производственные предприятия

На территории Российской Федерации имеется несколько крупных отечественных производств, где выпускают легковые и грузовые автомобили, а также автобусы. Кроме этого, существуют заводы иностранных автомобильных концернов, на которых, в большинстве случаев, производится сборка машин зарубежных брендов из импортных комплектующих. Российские автопроизводители:

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Автомобильные заводы.

Также в России действует большое количество иностранных предприятий, выпускающих автомобили. Наиболее крупные:

I. Развитие и сдвиги в размещении автомобильной промышленности в XX -ом веке.

Как и во многих других странах, в России автомобильная промышленность получила своё развитие в развитых машиностроительных центрах (Ярославль, Нижний Новгород, Москва), где было налажено в основном мелкосерийное производство автомобилей для "верхушки". После революции построили в Москве завод ЗИЛ, который изначально был задуман как завод, специализирующийся на выпуске грузовых автомобилей, так как именно они требовались стране, в частности, для поднятия сельского хозяйства и моторизации армии. Но один ЗИЛ не мог обеспечить всю страну грузовиками. Поэтому для более полного обеспечения грузовиками страны под умелым руководством Сталина и Форда в рекордные сроки возвели завод ГАЗ. Страна более-менее выходит из кризиса, городу требуются транспортные средства, начинается выпуск легковых автомобилей на заводе КИМ.

Основную роль в сдвиге в размещении автомобильной промышленности сыграла Великая Отечественная война. Т.к. немцы вели бомбёжку, принимается решение частично перенести автомобилестроительные заводы в восточную часть России, в целях обеспечения бесперебойного производства автомобилей, в частности ЗИЛ был перенесён часть в МИАСС (Ныне УралАЗ), а часть в Ульяновск (УАЗ). В то время запасные части, в частности кованые и штампованные делали и заготовки, делал Челябинский завод кузнечно-прессового оборудования. Осуществлял производство карбюраторов, радиаторов и других узлов систем питания, охлаждения и смазки Шадринский автоагрегатный завод.

Автомобильная промышленность Российской Федерации на протяже-нии всех послевоенных лет наращивала как объем выпуска продукции, так и свой научно-технический потенциал, постоянно уменьшая разрыв в техническом уровне между отечественными машинами и лучшими зару-бежными аналогами.

Однако общая нестабильная экономическая и политическая обста-новка, сложившаяся в стране в последние годы, привела вначале к замедлению темпов роста, а в 1991 - 1994 гг. - и к существенному сокращению производства автомобильной техники, объема выполняемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Эта проб-лема стала особенно острой в научно-исследовательских институтах отрасли: они практически полностью прекратили поисковые исследова-ния и разработку перспективных концептуальных машин, их узлов и систем, что в ближайшем будущем, безусловно, отразится на техни-ческом уровне наших автомобилей.

Главные причины такого положения - это существенное сокраще-ние государственного финансирования научных разработок, а также незаинтересованность предприятий вкладывать деньги в долгосрочные проекты. Была и третья причина: определенная растерянность руко-водства научно-исследовательских и опытно-конструкторских органи-заций, их неготовность искать новые формы работ и организации сво-ей деятельности. Правда, в последнее время многие научно-произ-водственные организации, институты и заводские конструкторские подразделения вместе с вновь созданными государственными и коммер-ческими структурами начали приспосабливаться к новым, рыночным условиям. До-казательство тому - возобновление в 1993 г. работ по созданию программ развития автомобилестроения в Российской Федерации и ряде других государств СНГ, развитию автобусостроения и др.

II. Место и значение автомобильной промышленности в экономике Российской Федерации.

Стремительный рост цен вследствие их либеризации в 1992 г. вызвал неплатежеспособность предприятий, привел к недостатку обо-ротных средств, сдерживанию процесса производства и дестабилизации их финансового положения. Имеют место резкий спад инвестиционной активности, свертывание долгосрочных строительных программ. О глу-боком свертывании деловой активности свидетельствует, например, тот факт, что из 393 пусковых объектов автомобильной промышленнос-ти, финансируемых за счет средств федерального бюджета, только три приняты в эксплуатацию и на трех объектах осуществлен частичных ввод мощностей.

В автомобильной промышленности, как и во всем машиностроении, усиливаются центробежные тенденции в отношениях между традиционными партнерами, рушатся кооперационные связи предприятий, которые оказались разделенными границами вновь образовавшихся независимых государств.

(Данная таблица – данные Автосельхозмаш-холдинга, взята из ,стр.5)

Похоже, автомобильная промышленность понемногу выбирается из затяжного кризиса. Если брать за точку отсчёта 1996 год, то за прошлый год производство всех категорий автомобилей в целом возросло. Ненамного, конечно (легковые- плюс 7.5%, автобусы - 18.6%), но всё же достаточно ощутимо!

Ситуация же по "легковым" заводам, исходя из таблицы, выглядит так. За исключением отстающих Ижмаша и АвтоЗАЗа, практически все предприятия улучшили свои показатели: здесь и реанимированный АЗЛК, и АвтоВАЗ, и Красный Аксай (сборка Daewoo), который заработал на полную мощность. Новенькие Волги сходят с конвейера без остановки (в новом году легковые автомобили на ГАЗе собирают шесть дней в неделю в три смены, а иногда и по воскресеньям). Всего за 1997 год Горьковским автозаводом было выпущено 220417 автомобилей (по сравнению с 1996 годом прирост на 5.4%). Лучше всего дела идут у грузового производства (96078 автомобилей - прирост на 13.2%).Отлично расходятся малютки Ока.

Ситуация с грузовиками несколько хуже. ЗИЛ вылезает из долговой ямы за счёт бычка, по-прежнему популярна Газель (выпущено 92958 грузовичков, фургонов и микроавтобусов - прирост на 23.1% по сравнению с пошлым годом; вот-вот на рынке появится вариант с дизелем Steyr), неплохо идут дела в Ульяновске, наращивает производство МАЗ. А вот КамАЗ охватила лихорадка: объём выпуска упал почти в четыре раза!

Что касается автобусов, то российскую статистику спасают в основном производители микроавтобусов - УАЗ и ГАЗ; неплохо идут дела у ПАЗа. А хороших и массовых больших автобусов (отвёрточная сборка Икарусов - не в счёт) как не было, так и нет…

В автомобилестроительном производстве занято , по данным за 1991 г. 1114336 чел., что составляет 97,2% занятых в 1990 г., в том числе численность промышленно-производственного персонала рав-нялась 963386 чел. (97% к 1990 г.), из них рабочих 771241 чел. (96,8% к 1990 г.).

Автомобилестроение остается пока еще одной из высокорентабельных отраслей промышленного производства Российской Федерации.

P.S. Несколько слов о самой таблице.

Она, к сожалению, далеко не полная. Например, одни автосборочные производства сюда включены, а другие нет. Вазовское подразделение Бронто (оно выпускает удлинённые НИВЫ и броневики) составители почему-то отнесли к "грузовым" заводам; в разряд грузовиков попали ижевские "каблучки" (ИЖ 2715) и Луазы (наверное, составители распределяли автомобили по международной классификации транспортных средств). Но в остальном данные вполне корректны.

III. Факторы, влияющие на размещение отрасли.

Факторами размещения принято считать совокупность различ-ных пространственных неравнозначных условий и ресурсов , при ис-пользовании которых достигаются лучшие результаты с точки зрения избранных критериев и поставленной цели размещаемых производствен-ных объектов.

Различают следующие группы факторов: природные - количествен-ные запасы и качественный состав природных ресурсов , горно-геоло-гические и другие условия их добычи и использования, климатичес-кие, гидрогеологические, орографические условия и т.д.; экологи-ческие - охранные и конструктивные мероприятия по бережливому ис-пользованию природных ресурсов и обеспечению здоровых жизненных и трудовых условий для населения; технические - достигнутый и воз-можный уровень техники и технологии; социально - демографические - обеспеченность трудовыми ресурсами , состояние социальной инфраст-руктуры; экономические - экономико-географическое и транспортное положение , стоимость, капитальных и текущих затрат, сроки строи-тельства, эффективность производства, назначение и качество про-дукции, территориальные экономические связи и т.д.

На размещение автомобильной промышленности не влияют сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, слабо влияют районы потребления готовой продукции, решающее влияние оказывают трудовые ресурсы.

Транспортная система - совокупность всех видов транспорта с узловыми точками, где происходит перевалка грузов с одних видов транспорта на другие. Роль различных видов транспорта определяется долей перевозимых грузов или пассажиров, поэтому используются понятия грузооборота и пассажирооборота. Грузооборот - работа грузового транспорта, измеряемая в тонно- километрах (количество перевезенных грузов на определенные расстояния). Для транспортных узлов, чаще всего водных видов транспорта, под 6 грузооборотом понимают количество переваленных (отправленных и принятых) грузов в тоннах в течение года. Пассажирооборот - показатель работы пассажирского транспорта, представляет собой произведение количества перевезенных пассажиров и расстояния перевозки. Измеряется в пассажиро-километрах.

Транспортная система включает железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный, воздушный. Особыми видами транспорта могут быть названы электронный (ЛЭП).

Включает в себя подотрасли:

моторостроение; производство комплектующих (важнейшее - шинная промышленность);

производство технологического оборудования (станкостроение и роботостроение).

В автомобилестроении велика доля капитальных затрат, а также расходов на рабочую силу, хотя её квалификация не столь важна, как, например, в авиастроении или энергетической промышленности.

Автомобилестроение с самого зарождения в конце XIX века было крупным потребителем продукции чёрной металлургии - холоднокатаного листа, отливок из чугуна и стали и т. д.; цветной металлургии - производство радиаторов, карбюраторов, арматуры и т. д.; химической промышленности - 7 резиновые (прежде всего шины) и пластмассовые изделия, красители и т. д.; электротехнической - системы зажигания, аккумуляторные батареи, генераторы, стартеры, электропроводка, системы освещения; стекольной промышленности.

Именно в автомобилестроении с середины 1910-х получила самое широкое распространение конвейерная система сборки революционизиро - вавшая индустрию XX века.

Глава II. Мировое автомобилестроение. За последние десять лет произошло много основательных изменений, если говорить об автомобильной индустрии. Изменились не только технологии, позволившие начать эру более эффективных в плане расхода топлива и более экологически безопасных автомобилей, но и списки мировых лидеров автомобильной продукции, т. е. Изменения коснулись непосредственно географии автомобилестроения.

В 2000 году США лидировали по количеству выпускаемых автомобилей с показателем в 12,799,857 единиц, далее шла Япония с 10,140,796. На пути к 2005 году Америка стабильно теряла свои позиции, в то время как другие рынки стремительно росли. Наиболее заметно улучшались дела Китая, выпуск автомобильной продукции которого удвоился к 2005, достигнув 5,708,421 единиц. Причём, на собственном рынке Большая тройка впервые была потеснена ещё в начале 1980-х японским автопромом, представленным компаниями Toyota, Nissan, Honda, Mitsubishi и т. д., а в конце 20 века на мировом рынке активно развернулись и европейскими автопродуценты, включая концерны Volkswagen Group, Daimler, BMW, Renault, PSA Peugeot Citroën, FIAT и т. д. К тому времени как Япония в 2008 году стала номером один, увеличив количество сходящих с конвейера автомобилей до 9,928,143, Китай уже имел 6,737,745 автомобильных единиц, занимая вторую позицию. В первом десятилетии XXI века наиболее бурными темпами развивается автомобилестроение именно континентального Китая, за счет лидирующего положения по объемам привлечения иностранного капитала и активной антикризисной налоговой и кредитной поддержки государства. В 2010 году производство в КНР выросло на 32,4 % по сравнению с 2009 годом и достигло 18,26 млн автомобилей, включая 11,6 млн легковых автомобилей, что позволило сохранить второй год подряд первое место в мире, в том числе и по продажам легковых автомобилей. Предполагается, что в 2011 году автопром Китая вырастет ещё на 10-15 % и сможет превысить планку производства в 20 млн автомобилей. В 2009 году по миру прошелся автомобильный (и не только) кризис, который сильно затронул американскую тройку производителей: General Motors, Ford и Chrysler, которые были близки к банкротству. Концерны GM и Chrysler были вынуждены уже осенью 2008 года обратиться к правительству США за многомиллиардными кредитами, без которых их выживание стало 8 практически невозможным. Аналогичные кредитные запросы к своим национальным правительствам предъявили и автопроизводители Европы и России. По оценке Pricewaterhouse Coopers в 2009 году спад мирового автопроизводства составил 14 % (55 млн). Каждая страна ощутила значительный спад автомобильного производства и все-таки ведущие 4 страны в этой отрасли (Китай, Япония,Германия, Южная Корея) по-прежнему оставались на своих местах. Давайте взглянем на текущих мировых лидеров в области автомобилестроения более пристально.

В 2009 Китай являлся самым большим по величине автомобильным производстводителем с показателем в 10,383,831единиц. Среди производимых в Китае автомобилей 44.3% составляют местные бренды, такие как Chery, Geely, Hafei, Jianghuai, Changan, Great Wall и так далее, в то время как другие 55.7% рынка заняты производством зарубежных автомобилей следующих марок: Volkswagen, General Motors, Hyundai, Nissan, Honda и Toyota. Китай готов стать номером один и в 2010 году и уже сегодня является лидирующим автомобильным рынком в мире.

Японская автомобильная индустрия - одна из наиболее известных во всем мире. Японский автопром (и в частности компания Toyota) произвел революцию в области машиностроения с его стратегией в сфере логистики Just In Time (Точно В Срок). В 2009 Япония являлась вторым мировым производителем автомобилей с показателем в 6,862,161 единиц. Представляют японский автопром следующие производители: Honda, Isuzu, Kawasaki, Mazda, Mitsubishi, Mitsuoka, Nissan, Subaru, Suzuki, Toyota, и Yamaha.

Немецкая автомобильная индустрия представляет собой одного из крупнейших "работодателей" в рамках страны. Автомобилестроение в Германии это одна и важнейших и передовых экономических отраслей. На экспорт уходит более половины изготовленных транспортных средств.В 2009 Германия вышла на третью позицию среди лидеров автомобильного производства с 4,964,523 единицами. 6 представителей немецкого автопрома включают в себя следующих производителей: Volkswagen, Audi, BMW, Daimler AG, Porsche, и Opel.

Сборка немецких автомобилей намного лучше развита за границей. Развитие сети полномасштабных и сборочных производств немецких автомобилей во всем мире кардинально повлияло на структуру сотрудничества между автомобильными фирмами и производителями деталей и компонентов основных систем автомобильной техники. За счет этого немецкий автопром способен совершать поставки автомобилей по приемлемой цене и по индивидуальным требованиям любого заказчика.

Выпуск автомобилей составил 1,812,688 единиц. Для сохранения автомобилестроения правительство Испании в рамках общеевропейской политики по оказанию помощи автомобильным концернам предприняло ряд инициатив, оказавших положительное влияние на данный сектор. 10.Иран В последние годы автомобильная промышленность растет быстрыми темпами. В стране есть собственные заводы, включая Iran Khodro Industrial, Pars Khodro, Saipa, Kerman Khodro, Bahman Autos и Kish Khodro производят в Иране автомобили. Крупнейшая промышленная группа Iran Khodro Industrial освоила выпуск иранского легкового автомобиля Samand X7. Однако этот автомобиль имеет много экологических нареканий и расходует много топлива. Налажено также сотрудничество с французскими автомобильными гигантами. В 2009 году было выпущено 1,170,503 единицы автомобилей. Именно в таком порядке расположились страны - лидеры по производству легковых автомобилей в 2009 году(см. Приложение). Производство автомобилей в России в 2000-2008 годах

Также представители BYD отмечают, что все химические компоненты, применяемые в батареях, могут быть вторично переработаны. Предположительная цена E6 не более 16600 $. За разработку серийных электромобилей взялись практически все страны, задающие тон в автомобилестроении. В2009 году вышел в серию американский седан Chrysler 200C и электроспорткар Dodge Circuit EV, оснащенный 200- киловаттным электромотором, разгоняющим его до 100км/ч всего за 5секунд и позволяющим достичь 200км/час. Подзаряжается Dodge, также как и китайский E6, от обычной розетки. Максимальный запас хода 320км. Компания BMW представила электромобиль MINI E, а японская Toyota представила гибрид Prius с 134- сильным агрегатом, состоящим из 1.8 бензинового двигателя и электромотора. Новая модель тратит на 100 км 4.7литров бензина. Новые модели не только экономят традиционные виды топлива, но позволяют добиваться экономии конструкционных сталей, т.к. каждая модель на 1/3 состоит из пластмасс. Похоже в ближайшей перспективе для сырьевых стран на мировом рынке (нефтедобывающих и металлопоставляющих ) наступают по-настоящему тяжелые времена.Значение автомобильной промышленности и перспективы её развития определяются тем, какое место занимает автотранспорт в транспортно-энергетической инфраструктуре, и его общей ролью в национальной экономике той или иной страны. Страны-лидеры автомобилестроения занимают первые позиции и в мировой экономике; автомобильная отрасль прямым образом влияет на технический прогресс и лучше многих статистических выкладок говорит о платежеспособности населения, а значит и об уровне жизни. Автомобильная промышленность, являясь, с одной стороны, крупным потребителем материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а с другой – одним из основных производителей промышленной продукции, играет важную роль в развитии общественного производства и экономики страны в целом.

По сочетанию конструкционно-технологической сложности каждого изделия с массовыми масштабами производства автомобилестроение не имеет аналогов среди других отраслей современного машиностроения. С этой особенностью связана высокая степень концентрации капиталов в автомобильном производстве, а также быстрое сокращение числа самостоятельных фирм.

Вышеуказанные факторы обусловили обострение конкурентной борьбы между мировыми автомобильными компаниями за сохранение своей доли на внутреннем рынке и расширение экспортной торговли. В условиях такой жёсткой конкуренции некоторые государства принимают ряд мер, ограничивающих влияние крупных зарубежных компаний на внутренний автомобильный рынок.

Развитые страны во многом зависят от автомобилестроения, так как авто-ТНК этих стран играют очень большую роль в их экономике.

14 В настоящее время в автомобильной промышленности продолжается процесс изменения региональной структуры, начало которого было очевидно в 80-х годах. Этот процесс включает в себя как перераспределение доли между ведущими центрами капиталистического производства, так и возрастание доли экономически развивающихся стран, в которых под влиянием крупных мировых автомобильных компаний происходит интенсивное развитие автомобильного производства.

Можно считать завершившимся процесс формирования максимально возможных автоматизированных заводов, на которых труд человека упрощен или автоматизирован, а на большей части конвейерной линии операции выполняются роботами. Исключения составляют лишь устаревшие заводы стран третьего мира, а также мелкосерийные и штучные производства, в которых ручной труд является традицией и очень ценится.

Для современного автомобильного мира также характерна высокая степень специализации. Существует целый ряд крупнейших корпораций, специализирующихся на выпуске конкретных деталей и блоков автомобилей (моторы, трансмиссии, покрышки, глушители, автоприборы ит.д.). Такое разделение труда было вызвано борьбой за максимальную оптимизацию использования имеющихся средств и достижения максимальных технических и эксплуатационных показателей продукции.

Другой важной чертой автомобилестроения является внутренняя и межфирменная кооперация. В настоящее время нет ни одной крупной автомобилестроительной компании, которая не имела бы межфирменных соглашений о взаимных поставках отдельных компонентов, а также совместной разработке или выпуске продукции. Однако, следует отметить, что существуют мелкие компании, которые в меньшей степени вовлечены в этот процесс.

В условиях нестабильной экономической конъюнктуры, характерной практически для всех стран значительно усилилось влияние экспорта продукции на обеспечение прочного экономического положения той или иной компании.

Усиливается процесс концентрации сил в автомобилестроительной отрасли. Согласно исследованию кредитно-финансового института HypoVereinsbank, из пяти с половиной тысяч поставщиков отрасли в 2010 году в мире останется меньше половины, а из пятнадцати крупных автомобильных концернов – не более десяти. В ближайшее десятилетие автомобилестроение особенно активно будет развиваться в странах Азии, Восточной Европы и Южной Америки (т.е. не сформировавшихся в автомобильном понятии рынках). Согласно прогнозам экспертов, ежегодный рост отрасли в этих регионах составит 7,5%. Лучшие шансы на выживание будут иметь те компании, которые создадут в этих частях планеты собственные производственные мощности.

Согласно Hypo Vereinsbank, годовой оборот мировой автомобилестроительной отрасли составляет сегодня 2 триллиона 450 миллиардов евро.

Заключение . Изменение географии мирового автомобилестроения проявляется в следующих направлениях:

1. Изменение позиций крупнейших

американских, европейских и азиатских автомобилестроительных ТНК на мировом автомобильном рынке.

В условиях острой конкурентной борьбы лишь японские и корейские автомобилестроительные ТНК укрепляют свои позиции на американском и

европейском рынках легковых автомобилей. В США и европейских странах

продолжается рост продаж японских и корейских легковых автомобилей, главное преимущество которых заключается в их высокой надежности и экономичности.

Положение европейских поставщиков усугубляется жесткими требованиями Европейской комиссии о снижении выбросов вредных веществ и противодействием профсоюзов программам реструктуризации отрасли.

Таким образом, в текущем десятилетии

контролируемого тремя крупными автомобилестроительными ТНК (GM, Ford Motor и Chrysler), в рынок, на котором примерно равные позиции занимают 8 компаний.

2. Основным перспективным центром развития мирового автомобилестроения

рассматриваются страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай). Значимость рынка стран БРИК такова, что если в развитых странах продажи к 2016 г. вырастут не более чем на 10%, то в этих странах объемы рынка увеличатся в несколько раз.

3. Усиление позиций Китая на мировом автомобильном рынке. Так, экспорт китайских автомобилей (преимущественно в страны Ближнего и Среднего 16 Востока и Европы) неуклонно растет, а ряд китайских компаний разрабатывает продукцию, специально предназначенную для рынков США и стран ЕС.

4. Одним из перспективных центров развития мировой автомобильной промышленности являются страны АСЕАН (Индонезия,

Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины).

5. Увеличение производственных

мощностей ведущих автомобилестроительных ТНК в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), таких, как Чехия, Словакия, Венгрия, Польша. Это обусловлено, главным образом, более низкой заработной платой, которая составляет примерно 25% от уровня, существующего в Западной Европе. В то же время каждая из этих стран имеет национальные четко выраженные преимущества. Лидирующие позиции среди стран ЦВЕ занимает Чехия, основными преимуществами которой являются ее выгодное

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему География автомобильной промышленности России. Презентация на заданную тему содержит 19 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Задачи: изучение истории автомобильной промышленности России и развитие этой отрасли на современном этапе; изучение положительных моментов и недостатков данной отрасли производства.

Первый автомобиль был построен в 1896 г. Примерно через 10 лет в Петербурге впервые в России освоили серийное производство автомобилей. Первая мировая война дала мощные импульсы автомобилизации России. Для нужд армии пришлось закупить за рубежом многие тысячи автомобилей. Необходимость создания автомобильной промышленности была осознана на правительственном уровне.

С 1931 по 1937 гг. производство автомобилей в нашей стране выросло в 50 раз – до 200 тыс. штук в год. СССР вошел в пятерку ведущих автомобилестроительных держав. Причем по выпуску грузовиков он вышел на второе место в мире после США. Общее число автомобилей в стране приблизилось к 1 млн. В отрасли произошла революция, связанная с внедрением конвейерного производства.

В годы Великой Отечественной войны производство автомобилей в СССР сократилось в три – шесть раз, заводы были переориентированы на выпуск военной техники. Большую роль сыграли поставки от союзников по антигитлеровской коалиции. Из США, Канады, Великобритании СССР получил 401 тыс. автомобилей.

С 1949 по 1969 гг. выпуск автомобилей в СССР вырос в три раза: грузовых – в два раза; легковых – более чем в шесть раз; автобусов – более чем на порядок. Автомобильная промышленность была создана: В 1947- 1961гг. – в Белоруссии; В 1951г. – в Грузии; В 1961г. – в Латвии; В 1957-1967гг.- на Украине; В 1966г. – в Армении.

Транспорт- особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль народного хозяйства. Основные виды транспорта: железнодорожный; морской, речной; автомобильный; воздушный и трубопроводный.

Автомобильный транспорт – вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров на автомобилях ( грузовых, легковых. автобусов, автотягачах и прицепных повозках).

Центральный экономический район. Московская Брянская Владимировская Ивановская Тверская Калужская Костромская Орловская Рязанская Смоленская Тульская Ярославская области

Волго-Вятский экономический район. Нижегородская Кировская области Республики: Чувашская Марий Эл Мордовия.

Приволжский экономический район. Астраханская Волгоградская Саратовская Пензенская Самарская Ульяновская области. Республики: Калмыкия Татарстан.

Западно-Сибирский экономический район. Алтайский край Республика Алтай Кемеровская Омская Новосибирская Томская Тюменская области.

Сфера применения автотранспорта широка: Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок; Доставляет грузы к станциям железных дорог , речным пристаням и развозит их потребителям; В северных и восточных районах, где почти нет других видов сухопутного транспорта , им осуществляются дальние межрайонные перевозки.

К недостаткам автотранспорта относятся: низкая производительность подвижного состава; сравнительно высокая себестоимость перевозок; это один из основных загрязнителей атмосферы; низкое качество отечественной продукции; большое отставание отечественных автомобилей от западных по уровню безопасности конструкций.

Прогноз развития автомобильного рынка России на период до 2010 года. увеличение рынка легковых автомобилей до 2,2-2,5 млн. штук; число легковых автомобилей на 1 тыс. жителей увеличится со 140 до 245 штук; увеличение рынка автобусов до 67-70 тыс. штук; увеличение рынка грузовых автомобилей не менее чем в 1,5 раза. С 4,5 до 5,1-5,4 млн. штук.

Читайте также: