Анатолий кони оратор доклад

Обновлено: 08.07.2024

Вопреки общепринятым представлениям, он не был адвокатом, а, как правило, выступал в роли прокурора и судьи. Но вошел в историю как неподкупный и принципиальный юрист. И как выдающийся оратор.

Умный и честный

Родился Анатолий Федорович Кони в семье, которая была весьма далека от юриспруденции, но близка к театру: отец драматург, мать актриса. Поэтому в доме частенько собирались литераторы, актеры, а его крестным был известный писатель И. И. Лажечников. Их отец в конце своей жизни сказал, что Евгений, его старший сын, добрый, а Анатолий, младший, — честный.

На первые годы его службы пришлась судебная реформа — событие огромной значимости. Сам Кони писал:

На пике своей юридической карьеры Кони занимал высокие и ответственные должности, в том числе был прокурором Санкт-Петербургского окружного суда и председателем окружного суда. И даже почётным академиком Санкт-Петербургской академии наук по разряду изящной словесности. Он был известен своими блестящими обвинительными речами, но прославился необычным делом, в котором сыграл ключевую роль.

Дело Засулич

24 января 1878 года народница Вера Засулич пыталась застрелить петербургского градоначальника Трепова. Преступление стало широко известно, следствие провели крайне быстро, значительная часть общественности была на ее стороне, полагая, что ее до этого шага довели.

Кони не был ни прокурором, ни защитником на этом процессе, он председательствовал на суде. Министр юстиции и даже сам император Александр II требовали от него гарантий, что Засулич будет признана присяжными виновной, но Анатолий Фёдорович таких гарантий не давал, он был принципиально честен и не поддавался давлению. Тогда министр предложил ему сделать какое-нибудь процессуальное нарушение, чтобы оставалась возможность отменить неугодное решение. Анатолий Фёдорович на это ответил:

Я председательствую всего третий раз в жизни, ошибки возможны и, вероятно, будут, но делать их сознательно я не стану, считая это совершенно несогласным с достоинством судьи!

Присяжные Засулич оправдали. Кони, конечно же, оказался в опале, но продолжил свой труд, заслужив, в конце концов, и докторскую степень, и должность в Сенате, и членство в Государственном совете.

Блестящий оратор

Его выступления отличались прежде всего стройностью логики, ясностью мысли, живостью и образностью речи. При всей своей добродетельности и строгости он обладал прекрасным чувством юмора, которое порой помогалдо ему одергивать зарвавшихся.

Когда в 37 лет Кони был назначен сенатором, консерватор Буренин написал колкую эпиграмму:

Анатолий Федорович за ответом в карман не полез:

Он умер в 1927 году в возрасте 83 лет. На его похоронах собралось так много народу, что все в церковь не вместились и заполнили соседние улицы.

За год до смерти Анатолий Фёдорович написал:

Я прожил жизнь так, что мне не за что краснеть. Я любил свой народ, свою страну, служил им, как мог и умел. Я много боролся за свой народ, за то, во что верил…

Целью данного исследования является определение особенностей выступлений Анатолия Федоровича Кони, их дальнейший анализ и систематизация. Изучить уникальность А. Ф. Кони как оратора и юриста. Для выполнения поставленной цели необходимо разрешить ряд задач:
•изучить историю риторики и ораторской деятельности;
•рассмотреть изменение риторических идеалов с течением времени;
•проанализировать теорию и отличительные черты судебного красноречия;
•определить основные особенности речи А. Ф. Кони;
•на основе одного из выступлений проанализировать и систематизировать особенности речевой культуры оратора.

Содержание работы

Введение
1. Краткая история риторики
2. Биография Анатолия Федоровича Кони
2.1 Юридическая деятельность
2.2 Научная и педагогическая деятельность
3. Сила ораторского искусства А. Ф. Кони
3.1 Характерные приемы подготовки и построения речи
3.2 Характерные приемы выразительной речи
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная по риторике.doc

Поворот к лучшему наметился, когда И. К. Палена сменил министр Д. Н. Набоков, оценивший его честность, глубокие знания и горячую преданность делу. В 1881 г. Кони был назначен на должность председателя департамента Петербургской судебной палаты. Спустя четыре года его, несмотря на памятное дело Засулич, назначили на должность обер-прокурора уголовного кассационного департамента Сената. Обер-прокурором, а затем и сенатором А. Ф. Кони прослужил в уголовном кассационном департаменте шестнадцать лет. Многие дела, рассмотренные в Сенате с его участием, вошли в летопись российского судопроизводства. В 1900 г. Анатолий Федорович был избран Почетным членом Академии наук и оставил судебную деятельность, хотя и продолжал государственную службу сенатором в общем собрании Сената. После Октябрьской революции А. Ф. Кони остался вне государственной службы, поскольку не смог принять новый общественный строй.

Таким образом, А.Ф. Кони сыграл важную роль в становлении и развитии российского судопроизводства, основанного на принципах гласности и устности, ставящих судебных деятелей лицом к лицу с живым человеком. Анатолий Федорович Кони всегда выступал как борец за справедливость, принципиально отстаивающий самые гуманные и демократические идеи.

2.2 Научная и педагогическая деятельность

Интерес к науке у Анатолия Федоровича пробудился еще на студенческой скамье. Лекции по дисциплинам криминального цикла в университете его не удовлетворяли, и Кони стал изучать уголовное право самостоятельно, знакомясь с зарубежной и небогатой в то время отечественной литературой. Так возникла мысль написать кандидатскую диссертацию о праве необходимой обороны. И в дальнейшем, поступив на государственную службу, он продолжал заниматься научной работой.

Научная деятельность А. Ф. Кони имеет исключительное значение для просвещения, образования и воспитания в начинающих и даже опытных судебных деятелей нравственно-психологических начал судопроизводства. Его труды, посвященные важности и основам судебной техники, судебной психологии и судебной этики, и по сей день служат делу укрепления законности, развития правовой культуры, охраны прав личности. Деятельность А. Ф. Кони в тот период была подлинным подвигом во имя любви к своему народу.

3. Сила ораторского искусства А. Ф. Кони

Ещё в отдаленной древности выяснена зависимость успеха оратора от его личных качеств: Платон находил, что только истинный философ может быть оратором, Цицерон указывал на необходимость изучения ораторами поэтов, Квинтилиан считал, что оратором должен быть хороший человек (bonus vir). Все эти качества были присущи величайшему русскому юристу, выдающемуся судебному оратору Анатолию Федоровичу Кони. Изучая биографию А. Ф. Кони, невозможно не удивляться всесторонности его образования, широте взглядов, глубине мировоззрения. Его книги служат путеводителем по уголовному процессу, по нравственным его началам, и по всей культуре конца XIX века.

Сила его ораторского искусства проявлялась не в описании только статики, но и динамики психических сил человека. Он представлял не только то, что есть, но и то, как создалось существующее. Соответственно содержанию, и форма речей Кони указывает на выдающийся ораторский дар: его речи всегда просты и чужды риторических украшений. Он не следует приемам античных ораторов, пытавшихся воздействовать на судью посредством лести, запугивания и вообще возбуждения страстей. В общем можно сказать, что Кони не столько увлекал, сколько овладевал теми лицами, к которым обращалась его речь, изобиловавшая образами, сравнениями, обобщениями и меткими замечаниями, придававшими ей жизнь и красоту.

3.1 Характерные приемы подготовки и построения речи

Судебная речь по характеру подготовки отличается возможностью предварительной записи. А. Ф. Кони не советовал записывать весь текст, так как дело на суде может измениться и написанная речь окажется непригодной от начала до конца. Опираясь на тексты речей А. Ф. Кони, можно отметить ряд характерных его приемов, используемых в ходе непосредственного выступления в зале судебного заседания.

Во вступительной части Анатоли й Федорович устанавливал контакт с аудиторией, создавал благоприятные условия для восприятия речи оратора. Для достижения этой цели он использовал такой прием, как обращение внимания на характерные особенности дела, позволяющие актуализировать проблему, подчеркнуть сложность дела. Кроме того, Кони прибегал к непосредственному описанию картины преступления, что облегчало переход к главной части и давало возможность сразу изложить спорный пункт.

Главная часть заключалась в изложении фактических обстоятельств дела, в анализе и оценке собранных доказательств, характеристике личности подсудимого и потерпевшего, обосновании квалификации преступления. Здесь следует отметить следующие характерные приемы:

В заключительной части А. Ф. Кони использует такой характерный прием, как тесная логическая связь своей завершающей части выступления с другими частями обвинительной речи.

3.2 Характерные приемы выразительности речи

Важнейшим коммуникативным качеством обвинительных речей А. Ф. Кони служит их выразительность. Наиболее употребительными средствами являются:

    • речевые тропы (эпитеты, метафоры, сравнения);
    • фигуры (повтор, инверсия, антитеза, градация).

    Таким образом, художественные приемы, применяемые А. Ф. Кони, основаны на оптимальном сочетании образных средств (сравнений, метафор и др.) и риторических фигур (антитез, повторов, и др.), благодаря чему его речь достаточно и связно разработаны во всех ее частях (вступлении, главной части, заключении). Все это способствует их обличению в истинно художественные произведения, обеспечивая тем самым эффективное решение задач, связанных с процессом убеждения.


    Кстати, его блестящая карьера окончилась опалой именно из-за профессионализма и принципиальности А. Ф. Кони как председателя суда: он позволил вынести оправдательный приговор террористке Вере Засулич, покушавшейся на жизнь влиятельного полицейского чиновника. Царь и его правительство были крайне недовольны этим решением суда присяжных, с этого момента карьера А.Ф. Кони пошла на убыль.

    А. Ф. Кони творчески относился к законодательной базе и прецедентам, связанным с рассматриваемы делом. Он всегда выступал против механического приложения статей закона, считал необходимым тща­тельно изучать каждое дело. В адресе императорской Академии наук по случаю 50-летия служебной и общественной деятельности А. Ф. Кони отмечалось, что в судебную деятельность, этот выдающийся юрист внес творчество учителя: учителя правосудия, учителя глубокого психологического анализа, без которого немыслимо понимание поступков человека, учителя человеколюбия, без которого немыслим правый суд, учителя того истинного красноречия, которое на­ходит простые, но настоящие слова, проникающие в сердце и ум человека.

    Его обвинительные речи по уголовным делам остаются шедеврами русского судебного красноречия. Эти выступления в определенной мере напоминают остросюжетный роман или психологическую повесть. В защитительных и обвинительных речах П. А. Александров. А. Ф. Кони и многие другие являются блестящими знатоками человеческой психологии.




    Особое внимание уделял А. Ф. Кони звучанию речи, моменту акции. Необходимо периодически изменять тон речи, он не должен быть монотонным и раздраженным. Его надо то повышать, то понижать, можно менять: задумчивый на бодрый, задушевный на официозный. Жестикуляция оживляет речь, но пользоваться ею надо осторожно, жесты должны соответствовать смыслу, а не отвлекать от самой речи.

    Вся речь должна быть оригинальна и разнообразна. Можно выбирать себе группу слушателей и говорить конкретно ей: слушатели смотрят на лектора, им приятно, если и лектор смотрит на них, – этим завоевывается расположение аудитории, главное, чтобы этот взгляд был ненавязчивым.

    Говорящему необходимы выдержка и умение сосредоточиться на речи, никакие помехи не могут его сбить. Он отстранен от шуршания газет, производственных шумов, вспышек фотоаппаратов, плача детей и иных помех.

    Форма речи должна быть простой и понятной, иностранные слова допустимы, но при необходимости пояснены. Лирика может быть в речи, но ее должно быть мало и она должна быть искренней, как и вся речь. Элемент трогательного, жалостливого может быть в речи, но говорить трогательное надо сухим прото­кольным тоном, холодно, бесстрастно, иначе слушатели не будут тронуты.

    Секреты успешного ораторского выступления, по А. Ф. Кони, таковы:

    1) завоевать внимание слушателей;

    2) удержать внимание до конца речи.

    Привлечь начальное внимание аудитории можно простым, интересным и динамическим рассказом, содержание которого было бы близким и вызывало бы чувство сопереживания.

    Удержать внимание можно:

    1) краткостью речи – отсутствием всего лишнего;

    2) быстрым движением мысли так, чтобы слов было мало, а мыслей и чувств – много;

    3) краткими освежающими и поясняющими отступлениями (примерами, историями).

    Конец речи должен гармонично завершать выступление, то есть возможна связь с началом, чтобы не только по содержанию, но и по голосу лектора было ясно, что дальше говорить нечего.

    Уже будучи в отставке, на восьмом десятке лет А. Ф. Кони нашел свое новое призвание – стал заниматься преподавательской и лекторской просветительской деятельностью. Библиотеки и больницы, заводы и фабрики, Пролеткульт и Балтфлот — всюду, где бы он не выступал, его слушали с величайшим интересом. Лекции были на самые разные темы: о А. Пушкине, Л. Толстом, А. Пирогове, о воспитании детей. А общей чертой всех речей А. Ф. Кони были популяризация идей гуманизма. Такими же просветительскими были стихотворения А. Ф. Кони:

    Напутствовать юное хочется мне поколение.

    От мрака и грязи умы и сердца уберечь.

    Подобно античным риторам, А. Ф. Кони настаивал на обязательности для лектора и юриста высокой моральности и активной гражданской позиции оратора. Кроме того, по мнению А. Ф. Кони, юрист обязательно должен быть широкообразованным человеком, а не только специалистом в области юриспруденции.

    2. 2. П. С. Пороховщиков (П. Сергеич)

    (18 - 19 )

    Также, считает П. Сергеич, пониманию речи мешают слова-паразиты. Причиной использования сорных слов он считает бедность словаря оратора и его неподготовленность. Паузы для подбора нужного выражения заполняются вводными, ничего не значащими оборотами.

    Избежать этих недостатков помогает богатство словарного запаса оратора. Это необходимое условие каждой хорошо подготовленной речи. Образован­ный человек должен свободно распоряжаться этим богатством, подбирать синонимы и антонимы, обязательно знать значение всех терминов, которые он употребляет.

    «Проверьте себя: отделите известные вам слова от привычных, т.е. те, которые вы не только знаете, но и употребляете в разговоре: вы поразитесь своей бедности. Мы часто небрежны к словам в разговоре, но слишком заботимся о них на трибуне. Это выдает искусственность речи, когда нужна ее естественность.

    П. Сергеич советует молодому судебному оратору, прежде всего, составить план своего выступления, а для этого уяснить три вопроса:

    1. Что произошло и почему произошло?

    2.Что надо доказать присяжным?

    3.Чем можно оказать влияние на их решения?

    Молодому оратору необходимо учитывать логический и психологический факторы при составлении речи. В частности, он должен быть последовательным и не проявлять явно своих эмоций, а, наоборот, стараться вызвать их у слушателей.

    (1844-1927)


    Кстати, его блестящая карьера окончилась опалой именно из-за профессионализма и принципиальности А. Ф. Кони как председателя суда: он позволил вынести оправдательный приговор террористке Вере Засулич, покушавшейся на жизнь влиятельного полицейского чиновника. Царь и его правительство были крайне недовольны этим решением суда присяжных, с этого момента карьера А.Ф. Кони пошла на убыль.

    А. Ф. Кони творчески относился к законодательной базе и прецедентам, связанным с рассматриваемы делом. Он всегда выступал против механического приложения статей закона, считал необходимым тща­тельно изучать каждое дело. В адресе императорской Академии наук по случаю 50-летия служебной и общественной деятельности А. Ф. Кони отмечалось, что в судебную деятельность, этот выдающийся юрист внес творчество учителя: учителя правосудия, учителя глубокого психологического анализа, без которого немыслимо понимание поступков человека, учителя человеколюбия, без которого немыслим правый суд, учителя того истинного красноречия, которое на­ходит простые, но настоящие слова, проникающие в сердце и ум человека.

    Его обвинительные речи по уголовным делам остаются шедеврами русского судебного красноречия. Эти выступления в определенной мере напоминают остросюжетный роман или психологическую повесть. В защитительных и обвинительных речах П. А. Александров. А. Ф. Кони и многие другие являются блестящими знатоками человеческой психологии.

    Особое внимание уделял А. Ф. Кони звучанию речи, моменту акции. Необходимо периодически изменять тон речи, он не должен быть монотонным и раздраженным. Его надо то повышать, то понижать, можно менять: задумчивый на бодрый, задушевный на официозный. Жестикуляция оживляет речь, но пользоваться ею надо осторожно, жесты должны соответствовать смыслу, а не отвлекать от самой речи.

    Вся речь должна быть оригинальна и разнообразна. Можно выбирать себе группу слушателей и говорить конкретно ей: слушатели смотрят на лектора, им приятно, если и лектор смотрит на них, – этим завоевывается расположение аудитории, главное, чтобы этот взгляд был ненавязчивым.

    Говорящему необходимы выдержка и умение сосредоточиться на речи, никакие помехи не могут его сбить. Он отстранен от шуршания газет, производственных шумов, вспышек фотоаппаратов, плача детей и иных помех.

    Форма речи должна быть простой и понятной, иностранные слова допустимы, но при необходимости пояснены. Лирика может быть в речи, но ее должно быть мало и она должна быть искренней, как и вся речь. Элемент трогательного, жалостливого может быть в речи, но говорить трогательное надо сухим прото­кольным тоном, холодно, бесстрастно, иначе слушатели не будут тронуты.

    Секреты успешного ораторского выступления, по А. Ф. Кони, таковы:

    1) завоевать внимание слушателей;

    2) удержать внимание до конца речи.

    Привлечь начальное внимание аудитории можно простым, интересным и динамическим рассказом, содержание которого было бы близким и вызывало бы чувство сопереживания.

    Удержать внимание можно:

    1) краткостью речи – отсутствием всего лишнего;

    2) быстрым движением мысли так, чтобы слов было мало, а мыслей и чувств – много;

    3) краткими освежающими и поясняющими отступлениями (примерами, историями).

    Конец речи должен гармонично завершать выступление, то есть возможна связь с началом, чтобы не только по содержанию, но и по голосу лектора было ясно, что дальше говорить нечего.

    Уже будучи в отставке, на восьмом десятке лет А. Ф. Кони нашел свое новое призвание – стал заниматься преподавательской и лекторской просветительской деятельностью. Библиотеки и больницы, заводы и фабрики, Пролеткульт и Балтфлот — всюду, где бы он не выступал, его слушали с величайшим интересом. Лекции были на самые разные темы: о А. Пушкине, Л. Толстом, А. Пирогове, о воспитании детей. А общей чертой всех речей А. Ф. Кони были популяризация идей гуманизма. Такими же просветительскими были стихотворения А. Ф. Кони:

    Напутствовать юное хочется мне поколение.

    От мрака и грязи умы и сердца уберечь.

    Подобно античным риторам, А. Ф. Кони настаивал на обязательности для лектора и юриста высокой моральности и активной гражданской позиции оратора. Кроме того, по мнению А. Ф. Кони, юрист обязательно должен быть широкообразованным человеком, а не только специалистом в области юриспруденции.

    2. 2. П. С. Пороховщиков (П. Сергеич)

    (18 - 19 )

    Также, считает П. Сергеич, пониманию речи мешают слова-паразиты. Причиной использования сорных слов он считает бедность словаря оратора и его неподготовленность. Паузы для подбора нужного выражения заполняются вводными, ничего не значащими оборотами.

    Избежать этих недостатков помогает богатство словарного запаса оратора. Это необходимое условие каждой хорошо подготовленной речи. Образован­ный человек должен свободно распоряжаться этим богатством, подбирать синонимы и антонимы, обязательно знать значение всех терминов, которые он употребляет.

    «Проверьте себя: отделите известные вам слова от привычных, т.е. те, которые вы не только знаете, но и употребляете в разговоре: вы поразитесь своей бедности. Мы часто небрежны к словам в разговоре, но слишком заботимся о них на трибуне. Это выдает искусственность речи, когда нужна ее естественность.

    П. Сергеич советует молодому судебному оратору, прежде всего, составить план своего выступления, а для этого уяснить три вопроса:

    1. Что произошло и почему произошло?

    2.Что надо доказать присяжным?

    3.Чем можно оказать влияние на их решения?

    Молодому оратору необходимо учитывать логический и психологический факторы при составлении речи. В частности, он должен быть последовательным и не проявлять явно своих эмоций, а, наоборот, стараться вызвать их у слушателей.


    Российский юрист, прокурор, судья, государственный и общественный деятель, сенатор, член Государственного Совета, судебный оратор, литератор, почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности, профессор кафедры уголовного судопроизводства 1- го Петроградского университета.

    Истина и справедливость - это великие начала без которых не может жить человечество. А.Ф.Кони

    Анатолий Кони родился 28 января,9 февраля по новому стилю,1844 года в Петербурге в семье литератора и преподавателя Федора Александровича Кони и актрисы Ирины Семеновны Юрьевой. В 1855 году поступил в немецкую школу при церкви Святой Анны,а затем во вторую гимназию. Из VI класса гимназии прямо держал в мае 1861 г. экзамен для поступления в Санкт-Петербургский университет по математическому отделению, а по закрытии в 1862 г. Санкт-Петербургского университета перешёл на II курс юридического факультета Московского университета, где и кончил курс в 1865 г.

    По окончании в 1865 году университета со степенью кандидата права А.Ф.Кони поступил на временную службу счетным чиновником в Государственный контроль,затем был переведен в военное ведомство,где состоял при Главном штабе для юридических работ.

    Карьера

    25 декабря 1917 года Решением Совета народных комиссаров РСФР уволен с должности члена Государственного Совета в связи с упразднением этого органа. 10 января 1918 года избран профессором на кафедре уголовного судопроизводства Первого Петроградского университета. Вплоть до сентября 1927 года Анатолий Федорович читал лекции как в университете,так и в других учебных заведениях,музеях,общественных организациях.

    17 сентября 1927 года Анатолий Федорович умер. Первоначально был похоронен в Александро-Невской Лавре, затем в 1930 году прах перенесен на Литераторские мостки Волковского кладбища. На обелиске выбиты слова: Мыслил.Чувствовал.Трудился.

    Выдающийся оратор

    Отношение его к подсудимым и вообще к участвующим в процессе лицам было истинно гуманное. Злоба и ожесточение, легко овладевающие сердцем человека, долго оперирующего над патологическими явлениями душевной жизни, ему чужды. Умеренность его была, однако, далека от слабости и не исключала применения едкой иронии и суровой оценки, которые едва ли в состоянии бывали забыть лица, их вызвавшие. Выражавшееся в его словах и приемах чувство меры находит свое объяснение в том, что в нём, по справедливому замечанию К. К. Арсеньева, дар психологического анализа соединен с темпераментом художника. В общем можно сказать, что Кони не столько увлекал, сколько овладевал теми лицами, к которым обращалась его речь, изобиловавшая образами, сравнениями, обобщениями и меткими замечаниями, придававшими ей жизнь и красоту.

    8 января 1900 года Анатолий Фёдорович был избран почетным академиком Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. Он очень дорожил этим званием,систематически выступал с докладами о жизни и творчестве И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, А.С. Пушкина, Л.Н.Толстого, Ю.М.Лермонтова.

    Дело Веры Засулич

    24 января 1878 года В.И.Засулич пыталась убить выстрелами из пистолета Петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова. Это преступление получило широкую огласку. Дело велось в быстром темпе. Министр юстиции граф Пален и Александр Второй требовали от Кони гарантий,что Засулич будет признана присяжными заседателями виновной. Анатолий Федорович таких гарантий не дал. Тогда Министр предложил Кони сделать в ходе процесса какое-либо нарушение законодательства, чтобы была возможность отменить решение в кассационном порядке. Анатолий Федорович ответил: я председательствую всего третий раз в жизни,ошибки возможны и , вероятно, будут, но делать их сознательно я не стану, считая это совершенно несогласным с достоинством судьи. Вердикт присяжных заседателей по делу Засулич был" Нет, не виновна". Анатолий Федорович оказался в опале,его начали преследовать,постоянно ставился вопрос о его переводе на другую работу.

    Литература:

    1.Собрание сочинений т.1-8.Ю.Л. 1966-1969г.

    2.Смолярчук В.И. Анатолий Федорович Кони.Москва, "Наука",1981г.

    3.Смолярчук В.И. Гиганты и чародеи слова.Москва.Ю.Л. 1984г.

    4.Высоцкий С.А. Кони.ЖЗЛ."Молодая гвардия" 1988г.

    5.Сашонко В.Н. "А.Ф. Кони в Петербурге-Петрограде- Ленинграде" Лениздат.1991г.

    Читайте также: