Алмазный фонд россии доклад

Обновлено: 05.07.2024

Алмазный фонд – российская коллекция ювелирных изделий, экспонируемая в здании Государственной Оружейной палаты Московского кремля.

Коллекция начала формироваться ещё в XVIII, когда Пётр I издал указ о сохранении значительных и ценных вещей, являвшихся достоянием всего государства Российского в целом, а не принадлежащих исключительно царской династии. Она была собрана из уникальных украшений светской знати, драгоценных орденских знаков, изысканной утвари и регалий государственного значения. Дорогостоящие предметы многих поколений Российских царей до Первой Мировой войны хранились в Зимнем Дворце, в специальном Бриллиантовом кабинете. В начале войны знаменитая ценная коллекция была срочно перевезена в подвалы Московского Кремля, где хранилась некоторое время.

С 1967 года шедевры ювелирного искусства экспонируются, в здании Государственной Оружейной палаты и по сей день, потрясая посетителей своей неописуемой красотой и изысканностью.

Семь исторических камней

IV.Особенно прекрасным и ценным камнем Алмазного Фонда является великолепная ярко-красная гигантская шпинель весом около 399 карат, вставленная в символ Алмазного Фонда — Большую императорскую корону. Это чудо ювелирного искусства было выполнено мастером Позье в 1762 году специально для коронации Екатерины Великой. Сама корона изготовлена из чистого золота в виде традиционных ажурных полусфер, украшенных сплошной россыпью бриллиантовых декоративных цветков. Корона имеет около пяти тысяч бриллиантов, переливающихся разноцветными радужными искрами. Вес этой самой дорогой короны в мире почти 2 кг. Венчает ее благородная шпинель, удивительно прекрасный камень, гордость Алмазного Фонда. Граненый красный камень однотонной окраски и идеальной чистоты и прозрачности — величайшая редкость на Большой императорской короне, равной которой нет во всем мире.

V.Среди других камней знаменитой семерки Алмазного Фонда особенной изысканностью огранки и оформления выделяется гигантский насыщенно зеленый изумруд весом в 136 с лишним карат, вставленный в изумительную брошь из благородных металлов, усыпанную бриллиантами. Ступенчатая огранка изумруда идеально сочетается с декоративными вензелями и листьями из золота и серебра. Этот удивительный равномерной окраски камень найден и привезен из Колумбии в XV—XVI веках, а в первой половине XIX века он попал в Россию и был вправлен в изумительную брошь неизвестным ювелиром. Прозрачная чистота одного из крупнейших изумрудов мира позволяет его считать по-настоящему уникальным творением природы. Он занимает в экспозиции музея особое место.

VI.Еще одним из семи исторических камней Алмазного Фонда России является, вставленный в ажурную золотую оправу изысканной броши, инкрустированную множеством мелких и крупных бриллиантов, гигантский старинный сапфир с Цейлона, имеющий древнюю индийскую огранку. Этот сапфир считается самым большим и красивым сапфиром в мире. Его вес составляет почти 260 карат, уникальная огранка превосходит всякое описание своей оригинальностью, а изумительный сиренево-синий насыщенный цвет в сочетании с прозрачностью и чистотой камня поражают воображение. Брошь была изготовлена в середине XIX века, этим же временем приблизительно датируется и появление чудесного сапфира в России. К сожалению, почти ничего не известно о происхождении этого камня, только, исходя из преданий, следует, что он тоже прошел долгий путь из Индии через Персию и Кавказ, прежде чем попасть в Россию.

VII. И последним чудо-камнем в уникальной коллекции семи исторических камней Алмазного Фонда представлен самый большой в мире оливково-зеленый хризолит весом свыше 190 карат. Этот очаровательный, прозрачный и чистый, как родниковая вода, покрытый удивительной огранкой камень был найден на острове вулканического происхождения Зебергет в Красном море. Гигантскому хризолиту нет равных во всем мире по чистоте, прозрачности и величине. В многочисленных гранях этого драгоценного камня, словно исходит из глубины сияние, будто сам хризолит излучает свет. Этим чудом природы завершается коллекция семи исторических камней.

Кроме них в Алмазный Фонд России входит еще немало экспозиций из драгоценных орденов, изысканного старинного оружия, здесь же представлены Малая императорская корона, императорская держава с венчающим ее синим сапфиром, множество драгоценных изделий и предметов утвари, а так же огромные коллекции алмазов и бриллиантов. Но по красоте, редкости и ценности во всем Алмазном Фонде нет камней подобных семерке знаменитых исторических камней. Это настоящее сокровище и бесценное достояние государства Российского.



Первая половина XVIII века

Уникальное собрание шедевров ювелирного искусства XVIII-XX вв., драгоценных камней, орденских знаков, самородков золота и платины тесно связаны с историей Российского государства.

Официальное формирование коллекции началось в первой половине XVIII столетия, когда император Петр I решил создать Государственное хранилище коронных ценностей. В 1719 г. было организовано специальное ведомство Камер-коллегия, которое в своем Регламенте (уставе) точно перечислило существовавшие тогда регалии и установило порядок их хранения.

Мысль Петра I о символах власти, имеющих государственное значение, была позднее распространена и на другие ценности. Устав и штат камерального отделения, ведавшего коронными бриллиантами, менялся с каждым правлением.


Вторая половина XVIII-XIX век

Коронные ценности хранились в специально охраняемом помещении – Кабинете или Комнате Его или Ее Императорского Величества, которое также называли Бриллиантовой или Алмазной комнатой.

В правление Екатерины II, в 1764 г., под Бриллиантовую комнату переделали парадную опочивальню императрицы. Современники писали о ней, как о самом богатом кабинете драгоценностей. Интерьер создал архитектор Ю.М.Фельтен.


Государственная комиссия под управлением академика А.Е.Ферсмана занимается аттестацией коронных ценностей.

Первая половина XX века

В начале первой мировой войны с приближением фронта к Санкт-Петербургу императорские регалии, коронные ценности, родословная книга Российского Императорского Дома, завещания членов императорской фамилии были эвакуированы в Московский Кремль и размещены в Коронном зале Оружейной палаты.

Эвакуация проводилась спешно, но с невероятно бережным отношением к перевозимым ценностям. В сундуках находилась Опись 1898 г. с переоценкой каждого предмета. Этот документ послужил основой для последующего изучения и публикаций коллекции.


Вторая половина XX века – начало XXI века

К 50-летию Советского государства, 2 ноября 1967 г., в здании оружейной палаты открылась Временная экспозиция выставки Алмазного фонда. Коллекцию было решено показать гостям, приехавшим в Москву на праздничные мероприятия. Предполагалось, что уникальные экспонаты будут демонстрироваться в течение года, а затем вернутся на хранение в Гохран, но выставка стала столь крупным событием в культурной жизни страны и всего мира, что Особым постановлением Правительства было принято решение преобразовать ее в постоянно действующую.


Москва богата достопримечательностями и историческими памятниками. Среди всего многообразия интересных объектов стоит выделить Алмазный фонд, в стенах которого хранится собрание произведений ювелирного искусства. Музей невероятно популярен среди гостей столицы, поэтому попасть в него не так просто.

Где находится музей и как приобрести билеты?

В настоящее время Алмазный фонд находится на территории Кремля. Желающих посетить музей всегда много, а в выходные дни или на каникулах количество людей только увеличивается. Билеты в Алмазный фонд можно приобрести в кассе заведения или в кассе у Кутафьей башни.


Также можно забронировать билеты на официальном сайте музея. Такая услуга особенно актуальна в летний период и праздничные дни, когда увеличивается поток посетителей и гостей города. Один человек может зарезервировать до четырех билетов. Далее их можно выкупить в кассе Александровского сада. Сделать это необходимо за час до начала экскурсии, иначе бронь аннулируется.

График работы

Продажа билетов в Алмазный фонд на первую половину дня в кассах начинается с девяти утра, а на вторую половину – в 13.00. Если вы хотите попасть в музей, то к указанному времени нужно быть на месте. В противном случае вы можете остаться без билетов.

История создания коллекции

В Алмазном фонде собраны уникальные ювелирные произведения, редкие экземпляры драгоценных камней, самородков ценных металлов. Это одна из немногих коллекций в мире, в которой имеются царские символы власти. История создания музея уходит корнями в эпоху Петра І. По его указу для хранения ценных государственных вещей было выделено отдельное помещение, которое позднее стали называть Бриллиантовой комнатой. В ней хранились государственные регалии, парадные ювелирные украшения и орденские знаки. Члены семьи императора надевали их для торжественных событий. На протяжении многих лет правления Романовых сокровищница постоянно пополнялась новыми драгоценностями. За это время было изготовлено много ювелирных украшений, пышно украшенных драгоценными камнями.

Алмазный фонд

Русский двор отличался пышностью и великолепием. Особенно это было характерно в период царствования Екатерины Второй и Елизаветы Петровны. Русский двор был одним из блестящих в Европе. Во дворце работали лучшие ювелиры. Среди них стоит отметить И. Позье, Г. Экпарта, сына и отца Дюаль. Сейчас на выставке можно любоваться их произведениями высочайшего ювелирного мастерства.

Создание камер-коллегии

Формирование камер-коллегии, которая должна была заниматься учетом и хранение ценностей, было начато в первой половине восемнадцатого столетия после указа Петра Первого о создании Государственного хранилища коронных ценностей. Официально ведомство было создано в 1719 году. В Регламенте камер-коллегии были полностью перечислены имеющиеся на тот момент реликвии. Также был установлен порядок их хранения.

Идеи Петра Первого о символах государственной власти позднее распространились и на прочие ценности. Кстати, устав и штат камеральной коллегии менялся при каждом правлении. Так были заложены основы Алмазного фонда России.

Алмазный фонд билеты

Коронные ценности хранили в специальном помещении Императорского Величества. Комнату даже называли Алмазной или Бриллиантовой. Во времена правления Екатерины ІІ для обустройства хранилища переделали парадную спальню государыни. О комнате говорили, как о богатейшем кабинете драгоценностей. Интерьеры помещения были созданы архитектором Фельтиным.

Дальнейшая судьба коллекции

После начала Первой мировой войны коронные ценности, императорские регалии, родословная книга Императорского Дома и прочие ценные документы были перевезены в Московский Кремль. Здесь их разместили в Коронном зале Оружейной палаты.

Экспозиция музея

Алмазный фонд Московского Кремля

Во втором зале представлены исторические ценности.

Самые ценные экспонаты

Самые известные и ценные экспонаты Алмазного фонда в Москве – это коронные ценности: держава, корона и скипетр.

Корона Екатерины ІІ была изготовлена в 1762 году для церемонии коронации. Она является настоящим символом всего музея. Корона украшена 5 тыс. бриллиантов и 75 крупными жемчужинами. А вершину ее венчает красная шпинель (72 карата). Высота изделия с крестом составляет 27,5 см, длина же нижней окружности равна 64 см. После Екатерины ІІ корону использовали для коронации все русские императоры.

Экскурсия в Алмазный фонд

Здесь же на витрине находится Держава, представляющая собой отполированный гладкий шар, обвитый гирляндой из бриллиантов. На его поверхности имеется индийский алмаз (42,95 кар.). Сверху венчает Державу удивительный сапфир из Цейлона в 200 карат. Вес Державы составляет 861 г., а его высота с крестом достигает 24 см.

Прочие драгоценности

Алмазный фонд Москва

Не менее красива подвеска в форме ягоды, сделанная из большого турмалина. В залах музея представлено еще очень много украшений из серебра, золота, драгоценных камней и бриллиантов. Экскурсии в Алмазный фонд всегда впечатляют гостей. Где еще можно увидеть столь богатое собрание ювелирных изделий.

Изделия современных мастеров

В последнем отделе музея в качестве экспонатов выступают изделия современных ювелиров. Прекрасные украшения из золота с топазами, аметистами, бриллиантами и изумрудами просто поражают красотой.

Музей Алмазный фонд

Драгоценные камни

Подводя итоги, стоит отметить, что в настоящее время в экспозиции музея находится семь исторических, невероятно ценных камней:

алмазный фонд экспонаты

Алмазный фонд России [20.10.15]

Даже для нашей страны, с ее необозримыми просторами, богатейшими запасами природных ресурсов, тысячелетней историей и шедеврами искусства мирового уровня, Алмазный фонд – уникальное явление.

Человек, впервые открывший для себя нашу национальную сокровищницу, испытывает поистине шок от увиденного им великолепия, сравниться с которым могут только два собрания ценностей в мире: сокровищница бывших иранских шахов в Тегеране и собрание коронных ценностей Англии в Лондоне.

С сокровищами с древнейших времен связаны тайны и различные домыслы. Не обошлось без них и в истории Алмазного фонда России – уже с момента его возникновения появилось множество версий, предположений и откровенных спекуляций, активно тиражировавшихся в западных странах.

В нашей работе мы рассмотрим различные точки зрения исследователей, их версии событий, касающиеся истории создания и нынешнего состояния главной национальной сокровищницы страны.

Для этого мы должны ознакомиться с информацией, опубликованной на официальных сайтах Гохрана и Алмазного фонда, а также изучить и проанализировать монографии и статьи исследователей.

Так как наша работа посвящена шедеврам ювелирного искусства, использован иллюстративный материал – фотографии наиболее ценных раритетов Алмазного фонда.

1. От Императорской Рентерии до Бриллиантового кабинета

Драгоценные предметы хранились в специальном помещении, закрытом на три замка, ключи от которых находились у трех разных должностных лиц. После завершения торжеств драгоценности возвращались в Императорскую Рентерию.Тем самым было признано, что наиболее значительные из драгоценных предметов государственных регалий, орденских знаков и светских украшений должны быть собственностью не одной лишь царской фамилии, но и всего Российского государства.

Экспозиция Алмазного фонда сейчас разбита на семь групп:

- Коронационные императорские регалии;

- Ювелирное искусство XVIII-XIX веков;

- Работы мастеров-ювелиров второй половины ХХ века;

- Алмазы российских месторождений;

- Редкие ювелирные и поделочные камни;

- Самородки золота и платины.

Предметы, использовавшиеся в коронациях, были призваны воплощать величие и богатство империи. В коллекции Алмазного фонда хранятся две императорские короны – Большая и Малая, скипетр, держава, пряжка-аграф, большая цепь и звезда ордена Святого апостола Андрея Первозванного

Большая Императорская корона была создана в 1762 году для коронации Императрицы Екатерины II придворным ювелиром Георгом Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье всего за два месяца.

Корону Российской империи украшают 4936 бриллиантов общей массой 2858 каратов и 75 индийских крупных матовых жемчужин, и самый известный из драгоценных камней короны – шпинель массой 398,72 карата. Камень был приобретён в 1676 году у китайского императора Канси. Ученый и писатель Николай Спафарий, находившийся на дипломатической службе при царе Алексее Михайловиче в Пекине с 1675 по 1678 гг., доставил шпинель на Русь.

Этот знаменитый камень, долгое время ошибочно считавшийся рубином, переходил из одной российской короны в другую. Такая крупная благородная шпинель ровной окраски и идеальной чистоты и прозрачности - величайшая редкость, и равной ей нет в мире.

Корона Российской империи

В коллекции Алмазного фонда хранится держава, выполненная для коронации Екатерины II придворным ювелиром Г.-Ф. Экартом – гладко отполированный золотой шар, опоясанный бриллиантовыми поясками. Венчает державу цейлонский сапфир под крестом массой 195 каратов.

Императорский скипетр был изготовлен в начале 1770-х годов для Екатерины II. Гладко отшлифованная золотая поверхность скипетра перехвачена восемью бриллиантовыми ободками, ручка прочеканена каннелюрами (вертикальными желобками), усиливающими игру светотени.

Императорский скипетр

Легендарная история этого дивного камня, который считается самым крупным алмазом, добытым в Индии, окружена ореолом тайны. Первым его владельцем был Джехан-Шах - потомок великой династии Моголов.

Найденный в Индии в начале XVII века, по одной из версий он был вправлен в статую Шивы в знаменитом храме Серингапатама, его похитил английский солдат и продал торговцу-еврею, от которого и получил позднее камень граф Орлов. В 1773 году алмаз был преподнесен Орловым Екатерине II в день ее именин.

Представленные на выставке знаки орденов Российской империи выполнялись специально для награждения членов императорского дома.

Один из семи исторических камней Алмазного фонда - огромный квадратный изумруд в 136, 25 карата, найденный в XVI или XVII веке в далекой Колумбии. По мнению академика А. Ферсмана, камень является единственным в своем роде: при больших размерах он абсолютно чист и прозрачен.

Среди более поздних ювелирных украшений, изготовленных уже в начале XIX столетия, нужно отметить «диадемы – украшения для прически в стиле стилизованных кокошников.

Собранные поколениями российских самодержцев ценности до 1914 года хранились в специальном Бриллиантовом кабинете Зимнего дворца.

В начале первой мировой войны с приближением фронта к Санкт-Петербургу императорские регалии и коронные ценности были эвакуированы в Московский Кремль и размещены в Коронном зале Оружейной палаты.

С этого момента начинаются события, о которых мнения исследователей кардинально расходятся. Согласно точке зрения одних, драгоценности Бриллиантовой комнаты были поспешно и беспорядочно, даже без описи, эвакуированы в восьми сундуках из Петрограда в Москву. Так, без проверки, их приняли в Оружейную палату Московского Кремля вместе с другим эвакуированным имуществом Камеральной части. Впоследствии их завалили новыми грузами, и в таком виде они хранились вплоть до Октябрьской революции.

Таким образом, говоря об истории национальной сокровищницы России, нужно отметить, что на протяжении всего правления дома Романовых она пополнялась драгоценностями.

2. Алмазный фонд - национальная сокровищница России

В 1922 году в подвалах Оружейной палаты Кремля были найдены сокровища российской короны. Для их изучения в спешном порядке была создана комиссия, которую возглавил академик Александр Ферсман. С его именем связана вся дальнейшая история Алмазного фонда.

Однако функция Гохрана тех лет заключалась не только в сохранении богатства российской короны. Члены комиссии работали, чтобы отобрать и сохранить наиболее ценные произведения искусства, пожертвовав определенной частью бытовых предметов дворцового обихода

Молодое советское государство находилось в тяжелом экономическом состоянии после тяжелейшей Гражданской войны. Разруха, голод, эпидемии, миллионы беспризорников – для решения этих проблем нужны были большие средства.

Поэтому было принято решение часть исторического наследия, после экспертной оценки, продать на зарубежных аукционах, чтобы на вырученную валюту закупать продовольствие и промышленное оборудование для восстановления экономики страны.

В связи с появлением на зарубежных аукционах исторических раритетов из коллекции дома Романовых разразился международный скандал, а противники Советского Союза утверждали, что большевики распродают царское наследие.

Для опровержения этих заявлений и в подтверждение платежеспособности страны было принято решение провести выставку Алмазного фонда 18 декабря 1925 года в Колонном зале Дома Союзов.

Но опубликованный А. Ферсманом труд не смог полностью устранить недоверие к выводам комиссии. Дело в том, что в руководство комиссии входил Председатель Реввоенсовета Лев Троцкий. Опись 1898 года стала недоступной для исследователей, так как она была сдана в архив в рамках дела Л. Троцкого, которое до сих пор не рассекречено.

В 1965 году при ВНИИ Гознака была создана Экспериментальная лаборатория ювелирного искусства. В 1970 году лаборатория была переведена в Государственное хранилище ценностей (Гохран).

Постепенно сформировался коллектив из пяти мастеров: Г. Ф. Алексахин, Б. В. Иванов, В. Е. Жилин, В. Г. Ситников, В. В. Николаев.

Мастера Гохрана много сделали для сохранения национального достояния страны: восстанавливали по эскизам и фотографиям утраченные драгоценности; в частности, спасли корону Российской империи от разрушения. Мастера Гохрана создают замечательные авторские работы, например, прославленную бриллиантовую розу, равной по красоте которой нет в мире.

В настоящее время Гохран является главным закупщиком добываемых на территории России алмазов, золота, платины и других драгоценных камней и металлов. Таким образом, Гохран выполняет функции национальной сокровищницы России:

- сохраняет бесценное национальное наследие;

- приумножает государственные запасы драгоценных камней и металлов.

Как один из главных музеев страны Алмазный фонд выполняет научную и просветительскую работу по популяризации исторического наследия России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К теме Гохрана и Алмазного фонда нашей страны обращались многие исследователи. И если в изучении происхождения коронационных императорских регалий, а также исторических камней, из которых они созданы, накоплен довольно обширный материал и существует определенный консенсус между исследователями в их оценке, то в отношении истории Алмазного фонда СССР и России есть проблемы, еще не решенные исследователями.

Другая группа авторов, открыто выступившая против этой точки зрения в 80-90-е годы XX века, солидаризуется с давними обвинениями зарубежных авторов в расхищении царских сокровищ большевиками. Ярким приверженцем этой точки зрения является журналист А. Мосякин, автор многочисленных публикаций в прессе статей об Алмазном фонде.

Третью группу авторов можно условно обозначить, как стремящихся объективно расследовать все версии, опираясь на доказанные факты. К таким авторам можно отнести исследователя И. В. Зимина.

Представляется, что история Алмазного фонда в период с 20-е по 50-е годы – наиболее интересная и довольно скупо освещенная тема, которая является серьезной научной проблемой для современных исследователей.

Перед сотрудниками Гохрана стоят задачи по приумножению и сохранению национального достояния страны, а перед исследователями – создания полной и объективной истории Гохрана и Алмазного фонда России на всех этапах их развития.

В завершение краткого обзора хочется отметить следующее.

История национальной сокровищницы России насчитывает несколько столетий. Цари династии Рюриковичей, создавшие централизованное Московское государство, а затем представители дома Романовых, за триста лет правления страной сделавших ее великой империей, собрали коллекцию драгоценностей, которые представляют огромную историческую, художественную, научную и материальную ценность.

Но все-таки главную лепту в создание национального достояния страны внесли рабочие, потом и кровью добывавшие эти сокровища своим трудом на приисках и рудниках, ученые, разведывавшие месторождения драгоценных камней и металлов, и мастера, которые создали бесценные шедевры.

Именно они, а не только алмазы, бриллианты, золото и платина – Алмазный фонд России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Читайте также: