Американский доклад россия сценарии 2030

Обновлено: 05.07.2024

1. Будущее России по версии аналитиков ВВС США

Рассказывая о перспективах России к 2030 году, авторы доклада отмечают, что ранее разведка США уже допустила серьезный просчет, когда недооценила потенциал возрождения страны в начале 2000-х. Сегодня Америка вынуждена считаться с тем, что Россия, избравшая свой собственный путь развития, равноудаленный от азиатского авторитаризма и западной демократии, к 2030 году снова начнет представлять серьезную угрозу для американских национальных интересов в мире.

Эксперты ВВС США отмечают, что к 2030 году Россия возродится в роли мощной региональной державы, опередив по темпам своего экономического развития многие страны Запада. При этом основой экономики России, как и сейчас, будут оставаться добывающие отрасли промышленности, хотя и другие составляющие российской экономики получат развитие.

Формируя свою внешнюю политику, Россия во главу угла будет ставить собственный региональный геополитический статус, сконцентрировавшись на обеспечении безопасного доступа своих энергоресурсов на мировой рынок. Руководствуясь этим приоритетом, ключевые интересы для России будут расположены в странах СНГ, Восточной Европе и в Средней Азии.

Если говорить о возможных сценариях развития государственности в стране, то эксперты считают, что самый маловероятный сценарий получает – неудавшееся государство. Россия все еще обладает огромными экономическими ресурсами нефти, газа, драгоценных и цветных металлов, древесины, которые выполняют роль страхующего буфера от возможных социальных волнений и связанных с этим политических изменений. Даже при сохранении очень высокого уровня коррупции и серьезных демографических проблем, предпосылок к тому, что российская экономика разрушится к 2030 году, нет. Докладчики особо подчеркнули фигуру В. Путина, который обладает уникальной способностью подбора приемников и перетягивания общественного мнения на свою сторону, используя для этого меры социальной поддержки. Это вместе с мощной сырьевой базой позволяет России уйти от предсказанного ранее сценария с возможным скатыванием к неудавшемуся государству.

Вероятность того, что в России будет сформировано демократическое государство, эксперты считают лишь незначительно большей, чем вероятность скатывания к неудавшемуся государству. В этом плане вся многотысячелетняя история России противится насаждению в стране демократии. Поэтому говорить о возможной демократизации российского общества даже в среднесрочной перспективе создатели доклада считают бессмысленным. В этом плане и приход к власти Дмитрия Медведева никак не изменил ситуацию. Полная демократизация страны потребовала бы кардинального культурного сдвига среди населения и революционной перестройки политической системы всего общества.

Наиболее вероятной формой власти в стране создатели доклада видят в национально специфической форме авторитарного правления. Наиболее вероятным развитием государственности в России в этом плане выступает китайская модель, в которой, как и в России, реализовано сильное центральное государственное управление, а экономическая сфера передана в частные руки.

Восстановление российской инфраструктуры потребует значительного времени. В ближайшие 3-5 лет успехи в этом направлении будут весьма ограниченными и коснутся в первую очередь лишь сырьевого сектора. Однако через 10 лет эксперты ожидают восстановления и других инфраструктурных отраслей экономики. Для России данные изменения станут значительными, хотя в сравнении с такими странами, как Китай и Индия будут казаться мизерными.

Россия к 2030 году – взгляд из-за океана

Рост экономики найдет свое отражение и в финансировании обороноспособности. Все возрастающие расходы на оборону позволят России к 2030 году значительно повысить свою боевую мощь, которая, однако, останется недостаточной для обеспечения глобальной проекции силы, что в свою очередь будет способствовать курсу на формирование России, как регионального центра силы.

2. Российская стратегия 2030 года

При этом, даже учитывая значительный прогресс по всем компонентам военной реформы, невозможно представит, что Россия будет обладать армией эквивалентной по своей мощи армии СССР. Современной российской армии отводится лишь роль региональной силы. Однако неспособность страны проводить глобальную проекцию силы не снижает возможностей к созданию мощной национальной обороны. Помешать этому может лишь сложная демографическая ситуация.

К 2030 году Россия не сможет достигнуть военного паритета с США, однако по-прежнему будет обладать уникальными возможностями для ассиметричного ответа. Россия, как и сейчас, будет обладать внушительным ядерным арсеналом и надежными средствами доступа в космическое пространство. К 2030 году именно две этих компоненты будут формировать основу военного потенциала страны.

3. Будущее российских вооруженных сил в 2030 году определят беспилотные ВВС, хакеры и свободный доступ в космос.


Так, эксперты считают, что плачевное состояние военной авиации России (имеются ввиду все составляющие: самолеты, личный состав, наземная инфраструктура), при нынешнем стремление руководства страны к развитию таких областей как нанотехнологии и электроника, способно дать стране шанс построить принципиально новые ВВС, основой которых станут боевые беспилотные платформы. Уже сегодня в России есть многое для воплощения этой идеи, а в ближайшей перспективе все недостающие компоненты могут быть достаточно легко реализованы.

Американские эксперты считают, что к 2030 году российская военная авиация пойдет по пути повсеместного применения БПЛА. Российский уровень развития технологий позволит производить неприхотливые беспилотники, боевые варианты которых получат на вооружение микроволновое оружие и твердотельные лазеры – в двух этих областях развития современного бортового вооружения в нашей стране все еще сохраняется приоритет. Эксперты считают, что к 2030 году почти 70% российской авиации станет беспилотной.

Реализация данного проекта поможет снизить расходы на содержание дорогостоящей и сложной инфраструктуры обеспечения действий традиционной авиатехники. Помимо этого существенно снизятся требования к личному составу ВВС. Это крайне важно для России из-за сложного демографического положения.

Таким образом, американские эксперты ВВС США считают, что к 2030 году Россия – это по-прежнему поставщик энергоресурсов, причем равноудаленный от Востока и Запада. Вооруженные сила страны будут сосредоточены на поддержании роли поставщика ресурсов – это охрана месторождений и путей их транспортировки. Россия будет обладать сильной региональной властью в области обычного военного потенциала, но существенно ограниченными экспедиционными возможностями в аспекте всего мира. Армия России станет значительно меньшей по численности, но более приспособленной для выполнения новых задач, с хорошо подготовленными кадрами и новыми технически-совершенными комплексами вооружения.

Для того чтобы хоть частично восстановить возможность к глобальному проецированию военной силы Россия будет продолжать развивать и совершенствовать свой ядерный потенциал и развивать космическую отрасль. Вместе с этим страна будет активно совершенствовать силы и средства информационного противоборства, что предоставляет возможность совершать масштабные операции и в информационном пространстве.

К 2030 году способности России в области работы в космосе будут наравне с способностями США и гораздо выше, чем у Китая. В военном плане, Россия будут осуществлять агрессивную программу доминирования в данной области, так как это позволяет компенсировать недостаток стратегического потенциала по проектированию военной силы обычными видами вооружений.

В России будет активно развиваться направление по созданию мини и микроспутников (особенно, учитывая уровень инвестиций в нанотехнологии). Стимулом к развитию таких спутников для страны выступает и отсутствие в полной мере приемлемых точек запуска тяжелых ракет-носителей.


Важным направлением в проектировании мини и микроспутников будет производство на их основе противоспутникового оружия, которое позволит России в необходимый период добиваться своего доминирования в космосе. Помимо этого, в систему противоспутниковой обороны войдут и элементы наземного базирования – большинство современных отечественных комплексов ПВО проектируется с возможностью их использования в роли противоспутникового оружия для поражения низкоорбитальных спутников вероятного противника.

Вторым по значимости направлением развития ассиметричных средств будет являться информационное противоборство. В настоящее время Россия обладает существенным потенциалом высокообразованных специалистов в компьютерной сфере. Противодействие системам управления войск, нарушение их работы – это эффективный и что наиболее важно дешевый способ добиться стратегического эффекта с минимальными затратами, относительно простой реализацией и небольшим привлечением трудовых ресурсов.

Американские эксперты считают, что к 2030 году в российской армии средства информационного противодействия встанут в один ряд с наиболее мощными комплексами вооружений и военной техники. Средства ведения кибервойн позволят стране частично компенсировать свои недостатки в области глобального проецирования военной силы. В вопросе милитаризации информационного пространства Россия будет находиться на втором месте в мире, уступая лишь Китаю.

4. Россия 2030 года – серьезный противник для Америки

Подводя итоги и обобщая выводы экспертов, можно сделать вывод, что Россия будет представлять для США серьезную угрозу. Особенно опасаются американцы возможностей России создавать ассиметричные ответы на многие возникающие угрозы.

Существующий научно-технический потенциал, который к 2030 году будет увеличен в целом ряде вопросов, позволит стране создавать ассиметричные ответы на дорогостоящие американские программы, что сделает оборону России весьма эффективной, хотя и не способной проводить экспансионистские проекты на глобальном уровне.

Американский Национальный совет по разведке (НСР), который объединяет представителей 16-ти разведведомств США, презентовал в Вашингтоне аналитический доклад "Глобальные тенденции 2030: Альтернативные миры". В исследовании, ставшем пятым по счету с момента запуска данного проекта, даны нетривиальные оценки и сценарии развития международных отношений на ближайшие 20 лет.

Изучая не самое далекое будущее, аналитики ЦРУ, Пентагона, Агентства национальной безопасности и других учреждений США, наделенных шпионскими полномочиями, выделили "глобальные тренды" развития ситуации в мире, "мегатенденции", которые скажутся на траекториях мирового развития, а также "ключевые факторы", определяющие ход событий.

Согласно прогнозам американских разведчиков, "в 2030 году мир будет отличаться от сегодняшнего кардинальным образом…. к 2030 году ни одна страна, включая США и Китай или любую другую крупную страну не будет мировым гегемоном".

В Национальном совете по разведке, который функционирует в составе управления Директора национальной разведки США, подсчитали, что к 2030 году население Земли составит 8,3 миллиарда человек - на 1,2 миллиарда больше, чем сегодня. В этой связи через 15-20 лет в мире усилятся такие демографические тенденции, как урбанизация и миграция населения. На фоне прогресса в развитии технологий здравоохранения вырастет продолжительность жизни, что будет способствовать старению населения, особенно, в развитых странах. Кроме того, к 2030 году на 35 процентов увеличится спрос на продукты питания, почти в два раза на воду, а также на энергоносители.

В докладе говорится, что модернизированная Россия может интегрироваться в более широкое международное сообщество

В то же время, в ближайшие десятилетия так называемая сланцевая революция в США окончательно избавит Америку от энергетической зависимости и поможет полностью выровнять американский торговый баланс, который сегодня сильно перекошен в пользу импорта, в основном, китайской продукции. Новые технологии увеличения добычи углеводородов подорвут контроль со стороны ОПЕК за ценами на "черное золото". "Это может привести к коллапсу нефтяных цен и сильнейшему негативному эффекту для экономик, зависимых от экспорта нефти и газа", указывается в докладе НСР.

Развитие информационных технологий продолжит оказывать колоссальное влияние на рост экономической производительности и улучшения качества жизни в мире. Одновременно, социальные сети и кибербезопасность станут гораздо более динамичными рынками мировой экономики.

Что касается последней, то, согласно межведомственному мнению сотрудников американской разведки, экономические потенциалы Европы, Японии и в меньшей степени России продолжат относительный спад, в то время как экономики таких стран как Китай, Индия, Бразилия, Южная Африка, Индонезия и Нигерия будут неуклонно увеличивать свою долю в мире.

В 140-страничном докладе НСР не подвергается сомнению, что роль США в системе международных отношений будет "неизбежно снижаться" по сравнению с развивающимися странами. Впрочем, Америка останется "первой среди равных" вплоть до 2030 года, не только благодаря своей экономической мощи, но и доступа к продвинутым технологиям "жесткой" и "мягкой" силы, прогнозируют в Вашингтоне.

"Упадок доллара, в качестве глобальной резервной валюты и замена его другой валютой или корзиной валют стал бы наиболее явным индикатором потери США глобальных экономических позиций, что также существенно подорвет и политическое влияние Вашингтона", отмечается в докладе НСР.

Сценарии глобального развития не исключают внезапного коллапса США, который приведет к хаосу в международных делах

Прикидывая различные сценарии мирового развития до 2030 года, аналитики спецслужб США останавливаются на четырех вероятных траекториях, которые условно обозначены как "Буксующие двигатели", "Сотрудничество", "Джин из бутылки" и "Мир негосударственных акторов". И если первый сценарий - экономические неудачи США и ЕС и усиление их изоляционизма - по понятным причинам является наиболее неприемлемым для западных стран, то второй, предполагающий рост международного взаимодействия Америки, Европы и Китая, "грозит" миру экономическим процветанием на годы вперед и удвоением объема международной экономики к 2030 году. Оставшиеся два тренда, даже исходя из их названий, не предполагают в обозримой перспективе ничего хорошего США и их союзникам.

Кроме того, в катастрофических сценариях глобального развития нашлось место и таким экстравагантным и весьма маловероятным прогнозам, как сильнейшая эпидемия, солнечные и геомагнитные бури, которые могут вывести из строя спутники в космосе, а также всю электронику и энергетические сети на Земле. Полностью не исключается внезапный коллапс США, который приведет к хаосу в международных делах и вероятность региональной ядерной войны.

В докладе идет речь о том, что "модернизированная Россия может интегрироваться в более широкое международное сообщество". В тоже время "если Россия не сможет построить более диверсифицированную экономику и более либеральные внутренние порядки, страна может представить растущую угрозу региональной и мировой безопасности". Вообще касательно Российской Федерации в открытом докладе американских разведчиков фигурируют достаточно пессимистичные оценки - к 2030 году, считают они, население России сократится на 10 миллионов человек, что станет самым большим демографическим упадком в мире в обозначенный период и приведет к дефициту рабочей силы.

В то же время, аналитики отмечают большие по сравнению с другими странами возможности России по защите собственного населения от растущих цен на продовольствие, а также возможный рост экономики после вступления страны в ВТО.

Пока государственные мужи и капитаны экономики прорабатывают варианты движения России вперед, так называемая несистемная оппозиция тщательно готовит системную деградацию "этой страны". Группа оппозиционных "стратегов" подготовила доклад "Россия. Сценарий 2030". Он сколь велик, столь и прекрасен - в документе вполне откровенно представлены все, что называется, хотелки наших оппозиционеров - включая сценарий "децентрализации", или просто развала страны. И, что особенно мило, введение либеральной диктатуры. Для тех, кто будет иметь альтернативное мнение, например, консервативное, будет включен "режим подавления". Интересный момент - количество неточностей и англицизмов в тексте. Они явно указывают на то, что оригинал писался не на русском и людьми, недостаточно хорошо знакомыми с нашими реалиями. Кто же мог быть реальным автором дорожной карты российской оппозиции в очередное светлое будущее?


Репрессивное насаждение идеологии и разваливающаяся экономика, плотно подсевшая на нефтяную иглу. Такой видится Россия к 2030 году из-за океана. Соответствующий доклад опубликовал на своём сайте Вашингтонский аналитический центр "Фонд "Свободная Россия", чья деятельность на территории нашей страны признана нежелательной. 250 страниц методического пособия для оппозиции и западников: каждая глава неизменно заканчивается рекомендациями, как сломить существующий в России режим.

"Давно замечено, что "идея фикс" российской системной оппозиции и их западных кураторов является обязательная и иррациональная смена режима, как будто это изменит ситуацию и обстановку внутри страны. Сценарии являются абсолютно деструктивными. К ним относиться нужно как к абсолютно деструктивным. А те, кто их предлагает и анонсирует, на самом деле, ну, простите меня, либо полезные идиоты для западных стран, для западных разведок, либо они желают своей Родине плохого", - рассказал политолог Алексей Мухин.

Если верить документу, доклад - коллективное творчество сразу нескольких людей. В числе авторов, например, Владислав Иноземцев, который в свое время откровенно призывал отдать страну под внешнее управление, читай - лишить суверенитета. Владимир Милов - ещё одна неоднозначная персона. Оппозиционер, недавно прославившийся оскорбительными высказываниями об Александре Невском, сегодня выглядит откровенно потерянным. Его, человека, который гордо выкладывал фотографии в компании с западными политтехнологами, отодвигают от реальных рычагов и денег.

Впрочем, сколько бы ни стояло русских имён под документом, внимательный читатель заметит: русский для автора не родной. Судя по ряду оборотов, писал доклад, вероятней всего, человек англоязычный. Как бы то ни было, общий смысл понятен: российскую экономику ждёт неминуемый крах. И в первую очередь из-за зависимости от углеводородов. По мнению авторов манифеста, электрификация транспорта и "сланцевая революция" должны обрушить нефтяные цены:

"Такое развитие событий окажет глубокое влияние на функционирование нынешней российской экономической модели. Оно имеет потенциал, чтобы обрушить цены на нефть до уровня 25-30 долл. США за баррель и ниже, без каких-либо надежд на выздоровление".

"Правильным подходом будет произвести структурные изменения долгосрочные в российской экономике, соответственно тому, как меняется мировая экономика и тогда, конечно, это будет совсем другая страна. Другие отрасли будут доминировать через 10 лет. Они этого просто не закладывают - как вариант. Они просто считают, что как качали газ, так и будут качать. Конечно, если они только на это и рассчитывают, тогда грош цена такой аналитике", - рассуждает экономист Андрей Бунич.

Рассчитывают не только на это. Ослабленную экономику по сценарию должен "подмять" под себя Китай. Пекин будет диктовать Москве не только экономические условия, но и политическую волю. Россия фактически превратится в его сырьевой придаток. А местами и в сам Китай: авторы на полном серьёзе допускают мысль, что часть территорий - Дальний Восток, Восточная Сибирь или Алтайский край - могли бы перейти под управление КНР. В любом случае, сближение наших стран Америке явно не по душе. Ведь запад ещё недавно говорил вслух о том, что международные корпорации могли бы приватизировать российскую экономику:

"Сущность сценария заключается в том, что Российская Федерация может не только потерять экономический и политический контроль над большей частью своих территорий и ресурсов, но и превратится в гигантское "прокси"- государство, имеющее на вооружении ядерное оружие, и которое будет проводить не только внешнюю политику в интересах Китая и китайского бизнеса, но и обременено неформальными транснациональными связями".

Такое зависимое положение и экономическая турбулентность непременно должны привести к развалу страны. На это, откровенно признаются авторы доклада, и направлены сегодня антироссийские санкции. А местный криминалитет, силовики и региональные элиты, уверена наша системная оппозиции, в этом благом для оппозиции деле только помогут. Совсем уж дико звучит мысль о том, что на фоне такой нестабильности неплохо было бы передать ядерный арсенал России под международный контроль. Впрочем, есть и другие варианты развития событий, которые вполне устроили бы западных патронов. Первый - полная самоизоляция. Москва разрывает дипотношения и закрывает границы. Второй - "либеральная диктатура":

"Один из сценариев – либеральная диктатура – способен решить много проблем; при некоторых условиях правящая элита может на 180 градусов сменить тон и сущность политики, сделать ставки на либеральные идеи, но, продвигая эти идеи, лидеры должны проявить репрессивность и нелиберальность, включить режим подавления консервативных и националистических альтернатив".

Включить этот "режим подавления", судя по логике, должен президент страны. Владимир Путин, а точнее его уход, и есть главная цель несистемной оппозиции. И кто поможет с этим лучше, чем западные кураторы: США по-прежнему остаются для некоторых надеждой русской демократии.

"Тезис, озвученный в свое время в книге Ильфа и Петрова - "Запад нам поможет" – он, по сути, является лозунгом современной несистемной оппозиции. Она числит себя в качестве передового отряда, который должен приблизить реализацию проекта "прекрасная Россия будущего". Но на самом деле, получается, что все их проекты заканчиваются развалом России как национального суверенного государства и подчинением его западным странам", - говорит Алексей Мухин.

При этом авторы доклада признают: сегодня Америка не способна "расшатать" ситуацию в стране. Единственный выход - работать с теми, кто возглавит ее в будущем. А будущее, по мнению запада, у России должно быть вполне конкретное: разрозненная, зависимая, без внешней политики и силовиков. Именно такой её представляют в докладе устами системной оппозиции. "Сценарий развития России" - по сути, сценарий развала страны. Который в преддверье выборов в Госдуму продолжают обновлять. "Германский фонд Маршалла" в феврале подготовил новые предложения и направил их в "Фонд Свободной России". Так что без "учебных пособий" оппозиция точно не останется.

Анна Пешехонова, Павел Дубов, "В центре событий", "ТВ Центр".


Экспертные дискуссии о трансформации международной системы и ключевых макротенденциях не прекращались ни в разгар пандемии коронавируса, ни во время временного затишья, сопряженного с нападками Запада на Россию, после президентских выборов в США.

Поскольку становление нового мирового порядка (НМП) — крупномасштабный и долгосрочный процесс, многополярная система находится в фазе переходного периода. Ее основные характеристики (несбалансированность, децентрализация, многовариативность) обозначились, но в концептуальном плане сложно спрогнозировать, каким будет миропорядок при разноплановых тенденциях.

На фоне перераспределения влияния в пользу Незапада эксперты часто говорят о многомерном кризисе либерального миропорядка, вызванном неэффективностью международных институтов, распадом механизмов контроля над вооружениями, эрозией международного права, социально-экономическими и межэтническими противоречиями.

В сущности, комплексных зарубежных и отечественных работ на высоком теоретическом уровне не так много. Многие модели построения миропорядка не выдержали проверку временем. Как правило, прогнозы носят краткосрочный характер и рассчитаны не более чем на год. Этот идейный вакуум объясняется глобальной нестабильностью, неясными перспективами мирового развития. Между тем в теории международных отношений (ТМО) остаются пробелы относительно проблематики макрорегионализации, полицентризма, кросс- и трансрегиональных связей, незападных моделей, цифровой трансформации, сетевых киберпространств, урбанизации.

В докладе CSIS отражен американский взгляд на будущее мироустройство. Наиболее желательный вариант — это американское лидерство в многополярном мире (сценарий №4). Отрицательным развитием событий также называется китайское лидерство (сценарий №1) и уменьшение влияние США и Китая (сценарий №3).

Хотя США не воспринимают Китай как равноправную державу и стремятся не допустить этого, эксперты считают, что американо-китайское лидерство (сценарий №2) будет способствовать стабильности международной системы.

Представляется, что эксперты CSIS не в полной мере учли международный контекст, роль международных организаций, потенциальные возможности России, а также роль незападных стран помимо Китая.

Ввиду разной национальной, политической, культурно-цивилизационной идентичности американо-китайский глобальный кондоминиум все же вряд ли возможен. На сегодняшний момент, скорее всего, наблюдается полицентричная система во главе с западными лидерами (США, ЕС) и незападными лидерами (Россия, Китай).

Полагаем, что широкие дискуссии с участием всех стран по поводу перспектив нового миропорядка могли бы стать примером конструктивного взаимодействия в крайне нестабильное время. Перед лицом глобальных вызовов требуется коллективное управление на справедливых и равных началах, вовлеченность широкого круга стран в мировые политические процессы.

Для российских исследователей рекомендуется чаще использовать долгосрочное сценарное прогнозирование для изучения проблем нового миропорядка, потенциала стран, неправительственных акторов, крупных макрорегионов и мировых цивилизаций.

Экспертные дискуссии о трансформации международной системы и ключевых макротенденциях не прекращались ни в разгар пандемии коронавируса, ни во время временного затишья, сопряженного с нападками Запада на Россию, после президентских выборов в США.

Поскольку становление нового мирового порядка (НМП) — крупномасштабный и долгосрочный процесс, многополярная система находится в фазе переходного периода. Ее основные характеристики (несбалансированность, децентрализация, многовариативность), обозначились, но в концептуальном плане сложно спрогнозировать, каким будет миропорядок при разноплановых тенденциях.

На фоне перераспределения влияния в пользу Незапада эксперты часто говорят о многомерном кризисе либерального миропорядка, вызванном неэффективностью международных институтов, распадом механизмов контроля над вооружениями, эрозией международного права, социально-экономическими и межэтническими противоречиями.

В сущности, комплексных зарубежных и отечественных работ на высоком теоретическом уровне не так много. Многие модели построения миропорядка не выдержали проверку временем. Как правило, прогнозы носят краткосрочный характер и рассчитаны не более чем на год. Этот идейный вакуум объясняется глобальной нестабильностью, неясными перспективами мирового развития. Между тем в теории международных отношений (ТМО) остаются пробелы относительно проблематики макрорегионализации, полицентризма, кросс- и трансрегиональных связей, незападных моделей, цифровой трансформации, сетевых киберпространств, урбанизации.

Отдельно следует сказать о современных российских исследованиях, которые зачастую грешат недостаточной фундаментальностью и не слишком разнообразной методологией. Мало используются системное моделирование, междисциплинарные методики, информационно-аналитические и информационно-прогнозные технологии, возможности искусственного интеллекта.

Практически в любом исследовании важную роль играют национальные особенности ТМО. В фокусе внимания — вопрос идейного построения будущего страны. Например, в американском экспертном сообществе новых идей объединения мира не выдвигается, кроме американского силового лидерства.

Что представляет из себя доклад CSIS?


Американские эксперты из Центра стратегических и международных исследований (CSIS) не остались в стороне от обсуждений НМП.

В основе методологии исследования лежат ситуационный анализ, метод дедукции, метод интервью, метод коллективной экспертной оценки, метод построения прогнозных сценариев, компьютерная симуляция.

Полагаем, что методология исследования носит ограниченный характер. К примеру, не проводились изучение официальных документов и сравнительный анализ мнений экспертов из других стран, не применялись междисциплинарные методики, математические средства, синоптический метод и не указаны использованные источники.

На основе комплексного анализа ключевых геополитических, военных, технологических макротрендов, а также интервью с ведущими военными экспертами была построена матрица четырех сценариев, состоящая из двух осей.

Для оценки и сопоставления мощи и влияния США и Китая были отобраны четыре фактора для каждого актора.

Ось X: глобальное лидерство / влияние США

  • желание руководить на основе общих глобальных интересов, которые отвечают ключевым национальным интересам;
  • поддержание высококвалифицированных вооруженных сил;
  • поддержание политической и экономической системы, с которой другие пытаются соревноваться, включая сферу технологий и инноваций;
  • дальнейшее расширение альянса.

Ось Y: глобальное лидерство / влияние Китая

С целью выдвижения гипотез о дальнейшем развитии событий были определены важные детерминанты, такие как относительное влияние и лидерство США и Китая в военной, технологической и экономической сферах, а также их двусторонние отношения. Согласно основной гипотезе, их взаимодействие после пандемии сыграет решающую роль.

Почему Китай, а не Россия — главный соперник США?

Повышенное внимание американских экспертов к Китаю как первому сопернику США объясняется его внешнеполитическим и экономическим ростом. В условиях уменьшения объема мировой экономики на 3,5% из-за пандемии лишь Китай добился роста в 2,3%. По прогнозам, он обеспечит треть мирового роста в 2021 г.

В ноябре 2020 г. Пекин вошел в крупнейшую зону свободной торговли в АТР (ВРЭП), а в декабре удалось договориться с ЕС об условиях Всеобъемлющего инвестиционного соглашения.


В докладе влияние других акторов определялось как недостаточное для оказания влияния на трансформацию миропорядка. Евросоюз не считается самостоятельным военно-политическим актором. Соответственно, администрация Джо Байдена пытается привлечь европейских партнеров к продвижению американских интересов и определить тактику групп по интересам для подготовки к длительной санкционной, информационной и гибридной войне с Россией, Китаем, Ираном. Участие американского президента в онлайн-саммите ЕС 25 марта означает увеличение роли США в процессе принятия решений.

В целом эксперты CSIS преднамеренно уменьшили мощь и влияние России и других соперников США, якобы готовых воспользоваться их относительной слабостью, вакуумом силы в регионах и ослаблением сотрудничества с партнерами.

Итак, в докладе предложены четыре сценария развития событий, имеющие яркие лаконичные названия, отражающие соотношение степени влияния и потенциала США и Китая на международную систему.

Объект прогнозирования — фрагментированный трансформирующийся миропорядок, не имеющий четкой структуры. Кроме того, в фокусе внимания находится развитие мировой экономики и глобальной торговли, проблемы международной безопасности, вопросы ядерного распространения, контроль над вооружениями, а также уровень мирового развития (поддержание прав человека, миграции, изменение климата, продовольственный кризис).

Китай движется к статусу глобальной державы и переформатирует многополярный миропорядок, который будет отличаться отступлением демократии, неравномерным развитием и принудительными практиками.

Пекин избирательно делится вакциной в обмен на проведение 5G сетей и становится мировым технологическим и экономическим лидером. Его присутствие усилится в Азии. Тем временем Япония и Южная Корея проведут ядерные испытания.

Влияние США резко уменьшится — они откажутся от мирового лидерства и замкнутся в себе ввиду политической поляризации, снижения военных расходов и общественной поддержки. Трансатлантические отношения будут ослаблены, а разногласия усилятся. Союзником КНР станет Иран, а России — Турция и Саудовская Аравия. В 2023 г. салафистские группировки предпримут биологические атаки на американские базы.

С целью снижения влияния КНР Москва попытается разделить союзников и увеличить свое присутствие в Центральной Азии, Африке, на Балканах, Ближнем Востоке.

Поддержание многополярного миропорядка осуществляется при американо-китайском лидерстве. Будет заключено трехстороннее соглашение между США, Россией и КНР в области контроля над вооружениями, включая гиперзвуковое оружие. Ожидается восстановление мировой экономики, усиление технологического разрыва между развитыми и развивающимися странами, беспрецедентный продовольственный, климатический и миграционный кризис.

Между США и Китаем будет периодически происходить сотрудничество и соперничество. Обе страны начнут распространять вакцину и заключат соглашение по сокращению выбросов газов. При этом они увеличат оборонные расходы и модернизируют военные силы. Как следствие, это приведет к гонке вооружения.


США усилят военное присутствие в Азии и сотрудничество с Индией, Израилем, Турцией и странами Персидского Залива. Китай укрепит партнерство с Ираном, Пакистаном, КНДР, а Иран — с Россией и Китаем.

США и Европа попытаются сдержать ревизионизм и агрессию Китая, усилить контроль над экспортом, использовать глобальные правила и нормы.

В результате провала международных усилий по разработке вакцины миропорядок разваливается, а мировая экономика испытывает серьезный кризис. Пандемия бесконтрольно распространяется до выработки коллективного иммунитета в 2024 г. Ввиду резкого падения международной торговли многие страны национализируют ключевые отрасли. Международная ситуация будет напоминать период Второй мировой войны, миропорядка в сегодняшнем виде уже не будет.

Военно-политическая обстановка характеризируется нестабильностью, конфликтогенностью, широким распространением ядерных и обычных вооружений. Израиль проводит ядерные испытания, а Иран, Турция и Саудовская Аравия приобретают ядерное оружие. В результате начинается ядерная гонка между региональными игроками. Между Индией и Пакистаном происходит обмен ядерными ударами.

Кроме того, мир охватывают локальные и региональные конфликты. Экстремистские организации расширяют свой ареал действий и вовлекаются в региональные конфликты. Гибридные войны при участии 12 европейских и ближневосточных стран происходят в Северной Африке.

Уровень доверия закономерно снизится к США и Китаю, чье экономическое, технологическое и военное влияние ослабеет. Несмотря на недоверие, союзники США останутся привержены взаимной обороне.

Главным союзником Китая выступит Россия для обеспечения национальной безопасности. Вовлечение Пекина в международные дела уменьшится, и он перейдет от глобального к региональному ревизионизму.

В связи с низкими ценами на энергоносители мировое влияние и военные расходы РФ уменьшатся. Москва будет полагаться на технологическую базу Китая, но продолжит размещать свои военные силы в разных регионах.


При сильных союзнических отношениях финансовое бремя будет равномерно распределено в НАТО. США вместе с их союзниками будут осуществлять контртеррористические операции. Как следствие, экстремистские организации понесут поражение.

Прогнозируется установление нового баланса сил в ключевых регионах. США также усилят позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Переговоры в области ядерного разоружения Корейского полуострова приведут к противоречиям между США и Южной Кореей. Приход к власти реформаторов в Иране способствует заключению нового соглашения с Западом в ядерной, военной и экономической сферах.

По сути, пандемия коронавируса изменит миропорядок, в котором США восстановят свое лидерство и выступят гарантом стабильности.

Основные выводы доклада

При этом допускается, что относительная мощь США и Китая будет уравновешена влиянием Индии, Японии, Германии, Франции, Великобритании и других стран. Лидером в будущем миропорядке будет тот, кто первым разработает вакцину. Не менее важным станет то, как будет развиваться сотрудничество с целью ее распространения.

2. Во всех сценариях отношения между США и Китаем представлены как взаимосвязанные, не имеющие однозначно положительного характера, но отличающиеся высоким уровнем конкурентности. Избирательное сотрудничество возможно при наличии общих глобальных интересов в условиях силового паритета или превосходства США над параметрами Китая.

3. США и их союзники смогут влиять на поведение Китая при условии их ставки на американское лидерство и многосторонность. Наиболее стабильные и предсказуемые союзники обнаруживаются в Европе, а не в Азии или на Ближнем Востоке.

4. В случае уменьшения влияния Китая и США риск обычного или ядерного конфликта особенно высок. Прогнозируется применение технологий в военных целях, неконтролируемая эскалация в стратегической сфере, конкуренция в космосе.

5. Россия представлена соперником, оспаривающим американское лидерство нечестным поведением. Ее внешняя политика формируется на основе оценок мощи КНР и США и изменения баланса с целью получения преимуществ.

6. Отношения между Китаем и Россией будут отличаться неустойчивостью, поскольку они достигли наивысшего уровня развития, которое будет трудно поддерживать. Иными словами, Пекин и Москва будут участвовать в различных форматах сотрудничества, но образовать стратегический альянс так и не смогут.

В докладе CSIS отражен американский взгляд на будущее мироустройство. Наиболее желательный вариант — это американское лидерство в многополярном мире (сценарий №4). Отрицательным развитием событий также называется китайское лидерство (сценарий №1) и уменьшение влияние США и Китая (сценарий №3).

Хотя США не воспринимают Китай как равноправную державу и стремятся не допустить этого, эксперты считают, что американо-китайское лидерство (сценарий №2) будет способствовать стабильности международной системы.

Представляется, что эксперты CSIS не в полной мере учли международный контекст, роль международных организаций, потенциальные возможности России, а также роль незападных стран помимо Китая.

Ввиду разной национальной, политической, культурно-цивилизационной идентичности американо-китайский глобальный кондоминиум все же вряд ли возможен. На сегодняшний момент, скорее всего, наблюдается полицентричная система во главе с западными лидерами (США, ЕС) и незападными лидерами (Россия, Китай).

Полагаем, что широкие дискуссии с участием всех стран по поводу перспектив нового миропорядка могли бы стать примером конструктивного взаимодействия в крайне нестабильное время. Перед лицом глобальных вызовов требуется коллективное управление на справедливых и равных началах, вовлеченность широкого круга стран в мировые политические процессы.

Для российских исследователей рекомендуется чаще использовать долгосрочное сценарное прогнозирование для изучения проблем нового миропорядка, потенциала стран, неправительственных акторов, крупных макрорегионов и мировых цивилизаций.

Читайте также: