Авария на саяно шушенской гэс доклад

Обновлено: 04.07.2024

12 лет назад произошла крупнейшая на территории России промышленная техногенная катастрофа — авария на Саяно-Шушенской ГЭС (СШГЭС). Событие унесло жизни 75 человек, нанесло экологический и экономический уроны, задействовало огромные человеческие ресурсы для проведения аварийно-спасательных работ и устранения последствий, а на полное восстановление гидроэлектростанции ушло 5 лет. Мы разобрали трагедию, предпосылки и нарушения, чтобы наглядно показать, как недобросовестный подход к реализации ОТ способен привести к фатальным последствиям.



Станция до трагедии: предпосылки к аварии

Саяно-Шушенская гидроэлектростанция — самая большая ГЭС на территории РФ и одна из наиболее мощных в мире. Строительство начали в 1968 году, а выпуск гидроагрегатов продолжался с 1978 года по 1985 год, в 2000 ГЭС была принята в постоянную эксплуатацию. Среди предпосылок аварии можно выделить следующие:

Гидротурбины СШГЭС РО230/833-В-677 имеют ряд недочетов, в числе которых наличие большой зоны не рекомендованной работы: когда гидроагрегат попадает в эту зону, функционирование турбины происходит с мощными гидравлическими ударами в проточной части и громким звуком. Из-за того, что зона не рекомендованной работы разделяет две зоны, в которых гидроагрегат функционирует, каждый раз при существенной перемене мощности гидроагрегат вынужден проходить не рекомендованную зону.

СШГЭС была оборудована системой группового регулирования активной и реактивной мощности (ГРАРМ), позволяющей автоматически менять нагрузку на гидроагрегаты в зависимости от текущих потребностей энергосистемы. ГРАРМ не допускал работу гидроагрегатов в не рекомендованной зоне, однако он никак не ограничивал переходы через зону по мере изменения мощностей гидроагрегатов по командам ГРАРМ. Так, за 2009 год второй гидроагрегат совершил 232 перехода через не рекомендованную зону, суммарно проведя в ней 46 минут.


Гидроагрегаты подлежат периодическому ремонту. Гидроагрегат №2, с которого 17 августа 2009 года и началась авария, проходил последний капитальный ремонт в 2005 году, а средний ремонт накануне аварии: с 14 января по 16 марта 2009 года. После он был введен в постоянную работу, при этом персоналом были отмечены повышенные вибрации (являющиеся по сути отправной точкой), но в пределах допустимых значений. В результате анализа Ростехнадзора позже выяснилось, что на момент аварии 41 из 49 шпилек была разрушена по резьбе из-за усталостного излома.

По мере работы гидроагрегата вибрации возрастали, и уже к концу июня 2009 года они превысили допустимые значения, продолжая расти. Максимально допустимая амплитуда вибраций составляет 160 мкм, к 8 утра дня трагедии подшипник крышки турбины вибрировал с показателем 600 мкм, в момент аварии значение достигло 840 мкм. Главный инженер, согласно должностной инструкции, был обязан прекратить работу гидроагрегата для установления причин повышения вибрации, чего сделано не было. Также в 2009 году на втором гидроагрегате установили систему непрерывного виброконтроля, однако в эксплуатацию ее не ввели и, соответственно, оперативный персонал и руководство станции не могли учитывать показатели системы при принятии решений.

Как все произошло? История трагедии

17 августа 2009 года с 8:12 по указанию ГРАРМ осуществлялось снижение мощности второго гидроагрегата. В это время данный гидроагрегат начал входить в не рекомендованную зону, в результате чего шпильки крышки турбины оборвались, произошла разгерметизация, и машинный зал начало затапливать огромным количеством воды. Затоплены оказались зал, все помещения под ним, ремонтные мастерские и 10 гидроагрегатов мощностью 640 МВт каждый (в рабочем состоянии находились все, кроме шестого — он был в резерве). Замыкание в машинном зале привело к потере энергоснабжения станции, поэтому автоматические системы управления гидроагрегатов, которые должны прерывать их работу в случае аварийных ситуаций, не сработали, только гидроагрегат №5 был ими остановлен до потери электричества.


Примерно в 8:30 оперативный персонал в составе 8 человек проник в помещение на гребне плотины и вручную на протяжении часа сбрасывал аварийные затворы. Только к 9:30 поступление воды в машинный зал было прекращено. Около 11:40 открыли затворы водосливной плотины, и баланс расхода через гидроузел начал восстанавливаться.

Далее началось расследование, по результатам которого виновными в аварии были признаны 7 сотрудников станции: директор Саяно-Шушенской ГЭС Николай Неволько (получил 6 лет колонии общего режима), главный инженер Андрей Митрофанов (6 лет колонии общего режима), его заместители Евгений Шерварли и Геннадий Никитенко (получили 5.5 лет и 5 лет 9 месяцев колонии общего режима), работники мониторинговой службы оборудования ГЭС Александр Матвиенко, Владимир Белобородов и Александр Клюкач (получили 4.5 года колонии без права в дальнейшем занимать руководящие должности). Все обвинялись в нарушении правил ОТ, которое повлекло по неосторожности смерти людей. Приговор объявили только 24 декабря 2014 года, если бы этого не произошло до 17 августа 2015, то все виновные были бы освобождены по причине истечения срока давности.

Владимира Белобородова освободили по амнистии, то же коснулось фигурантов Александра Матвиенко и Александра Клюкача: 26 мая 2015 года они были освобождены по амнистии к 70-летию Победы в ВОВ.

Аварийно-спасательные работы, восстановление и нанесенный ущерб

20 августа началось откачивание воды из машинного зала, уже к 23 августа работы по устранению воды стали завершаться, к этому моменту число погибших составляло 69 человек (последний погибший был найден спустя еще месяц). В тот же день поисково-спасательные работы перешли в восстановительные, по итогу было разобрано 5000 м³ завалов, откачано более 277 000 м³ воды и собрано 324,2 т маслосодержащей эмульсии в акватории Енисея.

Помимо человеческих жертв, урон от аварии был следующий:

  • разрушение гидроагрегатов № 7 и №9 в результате поступления воды на турбины, разрушение статоров и крестовин генераторов;
  • крушение стен и перекрытий машинного зала около 2,3 и 4 гидроагрегатов потоками воды и разлетающимися обломками, завал 3, 4 и 5 гидроагрегатов;
  • дефицит мощности в энергосистеме Сибири, в результате этого было ограничено энергоснабжение на ряде кузбасских предприятий;
  • отключение Саянского и Хакасского алюминиевых заводов, снижено энергоснабжение Красноярского и Новокузнецкого алюминиевых заводов, а также завода ферросплавов в Кемерово.

На полную реконструкцию станции ушло более 5 лет (последний гидроагрегат был запущен в ноябре 2014, а работы по групповому регулятору активной и реактивной мощности, по автоматической системе пожаротушения, АСУ ТП и системе контроля завершили только ноябре 2017 года), 41 млрд рублей был потрачен только на восстановление станции, не считая выплат пострадавшим, родственникам погибших и штрафов за экологический урон.

Влияние на экологию

В акваторию Енисея попало около 40 тонн трансформаторного масла, которое распространилось на 130 км. Особенность этого масла — содержание диоксинов, которые имеют свойство долго сохраняться в природе и входят в первый класс опасности органических соединений.


В результате утечки масла погибло примерно 400 тонн промышленной форели в хозяйствах: у этой рыбы не было возможности уплыть, в отличие от той, что находилась в реке и смогла уйти по течению.

Примечательно, что после устранения масляного пятна в Енисее не были проведены экспертизы воды или рыбы.

Нарушения требований ОТ — основная причина трагедии

В качестве предварительных версий причины аварии выдвигались предположения о гидроударе, взрыве трансформатора и разрушении турбины из-за заводского дефекта — ни одна не подтвердилась.

Согласно итоговому докладу комиссии по расследованию, основными причинами трагедии названы: непринятие мер к оперативной остановке гидроагрегата №2 и для выяснения причин вибрации.

В Акте технического расследования сказано о совокупности причин халатного и технического характеров, об организационных просчетах, повлекших за собой аварию.

В докладе Ростехнадзора отмечается:

Причастные к трагедии занимали указанные должности на момент аварии.

Таким образом, первопричины катастрофы заключаются в недобросовестном исполнении своих обязанностей и в нарушениях со стороны должностных лиц, отвечающих за организацию и обеспечение безопасной эксплуатации оборудования, а также в злоупотреблении служебным положением руководством станции.

Модернизация станции

После аварии было принято решение о проведении комплексной реконструкции ГЭС: установили новое оборудование с улучшенными характеристиками, которое соответствует требованиям безопасности.

В числе новых характеристик следующие:

  1. Срок службы гидроагрегатов увеличен с 30 до 40 лет;
  2. Для сокращения износа открытые распределительные установки заменили на устройства закрытого типа (КРУЭ 500 кВ);
  3. На турбинах установлена новая система защиты для автоматической остановки агрегата;
  4. Установлен соответствующий современным международным требованиям береговой обводной водосброс, позволяющий осуществлять дополнительный пропуск воды до 4000 куб.м/сек;
  5. На всех ГЭС в РФ еще в 2009 году министерство энергетики РФ обязало установить регистрационные устройства ("черные ящики").

Катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС стала примером негативной практики множественных нарушений в области ОТ со стороны руководящих лиц, отразила низкую ответственность эксплуатационного персонала и отсутствие профессионализма руководства, которые повлекли за собой смерти работников, экологическое загрязнения и экономические последствия. Эксперты отметили несостоятельность технической политики российского правительства. Система контроля безопасности страны претерпела значительную модернизацию, реализация которой осуществлялась в течение нескольких лет после трагедии.


Саяно-Шушенская ГЭС: мелочи с катастрофическими последствиями

Дата: 17 августа 2009 года, 8:13 местного времени.

Жертв: погибло — 75 человек, пострадало — 13 человек.

Машинный зал Саяно-Шушенской ГЭС после аварии

Причины катастрофы на СШГЭС

Опыт крупных техногенных катастроф показывает, что в большинстве случаев вопрос о причинах аварий остается не до конца выясненным, а иногда и вовсе составляет загадку. Однако в случае с аварией на СШГЭС все совсем не так: причины аварии известны, все виновные установлены, и многие должностные лица понесли наказание.

Главная причина катастрофы — чисто техническая. Из-за особенностей конструкции гидроагрегата №2 в его креплениях (шпильках) образовались усталостные напряжения, что при повышенной вибрации привело к их разрушению. Проще говоря, шпильки, державшие крышку турбины, были разорваны, крышку сорвало напором воды, и произошло то, что произошло.

Хроника событий

Прежде, чем говорить о хронологии событий и развитии катастрофы, нужно сделать два важных замечания.

Первое. Особенность гидроагрегатов СШГЭС. Установленные на станции гидротурбины РО230/833-В-677 имеют одну неприятную особенность: наличие зоны нерекомендованной работы между двумя зонами разрешенной эксплуатации. Что это значит? В зоне нерекомендованной работы (зона — определенное сочетание мощности гидротурбины и напора воды) в турбине возникают повышенные вибрации, шумы и даже гидравлические удары. Однако обойти эту зону стороной просто невозможно — в неблагоприятном режиме работы турбина оказывалась (хоть и не на продолжительное время) всякий раз при повышении и снижении мощности. И каждый раз в шпильках накапливались усталостные напряжения. А с некоторых шпилек гайки из-за вибрации просто-напросто открутились.

Второе. Особенность режимов работы гидроагрегатов СШГЭС. Станция входит Объединенную энергосистему Сибири (ОЭС), и находится под управлением системы автоматического регулирования режима энергосистем по частоте и перетокам мощности — АРЧМ. Непосредственно на станции установлена система группового регулирования активной и реактивной мощности (ГРАРМ). Эти системы в автоматическом режиме управляют генерирующими мощностями крупных электростанций, позволяя быстро перераспределять между ними нагрузки во время пиков энергопотребления, при авариях и в других случаях.

Эти замечания делают понятным развитие событий на станции.

23:14 16 августа (время местное). Выведение гидроагрегата № 2 из резерва перед вечерним пиком энергопотребления.

0:20 17 августа. Возникновение пожара на Братской ГЭС, в результате чего возникает необходимость в перераспределении нагрузки между другими станциями ОЭС.

0:31. Управление гидроагрегатами СШГЭС по команде диспетчера было передано ГРАРМ. Всю ночь гидроагрегат № 2 работал в штатном режиме.

8:12. Начато снижение мощности ГА № 2 по команде ГРАРМ. Вхождение гидроагрегата в зону нерекомендованной работы.

8:13. В этот момент из-за превышения уровня вибраций произошел разрыв большинства шпилек крепления крышки турбины, напором воды разрушен ГА № 2, машинный зал и помещения под ним стали быстро наполняться водой. По словам очевидцев, многотонная крышка турбины просто взлетела до потолка, разрушив его, вода выбила из шахты и колесо турбины диаметром 6,77 метра.

Вода беспрепятственно поступала в машинный зал, почти полностью разрушив его. Поток воды из машзала хлынул на прилежащие территории и ведущую из него дорогу (по словам очевидцев, поток воды имел высоту не меньше метра — это была настоящая река), что вызвало дополнительные разрушения.

В результате полного затопления машзала были разрушены и повреждены все гидроагрегаты, почти все защитные системы не сработали (автоматически был остановлен только ГА № 5), произошли массовые короткие замыкания, и вся станция была полностью обесточена. Для прекращения поступления воды к турбинам нужно было перекрыть технологические затворы, которые находятся на гребне плотины. Так как электричества на станции уже не было, эту операцию нужно было провести вручную.

8:30. Несколько человек достигли помещения, где располагались затворы (для чего пришлось ломать металлическую дверь), и начали операцию по их закрытию.

9:20. Все затворы были закрыты, и вода перестала поступать в машинный зал.

11:32. Запущен передвижной дизель-генератор, от которого был запитан козловой кран на гребне плотины.

11:50. Начаты работы по открытию затворов водосливной плотины, которые были завершены только в 13:07.

В это же время и в последующие дни проводились аварийно-спасательные работы.

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС

Последствия

Авария на СШГЭС имела различные последствия, однако они не были катастрофическими. Наиболее пагубные последствия авария имела для самой станции — напором воды и последующими короткими замыканиями было разрушено или выведено из строя до 90% оборудования и конструкций машинного зала.

Катастрофа имела незначительные экологические последствия. Вред был нанесен попавшим в реку роторным маслом из разрушенных гидроагрегатов — всего в водах Енисея оказалось около 45 кубометров масла, которые растеклись по реке, образовав пятно протяженностью порядка 130 км. К 24 августа эта проблема была решена. Удивительно, что из-за разлива масла в самой реке не было зафиксировано гибели рыб и животных, но ущерб получили расположенные ниже по течению рыбоводческие хозяйства — в них погибло почти 400 тонн промышленной форели.

Но самыми серьезными были последствия для людей, которые на момент аварии находились на станции. Всего катастрофа унесла жизни 75 человек. Жертв могло быть значительно меньше, однако на момент аварии проводились ремонтные работы на гидроагрегате № 6, и большое количество людей — 63 человека — находились под полом машинного зала, в его внутренних помещениях. Хлынувшая из шахты ГА № 2 вода в считанные минуты затопила внутренние помещения, не дав людям никакого шанса на спасение.

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС стала крупнейшей в российской истории техногенной катастрофой на гидроэнергетическом объекте.

Современное положение

На сегодняшний день Саяно-Шушенская ГЭС продолжает работу, вырабатывая 3840 МВт энергии (до аварии — 6400 МВт). В эксплуатации находятся шесть из десяти гидроагрегатов: №№ 1, 5 и с 7 по 10. Гидроагрегаты №№ 3, 4 и 6 сейчас находятся на реконструкции. Гидроагрегат № 2 выведен из эксплуатации (он был полностью демонтирован весной 2010 года).

Интересно, что до аварии существовал план по масштабной реконструкции всех гидроагрегатов, которая должна была начаться в 2011 году, но из-за катастрофы этот план был пересмотрен, а сроки его реализации значительно сокращены. После аварии было принято решение полностью заменить оборудование, в первую очередь — гидрогенераторы и гидротурбины.

12 ноября 2014 года в работу был введен последний гидроагрегат – №2, и станция вышла на расчетный уровень мощности в 6 400 МВт

Аналогичные происшествия

В мировой истории катастроф, подобных произошедшей на СШГЭС, не было, однако что-то подобное, но в значительно меньших масштабах, случилось в 1983 году на Нурекской ГЭС в Таджикистане. Тогда тоже был частично разрушен один из гидроагрегатов, в результате чего произошло затопление машинного зала. Человеческих жертв и разрушений не было.


Строительство самой крупной и мощной в России Саяно–Шушенской ГЭС происходило с 1963 по 2000 год. Занимая 9 место по мощности в мире, ГЭС имеет самую высокую плотину в стране. Эту огромную плотину строители врезали в скалистые берега Енисея на глубины 10 – 15 метров. Более 200 организаций принимали участие в строительстве этого уникального энергетического предприятия.


Строительство Саяно-Шушенской ГЭС

Авария, произошедшая на Саяно–Шушенской ГЭС 7 августа 2009 года стала крупнейшей в истории катастрофой среди происходивших когда–либо на гидроэнергетических объектах России.

Невосполнимой потерей стала гибель 75 человек, находящихся непосредственно в момент аварии на ГЭС. Дело в том, что в это время на станции проводились ремонтные работы, в которых на шестом гидроагрегате принимали участие 63 человека.


Поисково-спасательные работы

Находясь под полом машинного зала во внутренних помещениях , рабочие не успели выбраться оттуда по причине внезапности произошедшего, когда хлынувшая вода в считанные минуты затопила данный объект.


В результате аварии на Саяно – Шушенской ГЭС было выведено из строя и разрушено около 90% конструкций и оборудования машинного зала.

Влияние катастрофы сказалось и на объединённой энергосистеме Сибири. Не обошлось в то время и без последствий для экологии региона. В водах Енисея оказались роторные масла, которые растекись по реке.


Утечка роторного масла

Проведённые Ростехнадзором расследования подтвердили техническую причину катастрофы. Если говорить очень просто, не вдаваясь в технические особенности, авария произошла по причине того, что крепления (шпильки), державшие крышку турбины были разорваны, после чего напором воды крышка была сорвана, что и повлекло аварию. Масштабная техногенная авария стала одной из крупнейшей за последнее время.

авария на саяно-шушенской гэс

Всем привет! С вами автор этого скромного блога Владимир Раичев. Друзья, скажите пожалуйста, а вам было когда-нибудь страшно? А вот тем, кто видел, как происходила авария на Саяно-Шушенской ГЭС, было очень страшно и сейчас я расскажу, как это было.

Я помню, что очень сильно испугался, когда мой автомобиль закрутило на зимней дороге и сбросило с трассы на большой скорости. Страшно было не сразу, не когда я пытался поймать неуправляемый автомобиль, судорожно вращая рулевое колесо из стороны в сторону, а когда все закончилось. Кстати, буквально вчера я давал несколько рекомендаций, как подготовиться к зимнему периоду автомобилисту.

Я часто пишу про катастрофы и аварии, например, гибель Титаника или мессинское землетрясение, почитайте, если вам это интересно. Так вот, пишу-то я часто, но о том, как это страшно я задумался лишь однажды, когда и как это произошло, я расскажу в конце статьи.

А сегодня позвольте продолжить рассказ о катастрофе на гидроэлектростанции. Когда искал информацию, я представлял, как было страшно людям. Это действительно ужасно. Не буду вас томить ожиданиями и приступаю к основной теме.

17 августа 2009 несколько десятков человек с изумлением наблюдали, как сорвало крышку с гидроагрегата №2 Саяно-Шушенской ГЭС. Очевидцы вспоминают:

Чтобы осознать, что именно увидел персонал станции, напомним, что суммарный вес ротора в сборе – 1300 тонн. Именно он взлетел в воздух. Представьте себе размеры такой махины.

avariya-na-sayano-shushenskoj-ges

Итак, вылетев из своего крепления, ротор приземляется обратно. Машинный зал затоплен в считанные минуты. 75 человек погибли, 13 ранены. ГЭС фактически не функционирует, так или иначе повреждены все основные узлы станции. Енисей одерживает временную победу над человеком. Страшно?

История станции

Саяно-Шушенская ГЭС строилась очень долго, с 1968 по 2000 годы. Однако, по факту это лишь значило поэтапный пуск мощностей станции, первый ток она дала уже в 1978, а к 1985 пущены все десять гидроагрегатов. Последние пятнадцать лет – лишь общие доработки. Это самая мощная ГЭС в России и 13 в мире (по иронии).

Самая большая гидростанция находится в Китае (Три ущелья) и по параметрам приблизительно в 4 раза превышает нашу (22500 МВт против 6400).

sayano-shushenskaya-ges-do-avarii

Предыстория катастрофы

На момент аварии девять из десяти агрегатов в работе, шестой – в ремонте. Персонал давно замечает, что со второй машиной что-то не так, очевидно изношен один из подшипников. Идут вибрации выше нормы. Турбину пытаются остановить, но руководство против, достаточно того, что еще одну уже ремонтируют.

В ночь с 16 на 17 августа вибрации становятся просто ужасающими. Прибывает усиленная бригада слесарей-ремонтников, добро на остановку все же дается и это пытаются сделать два раза.

Агрегат трещит по швам, сильнейшие биения и провести полную остановку так и не решаются. Утром, 17 августа приезжает главный инженер и дает команду все же тормозить агрегат до конца. Итог мы знаем все: срывает шпильки, которые держат крышку турбины, и сбор ротор-крышка вылетают в машзал. Диаметр одной шпильки около 15 сантиметров, по сути это металлическая болванка с резьбой. Но не спасает.

Трагедия

После взлета и падения ротора происходит главная катастрофа. Из поврежденного гидроагрегата хлынула вода. Она топит машзал, все помещения под ним и все остальные агрегаты. На них короткие замыкания, весьма зрелищные.

razrusheniya-na-sayano-shushenskoj-ges

В такой ситуации должна сработать аварийная защита, которая останавливает турбину и обеспечивает аварийный спуск воды. Сработала только на пятом. Остальные так и крутились, короткозамкнутые и без должных систем обеспечения. Это привело к выходу из строя почти всех десяти турбин, которые так или иначе оказались повреждены. В считанные минуты вся энергосистема Сибири просто просела.

Еще одной проблемой оказалось полное обесточивание станции, в том числе пульта дежурного. ГЭС питала сама себя, централизованно. Аварийного независимого пути электропитания не было, ситуации, когда он мог понадобиться, не представлял себе в худших снах ни один конструктор.

Конечно, был дизель-генератор, но в ситуации полного короткого замыкания всей проводки толку от него немного.

Итак, вода бьет в семь гидроагрегатов и еще из одного (пятый остановился штатно, шестой стоял изначально). У вод Енисея есть два пути – через станцию или через плотину для санитарного пропуска воды.

Станция застопорена и затоплена. Плотина закрыта. Чтобы хоть как-то сбросить воду, нужно открывать плотину и закрывать затворы гидроагрегатов. А сделать это нечем – все обесточено, штатные системы разрушены.

spusk-vody-na-sayano-shushenskoj-ges

Но на гребне плотины есть специальное помещение с возможностью перекрытия затворов вручную. Туда и лезут восемь смелых сотрудников. Ломают железную дверь и, еще раз связавшись с главным инженером по мобильному телефону, перекрывают.

Параллельно от того самого дизель-генератора все ж запитали козловой кран для поднятия затворов плотины. Кое-как плотину открывают, и она начинает пропускать воду вхолостую. Все. Станция обесточена, вся в воде, которая помаленьку уходит, 75 человек так и остаются в ее недрах. Но Енисей течет дальше. Время 13:07. Три с половиной часа водного ада закончились.

Ликвидация

МЧС прибывает на место оперативно, совместно с персоналом участвует в операции по сбросу воды и организует водолазные работы в затопленных помещениях, откачивают воду. В основном погибшие, но через два часа после аварии – первый спасенный, укрылся в воздушном кармане. Через 15 часов – второй. Больше чудес не будет, поднимут только тела 75 человек.

Сибирский региональный центр организует переброску дополнительных сил в Хакассию, станцию разбирают всем миром. Через сутки на место аварии прибывает Шойгу.

rabota-spasetelej-iz-mchs-na-sayano-shushenskoj-ges

В целом, к работе спасателей в этой ситуации нет нареканий. Все случилось слишком быстро и все же спасли, кого можно спасти.

Причины

Самое печальное, в этой истории, что причин аварии никто назвать так и не смог. Точно установлено как происходило разрушение агрегата №2, каждая деталь расписана по минутам. Но вот ответить на конкретный вопрос о первопричине вам не сможет никто.

Были определенные специфичные проблемы в работе агрегата, однако ни одну из них нельзя назвать критической, еще никогда ничего подобно не приводило к вылету ротора из гнезда. В итоге порешили так. Вот официальная формулировка выводов Ростехнадзора:

Если проще, то вода течет не равномерно, у нее бывают скачки и падения. В итоге, в гидроагрегате, который оказался не рассчитан на такой динамичный режим работы, накопилась усталость и его разорвало. Енисей оказался сильнее того запаса прочности, что в станцию заложили изначально. Хотя есть еще несколько теорий, вплоть до теракта, но это скорее из области конспирологии.

sayano-shushenskaya-ges-posle-rekonstrukcii

По обвинению в халатности были привлечены семеро сотрудников станции, руководство и члены службы мониторинга. Следствие длилось пять лет, в декабре 2014 все получили сроки от четырех до шести лет, но первого амнистировали в зале суда, еще двоих – в честь 70-летия Победы. Есть информация, что на свободе уже все осужденные.

На 2016 год Саяно-Шушенская ГЭС полностью восстановлена и снова дает ток Сибири. Но энергетики смотрят на Енисей с удвоенной опаской. И правильно делают.

Просто мистика какая-то получается: причину установить так и не удалось, в нашем-то 21 веке. Представляете?

А теперь рассказываю, от какой катастрофы мне стало страшно. Конечно же, это падение нашего самолета в Египте. Нам ведь с Юлей тогда предстояло полететь на отдых в Египет, путевки уже были заказаны и оплачены.

Друзья, подписывайтесь на обновления моего блога и получайте рассылку обо всех новостях, которые происходят на моем блоге. Поделитесь этой статьей с друзьями на стенах своих социальных сетей, уверен, что эта история тронет и их. До новых встреч, пока-пока.

Читайте также: