Аналитический доклад по итогам удаленной учебы

Обновлено: 02.07.2024

10 проблем дистанционного обучения и пути их решения

Потрясшая весь мир пандемия показала, насколько отечественная система образования не готова к дистанционному обучению. А надо бы подготовиться, потому что именно к такому формату обучения плавно переходит образование во всем мире.

На нашем телеграм-канале вы можете отслеживать полезные советы для студента. А в группе можно найти выгодные предложения. Сегодня расскажем, с какими трудностями уже успели столкнуться первопроходцы в дистанционном обучении и как эти трудности преодолевают учащиеся по всему миру.

Проблемы ДО и пути их решения

В период дистанционного обучения учащиеся столкнулись с большими проблемами, которые влияют на качество обучения. Давайте рассмотрим каждую более подробно и узнаем, есть ли решение.

Проблема 1: отсутствие личного общения с преподавателем

Теперь не получится в любое удобное время найти преподавателя, чтобы он объяснил вам непонятную тему, поставил зачет во внеурочное время или проверил домашку. Все общение в строго регламентированное время, и уговорами повлиять на сроки выполнения не получится.

Решение: придется приучить себя к дисциплине и фиксированию сложных моментов на бумаге. Потом, во время занятия можно задать интересующие вопросы и ничего не упустить.

Проблема 2: технические проблемы в ходе дистанционного обучения

Система образования не может в один миг решить вопрос связи преподавателя с сотнями студентов по сети для проведения лекции. А что, если один не слышит, а другой не видит? Нужно до автоматизма довести работу технических средств и программ, чего в университетах пока не могут сделать.

Для вуза перевести всех на дистанционное обучение связано с огромными финансовыми затратами. Кроме оснащения всех преподавателей и студентов нужными техническими средствами и ПО нужно найти и подготовить специальные кадры, которые будут помогать решать проблемы технического характера в процессе обучения.

Решение: использовать уже готовые решения, популярные во всем мире. Можно взять успешный опыт онлайн-школ и курсов. Использовать опробованные средства:

Не забывайте, у нас еще слишком мало опыта. Поэтому ошибки будут неизбежны.

Проблема 3: нет возможности развивать навыки живого общения (с преподавателями, учащимися, администрацией вуза)

Поиск друзей и знакомых по интересам, налаживание связей и полезных контактов, даже возможность списать или договориться насчет конспекта – всего этого теперь нет в дистанционном обучении.

Эта же актуальная проблема ДО в РФ вызывает трудности для учителя при дистанционном обучении: отсутствие живого контакта не дает понимания, чем живет и дышит современная молодежь, чтобы развиваться в том же направлении.

Решение: теперь придется надеяться только на себя. А что до живого общения – придется искать его в других местах: кафе и кино, театрах и выставках. Впрочем, никто не мешает скооперироваться со студентами своего курса и сделать хорошей традицией собираться для отмечания сессии вместе.

Проблема 4: не все профессии можно освоить дистанционно

Сначала мы сталкиваемся с тем, что не любую профессиональную практику можно пройти дистанционно. Например, медицинскую, строительную, на производстве и т.д.

Но теперь перед нами стоит еще более сложная проблема: оказывается, что не каждую профессию в принципе можно освоить удаленно.

Как делать вскрытие или осматривать место преступления по сети? Как лечить животных и делать уколы пациентам? Как проводить буровые работы и проводить археологические раскопки?

Решение: для таких профессий чаще всего существует смешанная система обучения, когда часть занятий проходит дистанционно, а часть вживую. Поэтому не пугайтесь и смело учитесь удаленно.

Проблема 5: отсутствие самомотивации и самодисциплины

Не у всех достаточно силы воли и поддержания мотивации к обучению. Все это осложняется еще и тем, что часто студенты выбирают профессию неосознанно. Они еще не сталкивались вживую с той профессией, которую выбрали для себя. Отсюда и отсутствие осознанного желания скорее к ней приступить, к чему приведет лишь успешное обучение.

Для других хорошим мотиватором является регулярный контроль преподавателя и личный контакт с педагогическим составом.

Особенно это важно для первокурсников, которые еще не приноровились к местным правилам и обычаям и не знают, насколько важна самостоятельная работа. А ведь в школе к этому не готовят (домашнее задание не в счет, оно ни в какие рамки не идет с тем, что задают в университете).

Решение: пробуйте найти свою мотивацию к обучению – для этого существуют разные техники. Работайте над самодисциплиной. Если не удается, соберите группу единомышленников, чтобы помогать друг другу.

Проблема 6: студент не может сравнивать свои достижения с достижениями сокурсников

Речь идет не об оценках, а о работе на занятиях. Ответ у доски, навыки работы на семинарах, выступления на конференции и другое – все это позволяет оценить свои скиллы, навыки окружающих и в итоге стремиться к совершенству. А при ДО этого нет.

Решение: а вот это скорее плюс, ведь теперь вы можете свободно и объективно оценивать себя без оглядки на окружающих. Однако нет и показателей, куда расти. Можно попросить преподавателя составить список критериев, по которым вы могли бы развиваться дальше. Или в общем чате попросите сокурсников смело критиковать вас по существу. А еще обязательно узнайте все возможные способы обратной связи с преподавателем и правила общения с ним (удобное время и способ связи).

Проблема 7: отстраненная оценка материала


Нестор Петрович точно знал, как привлечь внимание учеников

Решение: смиритесь с тем, что информация – это всего лишь информация. Оценивайте ее критично, а не по эмоциональной окраске речи преподавателя. Впрочем, всегда можно найти автора книги по предмету, увлеченного своей сферой и так же увлеченно о ней рассказывающего.

Проблема 8: преподавателю сложно оценить невербальные показатели усвоения и понимания материала

Непонятные взгляды, длительное молчание после подачи материала, задаваемые вопросы – по всему этому можно оценить степень понимания информации. При необходимости преподаватель может даже найти слабое место и е его пояснить здесь и сейчас, приводя новые примеры, изменяя темп речи и даже способ подачи материала.

ДО же ограничивается сухой подачей и контролем, потому что такой тесной связи с учениками нет.

Решение: все недовольства и непонятные моменты привыкайте озвучивать сразу же. Помните: преподаватель не умеет читать мысли и может даже не видит вас. Помогите ему увидеть слабые места и устранить их.

Институты дистанционного образования по ошибке воспринимаются как низкокачественные, даже если отзывы выпускников и работодателей на высоте. Нужно провести работу по информированию населения о том, что на самом деле такой вид обучения – новый этап развития системы образования во всем мире, а не способ удешевить его.

Проблема 9: обезличивание преподавателя и студентов

Когда преподаватель видит перед собой ученика, он видит личность: со своими достоинствами и недостатками, проблемами и жизненной ситуацией, особенностями усвоения информации. Все это позволяет подходить к каждому индивидуально. И вот тут возникают основные сложности дистанционного обучения.

При ДО учеников воспринимают как объектов, общую массу. Это создает определенные психологические проблемы в организации эффективного дистанционного обучения.


Проблема 10: соблазн несамостоятельной учебы и плохого контроля выполнения домашнего задания

Отсутствие личного контакта и общения приводят к тому, что ученик перестает видеть смысл и ценность в самостоятельном выполнении работы. А преподаватель не имеет возможности проверять работу студентов достаточно качественно.

Решение: тут нужно просто созреть и понять, что учеба нужна в первую очередь вам, и только при самостоятельном обучении в голове отложатся нужные знания. Ну а если раз в год понадобится помощь на стороне, на знания это никак не повлияет.

Не у всех есть возможности учиться онлайн. И дело не только в деньгах, но и в отсутствии высококачественной связи во многих регионах России. Это делает ДО затрудненным или вовсе невозможным.

Многие пугаются, что при ДО ученик остается один на один со своими проблемами. И пока система не доведена до совершенства и автоматизма, скорее всего так и было бы.

Но к счастью, у вас есть надежный помощник в виде студенческого сервиса, который не оставит на произвол судьбы и поможет в период карантина решить основные проблемы и трудности перехода на дистанционное обучение в вузе России без больших потерь.

Аналитический отчет представляет собой описание тщательного исследования того или иного вопроса по завершении определенного планового этапа. Перед составлением данного документа необходимо разобраться в особенностях его структуры и требованиях к оформлению. Структура отчета достаточно проста, но знание нюансов во многом облегчит его составление.

Структура

Чтобы составить отчет грамотно и быстро, нужно соблюдать очередность таких составляющих:

  • титульный лист;
  • содержание отчета;
  • введение;
  • основная часть документа (аналитический и проектный раздел);
  • заключение;
  • список использованных источников;
  • приложения.

аналитический отчет

Как написать аналитический отчет?

Основная часть отчета, как правило, содержит несколько разделов и подразделов, логически связанных между собой. В каждой главе или пункте понятно и четко должен быть выражен материал. Нельзя забывать о ссылках на использованную литературу.

Выводы о проделанной работе выносятся в заключение. Надо не просто перечислить итоги исследования, но и дать разъяснения по каждому из них. Список использованных источников составляется по алфавиту. Аналитический отчет за год может содержать приложения, в них включают большие информационные блоки, каждый из которых должен сопровождаться ссылкой в тексте. К отчету прилагают документы и источники, используемые при его составлении: таблицы, диаграммы, схемы, графики и другие.

аналитический отчет воспитателя за год

Анализ проблемы

Основным секретом правильного составления аналитического отчета является проведение глубокого анализа определенной проблемы. Описание его итогов должно быть ясным и подкрепленным аргументацией. Проведя параллели, сравнив явления, можно сделать качественные выводы по проведенному исследованию. Соблюдение простых советов поможет составить интересный и достоверный аналитический отчет по ФГОС в кратчайшие сроки.

Как поставить цель?

Цель необходимо формулировать кратко и как можно точнее. В смысловом отношении она выражает главную задачу, которая стоит перед специалистом, и ожидаемые результаты. Например, педагогическая цель должна быть направлена на развитие ребенка, появление ожидаемого результата необходимо оценить и измерить. Конкретизировать и развить цель помогают задачи – это действия для её реализации, которые в отчете перечисляют по порядку. Таким образом, процесс достижения цели делится на этапы. Они сформулированы как задачи: освоение технологии, создание системы работы, мониторинга и другие действия.

аналитический отчет воспитателя по фгос

Методические рекомендации

В аналитическом годовом отчете должны быть отражены все направления деятельности, предусмотренные рабочими планами и журналами. Аналитический отчет воспитателя по ФГОС (или педагога) включает качественные и количественные показатели по каждому виду работ. В нем могут сочетаться несколько видов анализа.

  • Сравнительный – сопоставление явлений, единых по природе и общим характеристикам. Сравнивать требуется внешние, внутренние признаки и условия эффективности.
  • Анализ структуры позволяет выявить роль и значение одного или нескольких факторов для успешного функционирования структуры.
  • Корреляционный – это установление зависимости одного элемента от другого. Взаимосвязь может возникать в ситуации, в процессе или системе. "Корреляция" переводится с латинского как "взаимная зависимость явлений".
  • Функциональный – это характеристика объекта с точки зрения его функций и выявление их взаимосвязи.
  • Системный – позволяет выявить структуру и способы взаимосвязи объектов.
  • Детерминационный позволяет установить причинно-следственные связи между явлениями, событиями, объектами.
  • Критический анализ – это выявление плюсов и минусов деятельности или личности.

аналитический отчет психолога

Аналитическая часть отчета

Аналитическая часть описывает результаты труда. Для педагога это саморазвитие, развитие педагогики в теории и практике, итоги образования воспитанников.

В отчете предоставляется результат и критерии его оценки. Среди последних выделяют процессуальные и результативные показатели. К процессуальным относят:

  • осуществление профессиональной деятельности;
  • реализацию собственного профессионального потенциала;
  • организацию видов деятельности и общения;
  • средства воздействия, способствующие или препятствующие достижению цели.

К результативным показателям относят достигнутые итоги в количественном и качественном измерении. Они приоритетны в оценке эффективности деятельности. Поэтому автору отчета требуется соотнести достигнутые результаты с предметом проектирования.

Проектная часть

В проектной части указываются проблемные ситуации, трудности, с которыми специалист столкнулся в процессе своей деятельности. Расписываются направления и этапы по совершенствованию работы, проблема, тема, объект и предмет следующего отчетного периода.

В заключительной части оценивается собственная аналитическая деятельность, отмечаются направления для саморазвития, планируется самосовершенствование в профессиональном направлении.

аналитический отчет педагога

Аналитический отчет педагога

Значимость преподавателя подтверждается во время аттестации. Это мероприятие позволяет установить уровень квалификации педагога. Чтобы предоставить профессиональному сообществу итоги своего труда, приходится составлять аналитический отчет учителя. Оценка результатов профессиональной деятельности может осуществляться и в межаттестационном периоде.

Аналитическим отчетом педагога является документ, обобщающий результаты профессиональной деятельности за определенный период. Данная форма позволяет системно изучить собственную деятельность, ее эффективность, откорректировать работу, открыть новые возможности для саморазвития. В отчете педагог анализирует итоги работы и ее эффективность. Результаты своего труда оцениваются в соответствии с поставленными в периоде целями и задачами. Цель аналитического отчета - проведение самоанализа и самооценки профессиональной деятельности учителя за истекший период.

Отчет психолога

Профессиональная деятельность психолога, так же как и педагога, требует постоянного анализа собственных действий и особенностей людей, с которыми он работает. Проделанные выводы позволяют специалисту спроектировать следующие шаги для совершенствования своей работы. Аналитический отчет психолога является вторичным и основывается на общих данных, полученных на базе оперативного или текущего анализа проведенных мероприятий.

Объектом отчета выступает деятельность психолога: обследования, профилактика, диагностика, исследовательские, коррекционные, развивающие мероприятия. Предметом является анализ профессиональных действий, изучение свойств или показателей.

Составляя отчет, педагог-психолог должен соблюсти принципы анонимности и конфиденциальности, то есть он предоставляет информацию в виде общих результатов. Анализ выполненных задач предполагает описание возникающих затруднений, проблем, которые, как правило, становятся задачами на новый учебный период. Новые средства анализа позволяют прописать перспективы дальнейшей трудовой деятельности.

аналитический отчет за год

Справки и заключения

К аналитическому отчету психолога прилагается статистическая справка за отчетный период, установленный в организации. Данные в виде заключений и итогов по видам деятельности являются дополнением к служебной документации. Заключения по направлениям работ могут включать:

  • индивидуальную психодиагностику;
  • групповую психодиагностику;
  • индивидуальную развивающую или коррекционную работу;
  • групповую развивающую или коррекционную работу.

Заключение можно составить в свободном виде или на основе стандартных форм.

Годовой отчет воспитателя

Аналитический отчет воспитателя за год содержит следующие разделы:

  • Общая характеристика группы.
  • Итоги по выполнению образовательных программ. Деятельность по подготовке к школе и ее приоритеты. Формирование детской личности. В процессе каких видов деятельности достигаются поставленные цели? Это разнообразная игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная деятельность. Направления работы для воспитателя.
  • Аналитический отчет воспитателя за год должен содержать ответ на вопрос о том, чего удалось достигнуть в плане физического, познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического развития детей.
  • Мероприятия с детьми и их краткая характеристика.
  • Отчет об итогах работы с детьми. Деятельность по проектам.

По каким критериям оценивается отчет?

  1. Обоснована ли актуальность темы? Должны присутствовать нормативно-правовые материалы, подтверждающие важность темы, доказательства необходимости ее разработки.
  2. Обоснована ли проблема, противоречия, на разрешение которых направлен аналитический отчет? Цель отчета, иерархия задач.
  3. Оценка содержания отчета. Общекультурное, методологическое, нормативно-правовое обоснование, эффективность в социально-экономическом плане и психолого-педагогическое основание.
  4. Система партнерских взаимодействий.
  5. Результаты, их анализ и оценка, соотношение с целями, задачами и прогноз.
  6. Уровень информационной культуры представления результатов. Как оформлен аналитический отчет ДОУ?
  7. Перспективность и применимость отчета на практике в профессиональной деятельности.

аналитический отчет по фгос

Аттестация и защита аналитического отчета

Защита отчета может быть формой проведения аттестации. Выступление займет от 10 до 15 минут, плюс ответы на вопросы экспертов. Что надо включить в доклад?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цифровая образовательная среда помогает развить учебную самостоятельность и ответственность детей, предоставляет школьникам разнообразные инструменты для продуктивной деятельности. Возможность получить знания самостоятельно, ориентироваться в больших объемах информации - это то качество, которое требуют современные работодатели от своих подчиненных. И электронный образовательный контент сегодня дает учащимся возможность быть завтра востребованными на рынке труда.

Ещё 20-30 лет назад человек, желающий получить новые знания, был вынужден регулярно посещать учебные заведения, библиотеки. А сегодня для обучения нам нужен компьютер с доступом в интернет.

Сегодня, хотим мы этого или нет, но набирает популярность дистанционное обучение.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии между учителем и учащимися. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль усвоения материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет. Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему обучения состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья и т.д.

Преимущества дистанционного обучения.

Дистанционное обучение позволяет:

- решить проблему интерактивного общения при взаимодействии учителя и учащихся, учителя и учебной группы, отдельного учащегося и учебной группы;

- обеспечить постоянный контроль за степенью усвоения учебного материала;

- обеспечить учащихся учебными материалами и учебной информацией, хранящимися на разнообразных информационных серверах и в базах данных телекоммуникационных сетей;

- развить у учащихся умение самостоятельно учиться;

- обеспечить гибкое обучение с возможностью индивидуально построенного курса по предмету;

- обеспечить обучение детей с особыми образовательными потребностями, а также часто болеющих детей;

- организовать работу с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);

- оказывать помощь учащимся по самостоятельному освоению отдельных тем или разделов школьного курса;

- оказывать помощь по профильному изучению интересующих учащихся предметов;

- при заочной форме обучения;

- организовать выполнение проектов и исследовательских работ.

Сегодня эта форма актуальна в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Карантин заставил людей кардинально изменить свой образ жизни и перестроиться на дистанционную форму работы. Кто-то освоился очень быстро и теперь успешно балансирует между работой и домашними обязанностями. А вот учителям повезло меньше: мало того, что нужно полностью менять формат привычных занятий, так ещё и новые технологии осваивать приходится, чтобы хоть как-то организовать учебный процесс. Использование дистанционных технологий стимулирует педагога к постоянному самообразованию и саморазвитию, ведь оно предполагает умение: 1) вести поиск в различных электронных справочниках, базах данных, информационно-поисковых системах; 2) организовывать хранение информации, проводить ее анализ и выбирать адекватные формы ее представления с помощью современных мультимедийных технологий; 3) использовать полученные данные при решении конкретных творческих и проблемных задач.

Анкетирование, проведенное в августе показало, что педагоги школы хорошо владеют ИКТ.

1. Какие средства ИКТ вы используете в своей повседневной практике?

-текстовый редактор – 89%

-электронные базы данных-71%

-электронные таблицы – 89%

-программы для создания презентаций – 89%

-распечатка доп.упражнений – 89%

-программы для работы с видео, звуком и графикой – 78%

-презентации, видеофильмы – 100%

- электронная почта – 100%

- поиск информации в интернете – 100%

- электронные тесты – 68%

- электронные словари и энциклопедии – 68%

- интерактивные доски – 25%.


2. Каким способом вы используете ИКТ для реализации профессиональных задач:

- делаю поурочное планирование –24

- ищу учебные материалы в Интернете – 100%

- использую ИКТ для мониторинга развития учащихся – 57%

- эффективно использую ИКТ для объяснения на уроке – 78%

- использую ИКТ для взаимодействия с учителями и родителями – 78%


3. Как ИКТ влияют на вашу работу?

-скорее помогают – 57%

-скорее мешают – 0

-в равной степени помогают и мешают – 18%.


4. 36% педагогов требуется помощь в овладении ИКТ.

5. 82% опрошенных считают, что использование ИКТ облегчают подготовку к урокам.

Внедрение дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс сопровождается целым рядом проблем и трудностей.

Минусы дистанционного обучения:

1.Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.

2.Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, результат обучения напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.

3.Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность: компьютер и выход в Интернет.

4.Отсутствует постоянный контроль над обучающимися. А мы знаем, что контроль является мощным побудительным стимулом.

5.В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.

6.Многодетные семьи оказались в неравных условиях: сразу всем детям организовать дистанционное обучение физически крайне сложно, а иногда невыполнимо.

7.Для учителя дистанционное обучение означает ненормированный рабочий день. И это не всегда положительно отражает на качестве образования.

8.Маленьким детям дистанционное обучение даётся с огромным трудом. Для них способность учится самостоятельно, без контроля, не всегда заканчивается успешно. Трудно представить, как первоклассники будут обучаться дистанционно. Дети день и ночь мечтают пойти в школу, общаться с первым учителем, одноклассниками. Ребёнок и не поймёт, как ему правильно учиться.

9.Порой и в классе трудно контролировать поведение детей, а следить за их поведением онлайн кажется и вовсе невозможным. Особенно, если всё время возникают какие-нибудь трудности: то соединение плохое, то не открывается файл, а то и вовсе компьютер сломался.

10. воздействие технических средств на учеников (рябь монитора, шум от системного блока или ноутбука, колонок, микрофона, светоотражение лучей от экрана или электронной доски).

Для устранения проблем при обучении с применением дистанционных технологий важно учитывать, что в виртуальном пространстве большую роль играют мотивация и заинтересованность учащегося. Даже самые лучшие и передовые технологии, такие как информационные и психолого-педагогические, без оптимизации учебного процесса могут оказать обратное воздействие, поэтому для качественного и доступного образования недостаточно просто внедрить систему дистанционного образования в процесс обучения, необходим творческий подход к делу, создание налаженной системы организации учебной деятельности учителей и учащихся. Ведь обучение с применением дистанционных образовательных технологий - это всего лишь специфическая форма организации обучения, требующая изменения устоев традиционного учебного процесса и пересмотра принципов и методов в педагогической деятельности.

Как учить? Как продолжить обучение, чтобы переход был наименее болезненным для учеников и помог учителю сохранить тот уровень обучения, который уже продемонстрирован участникам образовательных отношений. Дистанционные технологии обучения предполагают общение между учеником и учителем, хоть и на расстоянии. Но как вести уроки без доски и мела, когда ничего нельзя записать, показать, без живого общения? Может, просто указывать ссылки на видеоуроки для изучения новой темы, как мы это делали весной? Но ведь не каждый ученик может настроить себя так, чтобы полностью изучить новые темы без помощи учителя. И будет ли тогда целесообразно такое обучение? А значит, проведение онлайн-уроков просто необходимо. Самое сложное – это провести урок так, чтобы по своей сути онлайн-урок оставался тем же традиционным уроком, но проводимым в режиме онлайн-трансляции и с соблюдением учителем всех требований к традиционному уроку.

В первую очередь при разработке урока для дистанционного обучения принимаем во внимание изолированность учеников, для которых учебные материалы готовим с необходимыми инструкциями или пояснениями.

Вероятнее всего большинство из нас выберут платформу Zoom. Эта платформа позволяет без особого труда организовать бесплатно (что немаловажно) конференцию длительностью 40 минут, управлять участниками конференции. Программа подходит не только для индивидуальных, но и групповых занятий, ученики могут заходить как с компьютера, так и с планшета и телефона. К видеоконференции может подключиться любой, имеющий ссылку, или идентификатор конференции.

Zoom обеспечивает обратную связь между учителем и учениками. Самый простой способ провести урок в Zoom – это попросить учеников открыть их печатные учебники и по ним заниматься. В это время учитель может открыть электронную версию учебника у себя на компьютере, включить демонстрацию экрана в Zoom, чтобы показывать ученикам, что именно надо делать, на какие вопросы отвечать и какое задание выполнять. При изучении новой темы можно включить видеоурок, презентацию и т.д.

На мой взгляд, один из путей изучения той или иной темы такой: онлайн-урок по новой теме проводит учитель, в качестве домашнего задания дается ссылка на видеоурок или прикрепляется презентация, указываются страницы учебников и номера. На следующем уроке учащимся предлагается ответить на вопросы и выполнить задания, составленные учителем. После проверки можно было оценить уровень усвоения новых знаний и продолжить изучение темы с учетом результатов.

Как предотвратить, или хотя бы минимизировать списывание с решебников, ГДЗ, друг у друга? И здесь существует самый простой алгоритм работы:

Составление заданий учителем (5-8классы).

Задания из других учебников, сборников.

Если задания из учебника, то обязательно добавить дополнительное задание или требование к выполнению задания.

Какие могут возникнуть трудности при дистанционном обучении?

1.Переизбыток коммуникации

Работая с учениками дистанционно, педагог должен как-то с ними общаться, чтобы организовать учебный процесс. Многие используют социальные сети или видеочаты, однако большинство всё же полагается на старые добрые емейлы. Трудности возникают с любым из этих способов коммуникации: и чаты, и почта одинаково быстро засоряются.

2. Доступ к заданиям

Дистанционное обучение эффективно только в том случае, если материалы будут доступны ученику. Несмотря на то, что современные дети буквально живут технологиями, некоторые из них до сих пор не имеют компьютера и смартфона с доступом к Интернету. И если у вас есть такой ученик, тогда возникает вопрос — как организовать его обучение?

Самое очевидное решение — обратиться к классному руководителю, а он в свою очередь должен связаться с родителями учащегося и передать список заданий на несколько дней.

А вот как эти задания потом проверить — мы должны решить. Если это самостоятельная или контрольная работа, то, очевидно, проверяем все работы. Если это очередная домашняя работа, то проверяем не менее 25% работ, т.е. если в классе 24 ученика, то проверяем ежедневно в этом классе не менее 6 работ.

3. Видеоуроки

Переход на дистанционное обучение стал неожиданностью для многих педагогов. Оказавшись в незнакомой ситуации, мы по инерции стремимся действовать по привычной схеме. Многие учителя пытаются повторить обычные школьные уроки в онлайн-режиме. Однако, дистанционное обучение требует других способов подачи материала и методик для вовлечения детей. Видеоуроки значительно упрощают процесс передачи информации и создают условия, максимально похожие на обстановку в классе: дети устанавливают зрительный контакт с учителем и получают визуальную репрезентацию происходящего. Однако такой способ проведения уроков несёт в себе немало трудностей. Прямые трансляции трудно контролировать, особенно если учитель дома не один. Появление кота или собаки в камере — это не самая досадная неприятность, которая может помешать работе. Гораздо хуже, если дома есть маленький ребенок, который привык громко играть или постоянно отвлекать родителя от его дел. Такая практика может поставить учителей в неудобное положение и значительно усложнить и без того нелегкую задачу. В конце концов, мы не обучены работе в прямом эфире: реальность такова, что этот метод преподавания требует много времени и может быть действительно стрессовым для человека, проводящего урок. Но так как мы поставлены перед необходимостью проводить видеоуроки, то, возможно, стоит попробовать записать пробный видеоурок. Это поможет вам избежать лишнего стресса и неприятных казусов во время прямой трансляции. Кроме того, наличие записи означает, что контент будет доступен в любое время, а значит, ученик всегда сможет пересмотреть видео и повторить пройденный материал.

Перегруппируйте темы, поставив в начало более простые. Первые несколько дней главная задача для Вас и Ваших учащихся — не содержание, а освоение нового формата.

4. Предоставление обратной связи

5. Учет особенностей современных детей.

6. Грамотная формулировка заданий.

7. Удерживайте внимание обучающихся.

И взрослому, и ребенку трудно долго концентрироваться на одном изображении. Чаще переключайте внимание детей: используйте видеоролики, добавьте в свои материалы иллюстрации и интересную инфографику. Если Вам нужно дать классу упражнение во время урока, подберите заранее платформу с подходящими заданиями и отправьте детям ссылку. Детям будет интересно, а вам не придется проверять сфотографированные тетради. Дети не видят, если Вы переключаете что-то у себя на компьютере или пытаетесь открыть программу — не молчите, комментируйте свои действия. Так Вы удержите внимание детей.

Вреден ли ребенку и учителю компьютер?! Да, вреден, но поскольку жизнь сложилась так, что мы с вами уже не умеем обходиться без компьютера, необходимо найти возможности сократить вред, причиняемый компьютером, и попытаться научить своих детей помимо вреда извлекать из дружественной машины пользу. Здоровьесбережение на онлайн-уроках – задача учителя. Обучение онлайн требует того, что ребенок много работает на компьютере. Повредит ли здоровью ребенка длительное сидение перед экраном? При соблюдении принципов здоровьесберегающего обучения мы сможем сохранить психологическое и физическое состояние ученика и на онлайн-уроках. Следует учитывать сложности восприятия информации – невсегда хорошая связь, напряжение зрительного и слухового аппаратов, эмоциональное напряжение. Обязательно нужно правильно построить урок (смена видов деятельности), передавать доброжелательный, поддерживающий эмоциональный фон, проводить физминутки для глаз и снятия физического напряжения.

При дистанционном обучении, как никогда, необходимо соблюдать правила, которые обезопасят здоровье наших юных гениев: соблюдать чувство меры, время должно быть строго регламентировано, делать паузы, использовать оптимальные настройки монитора. Нельзя забывать, что всё хорошее в меру! Даже самый замечательный и полезный урок, организованный с помощью дистанционного обучения может стать вредным для ребёнка. Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, к психологической зависимости от виртуального мира. Но те, кто не пренебрегает правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не испытает. И компьютер для них будет только другом.

Читайте также: