Арт терапия глиной доклад
Обновлено: 07.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Лепка как один из методов арт-терапии
Арт-терапия одна из самых познавательных и полезных направлений практической психологии и психотерапии на сегодняшний день. Ее разнообразные методики служат способом успокоения души и тела, облегчения, снятия и устранения симптомов различных недугов. Для многих людей это направление может стать хобби.
Основная ценность терапии посредством искусства заключается в том, что с ее помощью можно уравновесить и гармонизировать свое психическое состояние, повысить свои способности к самовыражению, самопознанию, раскрыть творческий потенциал и задействовать внутренние резервы.
Лепка – один из методов изобразительного творчества, позволяющий создавать всевозможные композиции.
В ходе занятия у ребенка развиваются следующие качества:
-Улучшается мелкая моторика — ребенок учится манипулировать небольшими предметами, умело их переворачивает и передает из рук в руки. Это требует скоординированную работу рук и глаз;
-Позволяет различать геометрические фигуры и формирует навыки работы с плоскостью — улучшает мышление и математические способности;
-Учит успешно справляться со стрессовыми ситуациями — взращивает у детей самостоятельность и ответственность;
-Повышение самооценки - получается достигать своей цели, благодаря чему возникает желание ставить новые достижимые цели;
-Улучшение внутреннего состояния/настроения — после занятий дети ощущают внутреннее удовлетворение.
-Развитие речевых навыков ребенка за счет развития тонкой моторики пальцев.
-Коррекция образного мышления и воображения..
Благоприятный терапевтический эффект: работа с тестом исключительно благотворно воздействует на нервную систему, снимает напряжение и расслабляет. Тесто можно мять, катать, сжимать, растягивать, скручивать, рвать на кусочки или сплющивать. По мнению психологов, все эти действия отражают различные чувства и эмоции.
Автор: Зарубина Евгения Михайловна
Должность: преподаватель отделения "изобразительное искусство"
Учебное заведение: МБУ ДО Ивдельская ДШИ
Населённый пункт: г. Ивдель, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Работа с глиной, как метод арт-терапии
Раздел: дополнительное образование
Работа с глиной, как метод арт-терапии
Согласно новому исследованию ученых, жизнь на Земле возникла из
глины - так же, как предполагает в течение тысячелетий Коран, Библия и
даже греческая мифология. Теория ученых гласит, что глина, которая по
своей сути является комбинацией минералов в земле, - благоприятная среда
свойством поглощать, как губка. Глина – живой материал, который впитывает
все то, чем мы ее наделяем, и будучи связанной с землей, она заземляет наши
негативные эмоции: обиду, гнев, агрессию, тревогу.
Работа с глиной пробуждает сенсомоторный способ взаимодействия с
миром, т.е. тот способ, который человек использует до того, как научится
говорить. Это дает возможность заново познакомиться с собой, установить
необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие
развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его
Глина мягкая, податливая – из неё можно сделать всё что захочется,
сломать, переделать по-новому, проткнуть или сделать гладкой. Это качество
позволяет снять тревогу, выплеснуть эмоции, снять мышечное напряжение.
Но в то же время работа с глиной невозможна без приложения усилий – нам
нужно прочувствовать её, чтобы сделать нужную фигуру и приложить немало
сил для получения результата. Такое свойство учит направлять свою силу,
поведении, гиперактивности, неуверенности в себе и пр
применяется психологами не только при работе с детьми, но и со взрослыми
творчеством. Существует множество пластических материалов: пластилин,
пластические массы, тесто, мокрый песок. Но, на наш взгляд, настолько
позволяет решить взаимодействие с глиной, носят самый разнообразный
характер: это может быть работа с негативными эмоциями, решение детско-
представлением своей болезни. Так же глина помогает нам понять свои
переживаешь, особенно, если переживания глубинные и тяжелые. И в такой
ситуации руки сами начинают вылепливать чей-то образ из глины.
Главная особенность глины – это сочетание податливости и жёсткости.
обширен, сложен и запутан, что речь не всегда может обозначить все его
форму. Часто человек не понимает, что он лепит, и только завершив работу,
Цель занятия : способствовать снятию мышечных зажимов, эмоциональной разрядке.
Задачи: познакомить детей с глиной в разных состояниях, обучить приемам работы с глиной, развивать сенсорные ощущения, творческое воображение, развивать спонтанность в выражении чувств. Выработать навыки расслабления и снятия напряжения. Создание дружеской обстановки, снятие тревожности, напряжения, стабилизация психоэмоционального состояния.
Материал: стаканчики с водой, глина, доска для лепки (клеенка, салфетки – для каждого ребенка; аудиозапись с музыкальными композициями, образцы глины.
Ход занятия:
Дети садятся в круг. Психолог рассказывает о глине и показывает детям, какая бывает глина : сухая, влажная, жидкая.
Психолог: «Ребята, сегодня я хотела бы рассказать вам об удивительном материале, о глине. Вы все, наверное, знаете, что из глины делают кирпичи для строительства домов, гончары из глины создают посуду, глину используют в лечебных целях – лечат больной орган, рану, делают на лицо маску из глины. Можно сказать, глина – это живая материя, т. к. жизнь есть все: каждая пылинка, каждый атом минерала – все это жизнь.
Когда процесс вымешивания глины закончится, психолог предлагает поиграть с глиной и сделать следующие действия с глиной :
– погрузить руки в глину;
– сжать, смять глину;
– вытягивать глину;
– разрывать глину;
– расплющить глину;
– придать форму волны;
– скрутить глину.
Психолог включает музыку для релаксации и просит детей скатать шар из глины, чтобы шар был гладким, похожим на мяч. Данное упражнение помогает ребенку сконцентрировать свою внутреннюю энергию, почувствовать свой ресурс.
Психолог начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Арт-терапия в работе педагога-психолога: профилактика эмоциональных и психологических проблем МУСО Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области Доклад-отчет.
Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья В последнее десятилетие в специальной педагогике и психологии ведется активный поиск путей создания новых направлений, технологий, методик,.
Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. И одним из таких способов является.
Арт-терапия в работе с детьми. Практикум для воспитателей Арт-терапия в работе с детьми. Практикум для воспитателей. Цель: актуализировать знания педагогов об арт-терапии; познакомить педагогов.
Нит-терапия — мой подход к работе с детьми В последнее время я все чаще стала наблюдать, что у многих детей нарушена речь, и это не только дети дошкольного возраста, но и школьники.
ВЕБИНАР: Психологический анализ рисунков детей и взрослых: психоаналитический и юнгианский подходы
Симптом у ребенка как проявление дисфункциональных отношений в семье. Практика системного семейного консультирования
Скоро
Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой
Психотерапевтическая работа с глиной
Автор
По мифологическим преданиям древних шумеров и семитов человек был создан богами из глины. Уподобляясь демиургу, люди пытались создать человека искусственно, с помощью глины и магии: так создавался Голем рабби Лёва. Глина использовалась в магических ритуалах, смачиваясь кровью, а не водой, в случаях особого употребления.
Глина – осадочная горная порода, она пылевидна в сухом состоянии и пластична при соединении с водой. Так символически соединяются земля и вода, две женские стихии, предназначенные для вылепливания на воздухе и к обжигу огнем, в соединении со стихиями мужскими. Плодом единения стихий являются посуда, гончарные изделия, культовые предметы: то, что составляет бытовой мир человека, делает его отличным от животного. Глина является основной не только гончарного, но и кирпичного производства - с древних времен и до сих пор важнейшего материала для строительства домов (вновь исключительной особенности человеческого существования).
В теории химической эволюции Земли в последнее время разрабатывается идея возникновения жизни на основе РНК (рибонуклеиновых кислот, молекул, которые содержатся в клетках всех живых организмов). Условия для эволюции таких организмов наблюдаются при кристаллизации глины. Эти предположения основаны, в частности, на том, что при кристаллизации глин каждый новый слой кристаллов выстраивается в соответствии с особенностями предыдущего, как бы получая от него информацию о строении. Это напоминает механизм репликации РНК и ДНК. Таким образом, делается вывод, что химическая эволюция началась с неорганических соединений, и первые биополимеры могли быть результатом автокаталитических реакций малых молекул алюмосиликатов глины. Глина берет свое начало в мире минералов, но играет важную роль и в жизни всех других царств – растений, животных и человека. Так растения живут в глинистых почвах, а многие животные употребляют глину в пищу осенью и зимой, при переходе на новый рацион питания.
В настоящее время известно, что глина содержит все необходимые организму микро- и макроэлементы, минеральные соли, причем в пропорциях и сочетаниях, которые наилучшим образом усваиваются организмом. Этот минерал обладает ионообменными свойствами, то есть забирает у клеток то, что находится в избытке и поставляет недостающее. Лечебные свойства глины в первую очередь основываются на ее абсорбирующих способностях: она притягивает к себе токсины, шлаки, тяжелые металлы и выводит их из организма, тем самым очищая его, убивает бактерии, поглощает запахи и газы. В этом смысле глина подобна печени.
В современной медицине глина применяется для лечения хронических заболеваний суставов, позвоночника, мышц, периферической нервной системы, травм (ушибов, растяжений связок, гематом), гинекологических заболеваний, цистита. В народной медицине глина используется более широко. Издавна глина использовалась человеком для очищения тела. Она легко мылится, не создавая пены, и проявляет хорошую моющую способность в воде любой жесткости. Глина активно используется в современной медицине и народном целительстве, в современной косметологии.
В арт-терапии глина ценится как естественный, неструктурированный, пластичный трехмерный материал. Ценным оказывается также то, что ее использование предполагает работу непосредственно руками, без подручных инструментов, требует определенных физических усилий и затрат времени. Глина считается идеальным материалом для передачи эмоций и переживаний человека, а сам процесс – исцеляющим.
С точки зрения классического психоанализа, работа с глиной воспринимается как естественное и бессознательное влечение человека к запечатленному с раннего детства образа материнской утробы и мягкого тела матери. Кроме того, в этой парадигме глина – это телесное в широком смысле, а также грязь и фекалии, имеющие отношение к анальной стадии развития. Аналитическая психология К.-Г. Юнга видит в использовании глины тягу к архетипическому единению стихий воды и земли, алхимическую метафору нового творения.
В работе с материей невозможно ограничиться только взглядами тех, кто имеет лишь общее представление, мысли об этом. А нам встречались суждения гончаров о том, что для мастера, работающего с глиной, она – неоформленное еще будущее, выбор, в том числе, и жизненный, неясный вначале, но с течением работы – все более четкий.
Процесс работы с глиной в арт-терапии имеет общую структуру, связанную с материальной данностью, а также и различные вариации оформления работы и взаимодействия со свидетелем (психотерапевтом, ведущим или другим участником группы).
Использованная литература:
1. Грам в., Зея Н. Теория жизни, слепленная глиной//Газета.Ру. – 9 октября 2008 года.
2. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М.: Владос. - 1998.
3. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. – М.: Высшая школа, 1998.
Об авторах:
Как художник, скульптор я всегда с интересом смотрю на людей, которые лепят из глины, переживая при этом удовольствие от контакта с материалом и формотворчества. Однако следует признать, что глина как скульптурный материал не только заключает в себе огромные возможности для художественной практики и арт-терапии, но и требует хорошего знания ее природы и сложностей работы, как с точки зрения психологии, так и технологий изобразительной деятельности.
Поэтому далее нами будут затронуты некоторые вопросы, имеющие принципиальное значение для использования глины в качестве скульптурного материала в арт-терапии. Хотя работа с глиной допускает самые разные технологии и изобразительные приемы, основной акцент будет сделан на создании портрета и автопортрета.
Искусство портрета возникло одновременно с осознанием человеком собственной индивидуальности. Возможно, поэтому большинство ищет в портрете, прежде всего, внешнее сходство с моделью. В то же время, важно и соответствие скульптурного портрета психологическим характеристикам модели – ее характеру, настроению, ее представлению о себе и т. д.
К скульптурному портрету применимы все те же критерии, по которым мы оцениваем скульптуру вообще. Это такие важнейшие понятия, как общая композиция и архитектоника, выразительный силуэт, пластика. Искусство портрета добавляет к этим основополагающим принципам индивидуальность образа, психологизм, одухотворенность.
Должен ли человек (непрофессионал, например, участник арт-терапии), создающий портрет с натуры, копировать модель, или он волен свободно интерпретировать ее образ? Если бы целью создания портрета было точное воспроизведение, то, — скорее всего, это не относилось бы к области искусства.
Нет ничего проще, чем добиться точного сходства с моделью, необходимо лишь сделать гипсовую маску с лица человека. Но для этого не обязательно быть художником. И гипсовая маска никогда не станет произведением портретного искусства. Однако общеизвестно, что метод работы древнеегипетских скульпторов включал этап работы с гипсовой маской, снятой с лица портретируемого. Но этот этап не был конечным результатом. Скульптор работал согласно эстетическим нормам и канонам своего времени. Маска помогала ему в сохранении индивидуальных черт модели, но художественный образ требовал большего. Формы становились все более обобщенными и монументальными. В чертах лица все меньше оставалось случайных деталей. Исчезала эмоциональность и чувственность.
Понимая все это и в полной мере оценивая всю специфику сакрального канона, регламентирующего искусство скульптуры в Древнем Египте, можем ли мы представить себе, какими на самом деле были жители Древнего Египта? Глядя на портреты, мы видим молодых, сильных людей. Их лица спокойны и величественны, а широко раскрытые глаза смотрят сквозь время на каждое следующее поколение. Донесли ли эти портреты до нас реальный облик древних египтян? С уверенностью можно сказать, что мы видим их такими, какими они видели себя сами. В каждом египетском портрете представлено нечто большее, чем сходство с одним человеком, а именно то, что особенно мы ценим в портрете. В нем целая эпоха, весь окружавший его мир, все то, что составляло его характер и образ жизни. При этом египетский портрет несет в себе особенное чувство художественного стиля, который делает его уникальным достижением в истории мирового искусства.
Они так похожи в своем стремлении к совершенству, что мы почти не различаем их лиц, но почти каждого знаем по имени. Дорифор, Антиной, Диадумен, Афродита Книдская и Венера Милосская не создавались как индивидуальные портреты, но, конечно, базировались на некотором собирательном образе, абстрагированном до идеалов прекрасного, и донесли до нас представление древних греков, прежде всего, о самих себе.
Личностные, индивидуальные качества портретируемого впервые проявляются в искусстве Древнего Рима. Впервые в истории искусства появляются изображения, глядя на которые можно с уверенностью сказать, что перед нами конкретный человек. Идеалы общества, проявленные в портретах Древнего Египта и Древней Греции, сменились внутренним переживанием и острохарактерными особенностями одного человека. В портретах появилась мимическая выразительность. Вся гамма душевных переживаний: спокойствие и сдержанность, возвышенность и поэтичность, гнев, сила, страсть — все это представляют нам герои римского портрета. Перед нами проходит целая галерея представителей разных слоев общества, людей разных возрастных характеристик. Лица всех их совершенно индивидуальны. Поражает точность деталей одежды и разнообразных причесок. Вне сомнения, перед нами новый идеал эпохи — личность.
Спустя века к личностным и конкретным портретам скульпторы обратились в эпоху Возрождения. Вся философия и эстетика этого времени пронизаны возвышением человека. Героем времени стал ученый, интеллектуал, человек, познающий мир на собственном опыте, стремящийся раскрыть природу вещей и окружающих явлений. Вазари написал о Леонардо да Винчи, что он был великим художником, потому что собственноручно собрал несколько механизмов часов. Казалось бы, какое отношение имеет этот факт к достижениям в живописи? Но оказывается, что в период Возрождения важными понятиями для характеристики человека и его статуса были его интеллектуальное совершенство, научные достижения и военные успехи.
Именно это стремились отразить авторы портретов. Замечательные скульпторы Донателло и Дезедерио де Саттиньяно донесли до нас благородные и гармоничные лица своих современников. Но великий скульптор Микеланджело в своем творчестве почти не обращался к портрету. Его портретные статуи братьев Лоренцио и Джулиано, выполненные для гробницы Медичи, скорее являют собой совершенство пластики, нежели копийное сходство с моделями. Этот факт подтверждается тем, что очень скоро имена статуй поменялись местами и лишь столетия спустя исследователи все-таки разобрались в этом курьезе.
Сменившая Возрождение эпоха барокко отмечена замечательными достижениями в портрете. Целую галерею портретов современников оставил нам выдающийся скульптор Лоренцио Бернини. Все они совершенно созвучны идеалам своей бурной эпохи. Резкие, динамичные движения, эмоциональная мимика, индивидуальные характеры обострены и представлены более ярко. Каждый бюст окружен множеством дополнительных аксессуаров. Бурно вьются драпировки, пенятся кружева, изумляют ювелирной отделкой военные доспехи и тщательность разделки многочисленных завитых локонов в неизменных париках. Разность фактур подчеркнута комбинациями различных материалов. В одном произведении могут быть соединены белоснежный и цветной мрамор, бронза и золото. Все это призвано создавать иллюзию реальности. Но именно иллюзией и театральной условностью, не переходящей границы настоящего, отмечены прекрасные портреты барокко.
Кажется, что с каждым столетием искусство портрета все ближе и ближе подходит к реалистическим изображениям, но вместе с тем сравнивая портреты разных эпох, мы отчетливо понимаем, что здесь существуют ценности несравнимо большие, нежели ремесленно точное воспроизведение реальности. Прекрасные и реалистичные портреты Жана-Антуана Гудона поражают своей одухотворенностью. Он мог передать то неуловимое движение лица, особый момент взгляда, тонкое эмоциональное состояние, которые делают его портреты особенно жизненными. В них та невероятная легкость преодоления материала, которая и не подразумевает изнурительного копирования.
Выдающимся русским скульптором, работавшим в жанре портрета, был Федот Иванович Шубин, зачисленный в Академию художеств по просьбе М.В. Ломоносова. Великий ученый, ходатайствовавший за своего земляка, не ошибся, определяя его дарования. Шубин окончил Академию с золотой медалью. Среди его лучших произведений — портреты братьев Орловых, Румянцева-Задунайского, Паниной и других.
Традиции классиков портретного жанра унаследовали и развили замечательные мастера русской скульптуры В.Домогацкий, С.Коненков, В.Мухина, А.Голубкина, которая оставила интереснейшие заметки о ремесле скульптора. Эта небольшая книжка, в которой есть страницы, посвященные искусству портрета, будет особенно интересна начинающим скульпторам. Во второй половине XX века в жанре портрета с успехом работали Д.Народицкий, Ю.Орехов, А.Бурганов, В.Цигаль, Л.Кербель. И сегодня портрет особенно притягателен для молодых скульпторов. Именно здесь они могут соединить академические традиции и композиционные новации, проявить свою творческую индивидуальность.
Рассматривая композиционные особенности портретов, можно выделить некоторые группы. Среди них парадный портрет, мемориальный портрет, портрет этюдного характера, отражающий мгновенное состояние человека, и портрет, выполненный не с натуры, но подчеркнуто раскрывающий внутренний духовный мир человека и посредством этого передающий и более условное внешнее сходство, портреты-аллегории и портреты-символы. Выделилась целая группа портретов, в композицию которых включены архитектурные и интерьерные детали, аксессуары, несущие определенный символический смысл.
Этот краткий экскурс, конечно, не может охватить историю портрета как феномена истории искусства и культуры в целом. Но он призван обратить внимание на целый ряд важных понятий, составляющих искусство портрета.
Читайте также: