3dconf доклад николай фетюхин mst

Обновлено: 05.07.2024

I. Главный вопрос. Как и на что ты фокусируешь свои усилия в течение рабочей недели?

Сколько времени это занимает и как часто ты это делаешь?

1. Оперативное планирование.

15 минут в день.

2. Стратегическое планирование.

8 часов в полгода.

3. Подбор персонала.

1–2 собеседования в неделю.

4. Управление проектами клиентов (роль project manager).

1 час в неделю на общем совещании.

5. Управление собственными проектами твоей компании (роль project owner).

6. Проверка хода проектов, выполняемых менеджерами среднего звена (в том числе — проверка дизайна, кода и прочего).

На это я время не трачу — есть арт-директор, технический директор, ведущий продюсер.

7. Решение технических проблем на проектах.

На это я время не трачу, есть служба поддержки.

8. Контроль задач.

1 час в неделю, когда смотрю CRM.

9. Постановка задач.

1 час в день — устно или почтой.

10. Тестирование.

На это время я не трачу, есть QA-директор.

11. Чтение статей и новостей.

12. Чтение серьезных книг.

8 часов в месяц.

13. Написание статей и заметок.

14. Семинары и конференции.

3 часа в квартал.

15. PR своей компании.

17. Общение с клиентами.

18. Работа с подрядчиками и партнерами.

19. Планирование финансов.

Ежедневно, 15 минут.

20. Управление инфраструктурой компании.

21. Электронная почта.

22. Общение с сотрудниками на мотивирующие темы.

23. Обучение сотрудников.

24. Решение проблем сотрудников.

25. Серфинг соцсетей.

15 минут в день.

Отсутствует, к сожалению.

29. Авралы и непредвиденные задачи.

30. Командировки.

31. Релакс (sex, drugs, rock-n-roll).

1 день в неделю.

II. Чему бы ты хотел уделять больше внимания?

Работе над проектами, мне это интересно и это важно, но на это не получается потратить много времени, я это сознательно не меняю, потому что у меня очень сильные руководители в продакшене.

III. Пара дополнительных вопросов.

32. Сколько дней в неделю ты работаешь?

33. С чего начинается твой рабочий день?

Первый час своей работы я трачу на то, что обхожу офис (4 этажа) и с каждым здороваюсь (60 человек), с руководителями и ключевыми сотрудниками, в общем с теми, с кем у меня есть общие задачи/проекты, перекидываюсь парой фраз по делу или так по жизни :) Стараюсь у каждого что-то спросить или пошутить :)

34. Во сколько ты приходишь на работу и уходишь домой?

Всегда в разное время. Прихожу с 7:00 до 11:00, чаще всего к 10:00. Ухожу, как правило, не раньше 20:00, иногда позже.

35. Как построен твой рабочий день во время командировок (например, ты выступаешь на трехдневной конференции)?


- Как отмечаете день рождения и что вам подарили?

- Отмечаю в коллективе, вечером - с семьей. Коллеги подарили необычный торт в виде кейса с деньгами.

- Когда вы поняли, что хотите работать в сфере IT и современных технологий?

- Наверное, это случилось в университете, когда я пошел учиться на российско-американский факультет и в это же время работал самым младшим специалистом по маркетингу. Тогда это было новое слово. Работая маркетологом, я понял, что маркетинг в интернете представлен слабо: нет игроков на рынке, специалистов очень мало. Тогда я заболел этой идеей и решил, что нужно в этом направлении качать свои скиллы и уходить в эту специализацию.

- Не страшно было заходить в эту нишу?

- Нет, это моя специфика характера. Люблю все новое, с еще большим интересом стремлюсь к новому.

- Когда вы поняли, что дело пошло и вы добились реального успеха?

- Я до сих пор считаю, что никакого успеха не добился. Не было такого никогда. Были отдельные моменты, конечно, когда финансовый год хорошо сложился или когда мы взяли очень много профессиональных наград, но я всегда настроен критически к себе. Поэтому я всегда больше недоволен, чем доволен. Так что нечем пока гордиться!

- В одном из своих интервью, вы рассказывали, что каждое утро здороваетесь с каждым из своих сотрудников и с каждым из них перекидываетесь парой фраз, тогда как их более 70 человек! Но самое главное - вы никогда никого не ругаете с утра. До сих пор так делаете?

- Да, каждое утро. Я вообще не скандальный человек, не негативщик. Чем старше становишься, тем больше понимаешь, что если кто-то что-то не сделал – это больше твоя вина. Либо задача была неправильно поставлена, либо не того человека поставил на эту задачу. Если человек на своем месте и ему грамотно поставлена задача, то все будет четко выполнено по факту. Бывают, конечно, и ошибки. Мы все неидеальные, допускаем ошибки. Я вообще никогда не ругаюсь, не кричу. Это бывает крайне редко. Если человек что-то не сделал к поставленному сроку, то, конечно, будут сделаны выводы или задача будет передана другому.


- А что тогда вас может вывести из себя?

- Меня больше расстраивает, когда ты предлагаешь какое-то решение клиенту, и он понимает, что это решение ему больше подходит, но в силу какой-то консервативности он выбирает более приземленный вариант. Все остальные вещи не расстраивают. Любые обстоятельства – это задача, которую надо решить. С возрастом перестаешь расстраиваться и выполняешь больший объем задач, легче выполняешь.

- Как стать лидером?

- Есть внутренняя потребность брать на себя ответственность. Нужно быть профессионалом, постоянно учиться, учиться управлять, делегировать задачи. Нужно самому быть одному из лучших специалистов. Ты никогда не станешь лидером, если ты сам не разбираешься. Просто тебе не поверят. Не бывает тренера, который плохо разбирается в технике или тактике. Все хорошие тренеры - в прошлом хорошие игроки. И мне кажется, что критичность - это хорошее качество. Хороший специалист всегда не уверен в себе и занимается самоедством.

- Ваша лучшая черта характера?

- А худшая?

- Лень. Все равно что-то через силу делаешь, заставляешь себя. Все люди ленивые - это нормально. Во многом это зависит от культуры, окружения. Я считаю себя достаточно ленивым человеком. Был бы не таким ленивым, давно бы уже стал номером 1 в мире.

- Расскажите о работе своего офиса в Сингапуре и почему выбрали именно эту страну?

- У нас были и есть иностранные клиенты, и в какой-то момент возникли трудности с работой в российской юрисдикции. Где-то технические моменты, где-то санкционная политика. Поэтому мы приняли решение, что нужно иметь представительство в юрисдикции какой-то из стран - рассматривали Сингапур, Лондон, Америку. Остановились в итоге на Сингапуре - там неплохие условия для IT-компаний, хотя в Ульяновске намного лучше. Просто задача была выйти на западный рынок. Сейчас происходит смена формации лидера в мировых каналах. Мы считаем, что лидерами станут азиатские страны. Сингапур – точка переговоров и сборов. Я могу честно сказать, что у нас сейчас очень много работы в России, что нам не хватает сил развивать Сингапур. Поэтому там у нас пока небольшая активность. Есть несколько клиентов, которых мы ведем, но чтобы его развивать, надо более активно этим заниматься и присутствовать там. Азиаты привыкли решать вопросы лично, не по телефону или скайпу.


- С кем вы сейчас работаете?

- Как вы оцениваете уровень сферы IT в Ульяновске?

- Высоко. Я считаю, что Ульяновск - один из лучших городов в России в этой сфере. У нас очень сильное комьюнити, которое тащит всю отрасль. Тесное взаимодействие с властью. Власти тоже надо отдать должное - у нее хватило мудрости 10 лет назад заметить, что есть такая отрасль. Профинансировали, поддержали. Я считаю, что у нас точно сильнее отрасль, чем в других городах. В Москве просто компаний больше, а если в процентном соотношении брать, то Ульяновск круче.

- Как проводите свободное время?

- С семьей в основном. Гуляем, спортом занимаемся, в кафе ходим. Я человек семейный, двое маленьких детей. Всю неделю их почти не вижу, поэтому все свободное время провожу с ними. И к родителям хожу.


- Киберспортом не увлекаетесь?

- Нет, киберспорт не входит в мои увлечения (смеется - прим. ред.).

- Кто для вас авторитет?

- Есть ли у вас яркое детское воспоминание?

- Наверное, это будет случай, когда мне было 13 лет. Мы отмечали мой день рождения и мой отец в поздравительном тосте перепутал, сколько мне лет.

- Что пожелаете самому себе в этот день?

- Чтобы все оставалось так же, как и сейчас. Чтобы все было стабильно. Не происходило резких изменений в экономике и политике, а все остальное мы сделаем сами.

В этом году одному из лидеров рынка digital-маркетинга и продакшена — MST — исполняется 15 лет. Мы поговорили с основателем компании — Николаем Фетюхиным о том, как компания сумела вырасти во время финансового кризиса, какие трудности испытала, как из Ульяновска начать работать с мировыми брендами и как управлять офисами в Москве и Cингапуре.

Справка о компании MST

MST специализируется на комплексном обслуживании брендов в digital, имеет более 150 профессиональных наград.

В штате работают 100 специалистов в 4 офисах из 3 стран мира (2 офиса в Ульяновске, 1 в Москве, 1 в Сингапуре).

В 2009 году компания оценена в 1 млн $, и часть компании выкуплена ГК RED KEDS.

В 2018 MST выкупила свою долю назад.

Отдел дизайна MST

Отдел дизайна MST

Николай, ты думал, что компания, которую ты создавал, будет жить так долго?

— Я всегда знал, что моё детище будет существовать долго! Я не сомневался ни минуты и сейчас не сомневаюсь, что впереди нас ждут ещё бо́льшие достижения. Мы в самом начале своего пути.


Как повысить конверсию на 94%, перекрасив несколько пикселей

Я изучал опыт японских и итальянских компаний, которые существуют по несколько сотен лет, а то и перевалили уже за тысячелетие. У них совершенно особенные ценности и системы, и они по-прежнему лидеры. Для таких компаний 15 лет — это время подростковой зрелости, когда уже все глупости сделал и наступило время глобально определяться по жизни.

Мы последний год именно этим и занимаемся — тестируем гипотезы, рынки и себя на предмет того, куда нам идти в следующие 15 лет. Те рынки, на которых мы сфокусированы сейчас (performance marketing, mobile и web production) для нас не окончательные, точнее, они конечны. Поэтому уже сейчас мы ищем что-то новое, более объёмное и сложное!

И куда вы смотрите, если не секрет?

— Много куда смотрим. Рынок медийной рекламы, рынок интеграторов, рассматриваем различные продуктовые истории, смотрим на аналогичные рынки за пределами РФ. Я и моя команда больше верим в продуктовые истории.

Мы приняли решение прибыль ближайших 3-х лет вкладывать в развитие своих продуктов (с помощью которых мы можем уже сейчас добавить ценности тем услугам, которые оказываем). Эта стратегия должна увеличить объём и стоимость компании в десятки раз. Уже сегодня мы инвестировали в 2 продукта, которые сделают наш сервис и услуги уникальными на рынке! И планируем инвестировать и в другие проекты.

Направления развития MST

Отдел web&mobile development

А можешь рассказать про эти продукты? Или это секрет?

— Один продукт секретный, а про второй с удовольствием расскажу! Это сервис по подбору и букингу проверенных в бою специалистов. Сервис называется Hub digital.

Сейчас он работает больше как биржа лидов: одни компании, у кого избыток заказов, дают лиды тем, у кого недозагрузка. Часто эти компании меняются местами. Но в будущем это будет платформой по букингу крутых свободных специалистов, мы научимся их объединять в команды и, следуя нашей методологии, делать качественный продукт в срок, находясь в разных частях мира.

Если сервис взлетит (в чём мы не сомневаемся), то пойдём с ним дальше, за пределы РФ. MST уже благодаря этой системе научилось быстро (буквально за считанные дни) расширять свои производственные мощности; соответственно, наша ценность для клиентов выросла благодаря этой возможности.

сервис по подбору и букингу проверенных в бою специалистов Hub digital

Фото с новогоднего корпоратива. К — команда!

Не особенно много — 7–10%. Но в 2016, когда мы только открыли представительство в Сингапуре, и этого не было. Сначала мы собрали все шишки и только потом начали потихоньку наращивать портфель. Это не просто — работать по российским лекалам на международных клиентов. Поэтому нам приходиться повышать свои стандарты до международных. Среди иностранных клиентов, в основном, мелкий и средний бизнес. В этом году мы участвуем в тендерах на международных площадках.

Какие именно шишки вы собрали?

— Нужно брать местных на работу. Очень сложно силами из России работать в других часовых поясах, с людьми, для которых английский язык — родной. Это наша точка роста.

Нельзя надеяться на отдельных людей. Если компания хочет перейти на международные рынки, она должны начать мыслить как международная компания — участвовать в международных конференциях и конкурсах, следить за международными трендами, а не только российскими, и так далее.

И самое главное заблуждение: что есть некий абстрактный международный рынок. Нет такого.

У каждой страны свой рынок: у США свой, у Китая свой, у Англии свой, у Германии тоже. Есть безусловное общее внутри экономических зон — Североамериканской, Южноазиатской, Европейской, но всё равно межстрановые различия очень велики по-прежнему. Поэтому сейчас мы, в основном, сфокусированы на североамериканском рынке. А наша сингапурская компания выступает, скорее, надёжной юридической формой отношений для международных клиентов.

Но планы покорить Азию и Китай никто не отменял :–)

Вид из окна нашего Сингапурского офиса

Кроме международных рынков и инвестиций в собственные продукты — какие точки роста ты видишь? Ведь что-то может не сработать. Есть план B?

— Безусловно, у нас есть планы B и С. Например, одна из стратегий роста в ближайшие 3 года — покупка других игроков рынка. Мы начали изучать этот вопрос, и уже сейчас полагаем, что если потратим прибыль 2019-го на покупку меньшего по размерам игрока, это позволить в следующем году вырасти не в 1,5 раза, как мы планируем, а в 2 раза.

Если это получится — очевидно, у нас будет мотивация повторить подобный приём. Кроме этого, мы стимулируем внутри органический рост за счёт более плотной работы топ-менеджмента, перестройки процессов, усиления корпоративной культуры.

В общем, у нас есть несколько сценариев развития. В одном нет сомнений — что у нас это получится сделать, ведь в 2018 году мы это сделали: выросли по объёмам в 1,5 раза, сохранив маржинальность. А в первом полугодии 2019 уже выросли в 2 раза по оборотам (по сравнению к аналогичному периоду 2018) и немного выросли в прибыли.

Ты сказал, что вы выросли в 2018. А что в другие годы? Вы не всегда растёте?

— К сожалению, в 2016–2017 мы росли не сильно. В 2017 вообще практически не выросли. В 2016 выросли процентов на 20. И это во многом моя управленческая ошибка. Я искусственно сдерживал компанию.

Мы не набирали людей для роста. Сильно следили за расходами, не тратя порой на развитие почти ничего. Отказывались от больших рискованных историй. Сингапурский офис — это, пожалуй, единственная инвестиция в этот период. И даже тут мы могли быть посмелее.

Я был твёрдо убежден, что вот-вот грянет кризис. У меня был жёсткий опыт его преодоления в 2008–2009. Поэтому оставался страх. Но когда я увидел, как выросли некоторые конкуренты в 2016–2017, я понял, что это было ошибкой. И в 2018 решил перестать ждать кризис. Так же буду делать и дальше.

Более того, я понял, что в кризис расти даже проще: легче отвоевывать долю рынка. Потому что многие боятся и умирают. Плюс стоимость компаний стремится к нулю, а значит — это хорошее время для покупок.

MST: в кризис расти даже проще

Губернатор Ульяновской области, мэр г. Ульяновск, генеральный директор MST на открытии нового офиса в Ульяновске

Ты упомянул про опыт выползания из кризиса в 2008–2009: расскажи об этом, пожалуйста

— Это была поучительная история. В кризис я вошёл резко. Было всё хорошо, и вдруг внезапно половина клиентов свернула свои бюджеты на маркетинг (или ополовинила).

Мы же при этом продолжали работать в обычном режиме (никого не сокращали, не сильно урезая расходы), полагая, что самое важное — сохранить команду, а клиенты скоро вернутся.

Но они не возвращались в течение квартала, потом второго. Когда я осознал, что это серьёзно, были уже большие долги, превышающие годовой доход компании, начались кассовые разрывы, и мы продолжали работать в минус. Люди начали сами потихоньку отваливаться от компании. Остались только самые верные и, как впоследствии оказалось, самые эффективные. Нас осталось тогда человек 15 из 30.

Также одновременно с тотальным урезанием расходов я начал инициировать новые услуги, более активные продажи — в тот период мы начали активно участвовать в федеральных тендерах и чуть позже открыли офис в Москве.

Напомню, тогда мы были локальной ульяновской компанией, и бо́льшая часть наших заказчиков были из местных компаний.

В какой-то момент мы перестали работать в минус, и обороты начали резко расти. Буквально в середине 2009 мы оказывали услуг вдвое больше, чем до кризиса; а делали это всё по-прежнему 15 ребят из Ульяновска. Рентабельность была 100%.

Мы в 2009 году заработали больше, чем за предыдущие 5 лет. Я отдал все долги и продолжал расти почти в таком же темпе в 2010–2011 годах. Мы построили собственный офис мечты на 1000 метров в эти годы. Тогда мы как раз начали первые переговоры с RED KEDS о продаже им доли. Они анализировали нашу отчётность и поверить не могли, что у нас такая высокая рентабельность. Больше никогда не было такой большой маржи :–) Золотые годы!

Круто! Как отметили 15-летие?

Игра уже вызвала огромный интерес у представителей индустрии: в неё уже поиграло или продолжает играть более 1000 человек. Сценарий игры отражает развитие индустрии за последние 15 лет и специфику работы: тендеры, работа с командой, рейтинги, тренды и постоянные изменения. Всё, как в жизни, всё, как у нас на протяжении этих 15 лет.


Генеральный директор IT-компании MST Николай Фетюхин вложил миллион рублей в биткойны . Таким образом предприниматель хочет на личном опыте разобраться, насколько прибыльными могут быть майнинг и трейдинг.

Предполагается, что эксперимент продлится 3 месяца, после чего г-н Фетюхин обещает подвести промежуточные итоги и высказать свое мнение относительно выгоды работы с виртуальной валютой. При этом, он подчеркивает, что не разбирается в финансовых инструментах и профессиональным инвестором себя не считает.

- На эксперимент решил выделить миллион рублей. Эта сумма не является для меня и моей семьи критичной. При этом закладываю в ней и риски в 50%, то есть в худшем случае за 500 тысяч рублей получу знания и разберусь в этой тематике. 400 тысяч вложу в майнинг , куплю ферму из 20 карт. Они будут майнить зеткойны. А остальные 600 тысяч потратил на покупку биткойнов . Купил их с комиссией, средняя цена составила примерно 15 тысяч. Ими буду трейдить.



Так выглядит ферма для производства криптовалют .

До Нового года стратегия г-на Фетюхина , по его словам, заключалась в том, чтобы покупать биткойны по 12, а продавать по 15 тысяч рублей. О том, какие плоды принесла тактика, бизнесмен обещал рассказать в ближайших видео. Но корреспонденту 73онлайн уже сообщил, что намайнить после старта эксперимента ему пока удалось только порядка 50 долларов.

- Ферму заказал, по-моему, 3 декабря, но пришло все только в начале января. Так что, фактически в полном режиме она работает лишь несколько дней, поскольку был еще и тестовый период. Если говорить про эксперимент в целом, для меня будет нормально, если хотя бы не потеряю вложенный миллион. Ну и хоть немного заработаю. Потому что пока это все не так просто, очень много специфики. Понял одно - чтобы на этом заработать, нужно заниматься постоянно, а не в свободное от работы время. В общем, посмотрим, куда кривая выведет.

Кроме того, Фетюхин обратил внимание, что не рекомендует заниматься криптовалютами всерьез тем, кто не готов, как он, рискнуть большими деньгами. Кстати, накануе стало известно, что Министерство труда РФ разрешило чиновникам не вносить криптовалюты в декларации о доходах.

Читайте также: