Административно территориальное устройство государства доклад

Обновлено: 05.07.2024

Рассмотрим понятие и содержание административно-территориального устройства государства.

Административно-территориальное устройство – это разделение территории государства на отдельные единицы, в соответствии с которым выстраивается система государственного, регионального и местного управления.

Административно-территориальное устройство отражает особенности и характер отношений между государством и его составными частями. При этом административно-территориальное устройство формируется в течение долгого времени. В его основе находятся политические, экономические, социальные и иные факторы, а также непременно учитывается фактическое расселение граждан на конкретной территории.

В прямом смысле понятие административно-территориальное устройство относится только к унитарному государству, поскольку для федерации первичное значение имеет федеративное устройство. В последнем случае непосредственно территориальное деление государства характерно субъектам федерации – республикам, штатам, провинциям, землям, кантонам.

Совокупность территориальных единиц формирует территориальное деление государства.

Территориальные единицы государства выступают пространственным пределом для функционирования региональных и местных институтов публичной власти.

Как правило, государства с большой территорией обладают трехзвенной системой административно-территориального устройства. Например, большая часть территории Великобритании делится на графства, графства – на округа, а последние состоят из приходов. В устройстве Франции и вовсе заложена четырехзвенная система: департаменты–округа–кантоны–коммуны (общины).

Низовой административной единицей в административно-территориальном устройстве обычно выступает небольшое городское либо сельское поселение типа коммуны (общины), а в ряде африканских и азиатских странах подобную роль выполняет род или кочевое племя.

В административно-территориальных единицах присутствует назначенное должностное лицо, которое управляет соответствующей территорией, или избранный гражданами представительный орган и назначенное должностное лицо. Далеко не во всех административно-территориальных образованиях формируются представительные органы. В маленьких по численности населения или территории государствах вообще отсутствуют самостоятельные и обособленные административно-территориальные единицы (например, Мальта, Бахрейн).

К административно-территориальным образованиям примыкают столичные округа, которые обладают самостоятельным статусом. Они имеют столицу и её окрестности (федеральные округа в Бразилии, США). Местное (городское) самоуправление в данном случае ограничено.

В соответствии с положениями национальных конституционных норм большой самостоятельностью обладают только крупные административно-территориальные единицы – области в Италии (их число 20) и Испании (17). В указанных государствах области предстают как общепризнанные публично-правовые учреждения и имеют более широкие полномочия, нежели субъекты некоторых федераций.

Основными территориальными единицами Португалии выступают административные области, муниципии, приходы. Согласно статье 227 конституции Португалии введен особый политико-правовой режим для отдаленных территорий – Азорских островов и Мадейры.

Административно-территориальное устройство — это важный институт федеративного устройства, носящий вместе с тем комплексный характер и тесно связанный с системой органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Административно-территориальное устройство - это внутренне согласованное объёдинение административно-территориальных единиц, которое обеспечивает необходимое организационное единство и упорядоченность административно-территориальной структуры федерального государства и его субъектов. [1]

Административно-территориальное устройство российского государства представляет собой деление территории России и субъектов федерации на структурные единицы —территориальные образования, которые являются необходимой организационной основой функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, участия граждан в управлении госу­дарственными и общественными делами, эффективного использования природных и материальных ресурсов, создания необходи­мых условий для удовлетворения социально-экономических, политических и духовных потребностей населения.

Как целостную систему административно-территориальное устройство характеризуют следующие признаки:

- единство основ конституционного строя российского государства, задачи и цели многонационального народа, проживающего различных субъектах федерации и административно-территориальных единицах;

- тесная связь административно -территориального устройства с основными функциями российского государства, с задачами госу­дарственного, экономического, политического и социально-куль­турного развития;

- единство территории Российской Федерации (ст. 5, 65, 67 Конституции РФ);

- равноправие субъектов федерации (ст. 5 Конституции РФ);

- единая сеть административно-территориальных единиц в субъ­ектах федерации (город субъектного подчинения, район, города, город);

- единые принципы, лежащие в основе всего административно -территориального устройства Российской Федерации (п. 3 ст. 5 Конституции РФ);

- единство системы органов государственной власти в субъекте федерации в соответствии с административно-территориальным устройством;

- автономность одних административно-территориальных обра­зований по отношению к другим.[2]

Безусловно, перечисленные признаки являются далеко не ис­черпывающими, однако даже их достаточно для того, чтобы рас­сматривать территориальное устройство российского государства как целостную структуру.

В основе административно - территориального устройства Российского государства лежит закрепленный в Конституции России принцип федерализма, сочетающий в себе два начала: централизм, требующий соответствующих органов государственности власти в субъектах федерации, и широкий демократизм, выражающийся в местном самоуправлении, самоорганизации территорий. Централизм в РФ направлен на установление цивилизованных отношений между центром и субъектом.

Такая организация взаимоотношений позволяет исключить территориальную раздробленность и построить согласованные межтерриториальные связи, обеспечивающие автономность каждой административно-территориальной единицы в тесном сочетании с взаимодействием субъектов федерации.

Анализируя их юридическую природу, можно прийти к выводу, что все они наделяются Конституцией статусом государственных территориальных образований, о чем свидетельствует наличие у них элементов учредительной власти, собственного законодательства, территориального верховенства, предметов ведения, особого характера взаимоотношений с федеральной властью и другими субъектами. По сравнению с обычными административно -территориальными единицами субъекты федерации наделяются природой государственно-территориальных образований.

Под административно-территориальной единицей понимают часть территории государства, которая служит пространственной сферой деятельности соответствующих органов.

Всякая часть территории, будучи признана самостоятельной административно-территориальной единицей, неизбежно получает и организационное оформление. Последнее проявляется в ряде обязательных признаков. К их числу относится наличие ограниченной определенными пределами территории, что находит свое выражение в соответствующих правовых актах, которыми либо устанавливаются границы (районов, городов, поселков), либо перечисляются населенные пункты, находящихся на территориях местного самоуправления. Территория служит экономической и финансовой основой осуществления власти создаваемых на ней представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления.

Признавая ту или иную территорию самостоятельной административно-территориальной единицей, соответствующие государственные органы или органы местного самоуправления тем самым признают право населения данной территории на управление государственными и общественными делами.

Таким образом, административно-территориальная единица — компактная часть территории субъекта РФ, ограниченная и объединенная пределами распространения власти функционирующих на ней органов государства или органов местного самоуправления и максимально обеспечивающая реализацию задач и функцию государства. С учетом приведенного понимания административно-территориальной единицы к различным видам их могут быть отнесены сельсоветы, поселки, города районного, областного, краевого, республиканского (не РФ) значения, а также районы. Вышеперечисленные административно-территориальные единицы являются субъектами соответствующих государственно-правовых отношений.[3]

Административно-территориальное устройство РФ функционирует как система, включающая в себя в качестве ее элементов и составных частей административно-территориальные единицы. В свою очередь административно-территориальное устройство каждого субъекта РФ же функционирует как система в рамках общефедеральной территориальной системы.

Как сложная система административно-территориальное устройство включает в качестве составных частей административно-территориальное деление (членение государственной территории по политическому признаку), ведомственно - территориальное деление (разделение государственной территории на зоны действия или влияния по производственному признаку), национально-территориальное деление (разделение административно-территориальных единиц по национальному признаку) и отношения административно-территориальной подчиненности (социальные связи между отдельными типовыми частями государственной территории).

Системообразующими факторами, объединяющими отдельные элементы территориальной организации в целостный организм, являются такие свойства территории, как ее политическая однородность исключающая существование внутри суверенного государства участков территорий, подчиненных юрисдикции другого государства; принадлежность государственной территории народу; способность территории к функциональному делению на типовые части произвольных форм и любых размеров, позволяющая отыскивать оптимальные структуры пространственной сферы политической и экономической организации общества.

1. Конституция РФ. - М., 1993.

[1] Алаев Э. Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологи­ческий словарь. М., 1983.

[2] Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф. Опыты федерализма. М., 1998.

[3] Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под общ. ред. Кудрявцева Ю.В. - М.: Фонд "Правовая культура", 1996.

Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о.

Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился .

Проблемы формы государственного устройства возникли после того, как увеличившиеся размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией. В период абсолютизма центральная власть в лице монарха определяла административно-территориальное деление страны - систему единиц, на которые делилась ее территория и в которых действовали назначенные из центра должностные лица или органы власти. Деление в большинстве случаев не было чисто искусственным, не определялось произвольно проведенными на карте линиями. Обычно оно строилось с учетом фактического расселения людей, реальных связей между поселениями. Учитывались при этом и административные задачи - интересы обороны, полицейского контроля, удобство сбора налогов и т.д. В более крупных государствах административно-территориальное деление становилось ступенчатым: мелкие единицы, сохраняя свою обособленность, включались в крупные, и чиновники, управлявшие мелкими единицами, ставились в подчинение чиновникам, которым вверялось управление соответствующими крупными единицами.
По мере разложения абсолютизма и перехода к индустриальному строю в низовых территориальных единицах - городских и сельских общинах - начало формироваться местное самоуправление (впрочем, некоторые города пользовались правами самоуправления и в феодальную эпоху), а затем оно стало распространяться и на более крупные территориальные единицы. Происходил, процесс объединения государств, а также, аннексия, то есть насильственное присоединение слабых государств к сильным с сохранением иногда признаков государственности у присоединенных.
Административно-территориальное деление стало превращаться в политико-территориальное, и, соответственно, административно-территориальное устройство стало в преобладающей мере политико-территориальным.
Самоуправляющиеся территориальные единицы обладают самостоятельностью в рамках конституции. Решения органов публичной власти или населения этих единиц, принятые в пределах установленных конституцией или законом автономных прав, не могут быть отменены органами государства или органами публичной власти более крупной единицы.Глава 1 Форма территориального государственного устройства

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

Территориальное устройство государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает: из каких частей состоит внутренняя структура государства; каково правовое положение этих частей, и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

Исторически сложились три "классических" формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.) [5]

Унитарное государство - это цельное государство, части (территориальные подразделения) которого (департаменты, провинции, округа, и т. д.) являются только административно - территориальными образованиями, не имеющими каких - либо суверенных прав. У этих образований нет своего законодательства и своей судебной системы, органы административного управления либо подчинены непосредственно центральным органам власти, либо имеют двойное подчинение - "центру" и местным представительным органам.

Как правило, унитарное государство характерно для однонациональных государств, где большинство населения является представителем одной нации. Также унитарная форма государственного устройства характерна государствам с монархической формой правления.

Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран иных форм государственного устройства - федераций и конфедеративных государственных союзов.

В наше время, как уже отмечалось ранее, унитарное государство также существует, но это явление не носит столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов), однонациональных (из-за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств (в связи с традициями). Примерами могут служить Польская республика, Италия, Япония и др. Кроме того, унитарная форма государственного устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами, какой - либо федерации. Так, любая республика в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой правления.

Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных и относительно децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления.

В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами.
Относительно децентрализованными унитарными государствами являются такие, в которых высшие территориальные единицы носят исключительно или главным образом административный характер, а самоуправляются лишь низовые единицы.

К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.

Существует также разграничение полномочий между центральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Это способствует (наряду с делением государственной власти на три "ветви") децентрализации и "разделению" власти, предупреждающим ее концентрацию. Как правило, к ведению общефедеральных органов власти относится внешняя политика, оборона страны, экономическая, социальная и идеологическая политика, принятие общефедерального законодательства; в компетенцию органов власти субъектов федерации входит решение вопросов о формировании органов власти на своей территории, принятие своего законодательства, иногда налоговая политика.

Как уже говорилось, федерация как особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII - XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно - демократических революций. Пожалуй, наиболее известным примером федерации могут послужить Соединенные Штаты Америки.

Сейчас эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных и средних по территории демократических государств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение в предоставлении государственности в рамках федерации (Российская Федерация - хороший тому пример)[1]. Главное различие между обеими формами (федерация и унитаризм), заключается в том, что при унитарной форме территория государства состоит из политико-административных или административных единиц, тогда как при федеративной форме высшие территориальные единицы представляют собой государствоподобные образования или даже государства — субъекты федерации. Слово "штат", входящее в официальное название ряда федеративных государств и обозначающее субъект федерации (США, Мексики, Бразилии и др.) означает не что иное, как "государство" (ср. нем. Staat, англ. state, фр. etat, исп. Estado). Соответственно для федеративной формы, характерно конституционно установленное разграничение компетенции между федерацией в целом и ее субъектами, существование и границы которых обычно гарантированы конституцией, тогда как в унитарном государстве компетенция территориальных единиц, как и нередко само их существование и границы, устанавливаются текущими актами центральной власти. Можно сказать, что субъекты федерации всегда обладают государственной автономией.

Этот критерий помогает и в случаях, когда различие между унитаризмом и федерализмом в конкретном государстве весьма невелико, как, например, в федеративных Венесуэле или Канаде, где штаты, соответственно провинции, не имеют конституций, а также в унитарных Испании или Италии, где высшие территориальные единицы также обладают государственной автономией. Впрочем, унитаризм территориального устройства обеих последних стран подтверждается еще и тем, что уставы (статуты) соответственно автономных сообществ Испании и областей Италии утверждаются актами центрального парламента, тогда как в федерациях их субъекты сами принимают свои конституции или равнозначные им акты [3].

Третьей формой государственного устройства принято считать конфедерацию. Однако, как уже говорилось выше, сейчас взгляд на конфедерацию стал меняться, и многие юристы сравнивают эту форму с государственным союзом.

Конфедерация – это государственный союз государств. То есть ни одно из государств - членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т.д.

Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких - либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко. Это все - таки переходная форма государственного устройства, и поэтому она возникает на несколько лет, не больше. Примером конфедерации может служить Конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке, что послужило началом Гражданской войны в США (1861 - 1865 годов).

Следует также указать на юридическое различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация — это форма территориального устройства государства, а конфедерация — форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто. Например, официальное французское и итальянское название швейцарского государства — Швейцарская Конфедерация, но это название, пришедшее из истории, не отражает действительности, а именно того факта, что Швейцария по содержанию ее Конституции представляет собой федеративное государство. Конфедерация, как и федерация, может иметь общие органы типа парламента, правительства, верховного суда, однако юридическая специфика заключается в том, что в отличие от актов федеральных органов власти акты органов конфедерации, во всяком случае, акты законодательной и исполнительной власти, не действуют непосредственно на территориях государств-субъектов конфедерации, а нуждаются в подтверждении (ратификации) их соответствующими органами, которые могут их и нуллифицировать, то есть отклонять. Впрочем, опыт западноевропейской интеграции показывает условность данного критерия. Европейский союз несет в себе черты не только конфедеративные, но даже уже и федеративные, поскольку некоторые акты органов Союза имеют прямое действие на территориях государств-членов.

Вышеперечисленные три формы государственного устройства являются основными, однако еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве "ассоциированных участников". Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При существовании экономических предпосылок (общего рынка) и единой правовой среды (создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге), происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию (интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за шагом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации) [4].

Форма государственного устройства – это взаимоотношения между центральной властью и территориальными составными частями. Система территориальных составных частей образует территориальное деление государства.
Местные территориальные единицы являются подразделениями унитарных государств и субъектов федераций, а также иных регионов, пользующихся государственной автономией.
Местное управление – это управленческая деятельность в местной территориальной единице, осуществляемая центральной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня управления. Осуществляется местное управление через назначаемые вышестоящей властью административные органы.
Местное самоуправление – это деятельность самого населения местной территориальной единицы - территориального коллектива и его выборных органов по управлению его делами.
Органы местного самоуправления могут в судебном порядке защищать свою автономию не только от ретивых местных администраторов, но даже от парламентов, президентов и правительств.
Таким образом, форма государственного устройства на современном этапе является неотъемлемым элементом современного демократического общества, отражающим его потребности для наиболее эффективного функционирования государственных институтов.

1. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф.Федерализм в истории России. В 3 кн. Кн.1. - М.: Республика, 2000.

Ключевые слова конспекта: административно-территориальное устройство (деление), федеративное устройство, федеральные округа и их центры.

Административно-территориальное деление (административно-территориальное устройство) — это разделение территории унитарного государства на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти. Такое деление обусловлено природными, политическими, экономическими, этническими, национальными и иными факторами.

Административно-территориальное деление (устройство) присуще также и субъектам федеративных государств, так как последние, как правило, являются унитарными государствами. В отличие от унитарных государств территориальное устройство федераций характеризуется федеративным устройством.

В России применяется два вида территориального деления:

  • административно-территориальное устройство — для упорядоченного осуществления функций государственного управления (см. коды ОКАТО),
  • муниципальное устройство — для организации местного самоуправления (см. коды ОКТМО)

Выделяют два основных подхода к соотношению административного и муниципального деления:

  1. совмещение двух видов деления — границы муниципальных районов совпадают с границами административных районов.
  2. юридическом разведении двух видов деления — границы административных и муниципальных единиц могут меняться независимо, в границах административного района могут действовать два муниципальных района или муниципальный район и городской округ.

Федеративное устройство Российской Федерации.

Российская Федерация (Россия) – суверенная демократическая республика, имеет федеративную форму государственного устройства. Россия состоит из 85 субъектов федерации (с 18 марта 2014 года) – 22 республики, 9 краев, 3 автономных округа, входящие в состав областей, 1 автономный округ, не входящий в состав области, 1 автономная область, 46 областей и 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь).

Территория страны разделена на 8 федеральных округов. Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическими районами, но не совпадали с их количеством и составом (за исключением совпадения состава и названия Дальневосточного федерального округа с одноимённым экономическим районом). Наибольшим округом по количеству субъектов и численности населения является Центральный округ, по размерам территории — Дальневосточный округ.

Административно-территориальное устройство России

Федеральные округа и их центры.

1) Центральный федеральный округ (18 субъектов): Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, город федерального значения Москва. Центр федерального округа – г. Москва. Территория — 650 205 км² (3,8 % от РФ). Население — 39 250 960 чел. (26,85 % от РФ, 2021г.)

2) Северо-Западный федеральный округ (11 субъектов): Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, город федерального значения Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. Центр федерального округа – г. Санкт-Петербург. Территория — 686 972 км² (9,85 % от РФ). Население — 13 941 959 чел. (9,54 % от РФ, 2021г.)

3) Южный федеральный округ (8 субъектов): Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, Республика Крым, город федерального значения Севастополь. Центр федерального округа – г. Ростов-на-Дону. Территория — 447 821 км² (2,61 % от РФ). Население — 16 482 488 чел. (11,28 % от РФ, 2021г.)

4) Северо-Кавказский федеральный округ (7 субъектов): Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Ставропольский край, Чеченская Республика. Центр федерального округа – г. Пятигорск. Территория — 170 439 км² (1 % от РФ). Население 9 967 301 чел. (6,82 % от РФ, 2021г.)

5) Приволжский федеральный округ (14 субъектов): Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область. Центр федерального округа – г. Нижний Новгород. Территория — 1 036 975 км² (6,06 % от РФ). Население — 29 070 827 чел. (19.89 % от РФ, 2021г.)

6) Уральский федеральный округ (6 субъектов): Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Центр федерального округа – г. Екатеринбург. Территория — 1 818 497 км² (10,62 % от РФ). Население — 12 329 500 чел. (8,43 % от РФ, 2021г.)

7) Сибирский федеральный округ (10 субъектов): Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область. Центр федерального округа – г. Новосибирск. Территория — 4 361 727 км² (25,47 % от РФ). Население: 17 003 927 чел. (11,63 % от РФ, 2021г.)

8) Дальневосточный федеральный округ (11 субъектов): Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ. Центр федерального округа – г. Владивосток (с 2018 г). Территория — 6 952 555 км² (40,6 % от РФ). Население: 8 124 053 чел. (5,56 % от РФ, 2021г.)



Понятие формы государств

Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, определяющее особенности взаимоотношений между центральной и региональными властями. Государство, достигая определенной численности населения и размера территории, начинает делиться на части, которые могут обладать или не обладать определенной самостоятельностью.

Формы государственного устройства

Современный мир знает три основные формы государственного территориального устройства: унитарное государство, вся власть в котором сосредоточена в едином центре; союзное государство - федерация; особый надгосударственный союз - конфедерация.

М. Монтень

Унитарное государство

Унитарная форма государства (от лат. unitas — единство) - наиболее распространенная форма государственного устройства в мире. Такими государствами являются, например, Франция, Швеция, Япония, Польша, Италия, Украина.

Признаки унитарного государства

Территория состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих самостоятельностью;

Наличие единой конституции;

Единая система органов государственной власти;

Единая финансовая система;

Единая система законодательства.

Федерация

Семь из восьми крупнейших государств мира - федерации. Их общая территория охватывает половину всей площади Земли, а население превышает 1,5 млрд. человек. Всего в мире насчитывается 24 Федерации, занимающих 51,8% поверхности Земли, жители которых составляют 39% мирового населения. К примерам федераций в современном мире можно отнести Россию, США, Канаду, Австралию, Бразилию, Индию, Мексику, Аргентину, ФРГ

Признаки федерации

Двухуровневая система органов государственной власти: федеральные органы власти и органы власти отдельных регионов;

Двухуровневая система законодательства: федеральные законы и законы субъектов федерации

Принцип бикамерализма в построении союзного парламента;

Непризнание за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками)


Конфедерация

Конфедерация - особый союз суверенных государств, связанных менее тесно, чем в федерации, для достижения конкретных целей (военных, политических, экономических. ). Со временем конфедерация либо распадается либо преобразуется в федерацию.

Признаки конфедерации

Сохранение суверенитета и международного статуса субъектов конфедерации.

Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств.

Субъекты конфедерации обладают правом на сецессию, то есть правом на выход из состава конфедерации.

Конфедерации в истории

Швейцария, несмотря на своё официальное название — Швейцарская Конфедерация — в настоящее время представляет собой классическую федерацию, хотя многие века (1291—1848) действительно была конфедерацией

Речь Посполитая являлась конфедерацией, образованной объединением Польского Королевства и Великого княжества Литовского.

Своеобразной формой конфедерации являются унии-монархии, в которых под властью единого монарха объединены самостоятельные, независимые государства. Последние из конфедераций-уний — Австро-Венгрия до 1918 года и Швеция и Норвегия до 1905 года.

Конфедерации в настоящее время

В наше время не существует полноценных конфедераций. Некоторые считают Евросоюз конфедерацией (он и правда обладает некоторыми ее признаками)1

Конституция Боснии и Герцеговины не определяет форму государственного территориального устройства. Де-факто БиГ является асимметричной конфедерацией без права субъектов на сецессию.

Читайте также: